Сегодня надо готовить и себя и нынешних школьников к встрече с теми возможностями, которые предоставят информационные технологии в ближайшем будущем.
Современный работник должен уметь:
- Продуктивно использовать информационные ресурсы.
- Грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий.
- Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).
- Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств.
«Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.» К.Д.Ушинский
Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.
Цели работы: установить возможности и пределы использования современных мобильных устройств на уроках истории и обществознания, а также разработать некоторые приемы применения таких устройств.
Средства: Чтобы выбрать наиболее эффективные приемы использования мобильных устройств на уроках истории и обществознания, я посетила семинары и курсы по ИКТ, по работе с электронными учебниками, мастер-классы своих коллег. Познакомилась с мобильными приложениями: приложение nearpod, сервис, работающий в режиме web.Lino it, приложения Plickers, с приложением Google Презентации, Google формы, Google таблицы, Google документы.
Я выбрала для апробации приложение Google Презентация, потому что оно обладает большим потенциалом для создания наглядно-образного представления исторического прошлого. Это приложение позволяет использовать презентации в PowerPoint, с помощью этой программы можно создавать презентации к урокам или использовать готовые, находя их в Интернете. Кроме этого учащиеся могут создавать презентации сами. Презентации, создаваемые индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, сэкономить время на уроках при изучении некоторых тем, позволяют узнать что-то новое по предмету, учат работать в группе. Самое главное, именно презентация дает возможность применять самый широкий спектр способов обработки и представления информации, что является самой распространенной единицей содержания на уроках истории и обществознания.
Я провела целую серию уроков с применением приложения Google Презентация.
На уроке обществознания по теме «Потребности человека» мы впервые с шестиклассниками установили приложение Google Презентация, каждый ученик в своем именном слайде написал свой аккаунт и привел пример своих социальных и духовных потребностей.
На следующем уроке по теме «Мой путь к успеху» мы уже пробовали вставить в именной слайд картинку.
На уроке истории по теме «Объединение Франции» мы приступили к выполнению групповой работы, где каждый слайд содержал несколько вопросов.
На уроке по теме «Что англичане считают началом своей свободы» шестиклассники, работая с учебником, заполняли пропуски в тексте, размещенном на слайде для отдельной группы.
На открытом уроке по обществознанию по теме «Выбор профессии» шестиклассники оформляли целый слайд – таблицу по критериям, заложенным в классификации профессий Климова. Причем, они работали в группах, в которые попали после прохождения психологического тестирования в качестве предварительного домашнего задания.
Учащиеся 11 класса на уроке истории по теме «Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после первой мировой войны» сами, работая в группах, выбирали подтемы для своего слайда и создали по теме урока всю презентацию целиком.
На уроке истории по теме «Усиление королевской власти в 15веке в Англии и Франции» в качестве шаблона для заполнения я предложила шестиклассникам сравнительную таблицу и этот способ анализа информации мы стали использовать и на уроках по темам: «Феодальная раздробленность в Германии и в Италии», «Гуситское движение в Чехии», «Научные открытия и изобретения средневековья», «Средневековая Азия: Китай, Япония, Индия» и др.
В любом случае, для совместной работы с презентацией я предлагаю учащимся следующие шаги: распределиться по группам, продумать тему презентации (по теме урока) или выбрать тему отдельного слайда, распределить роли в группе и вопросы между членами группы, обсудить оформление слайда, лидеру представить результаты работы перед классом. Таким образом, уже на фазе рефлексии урока получения новых знаний, учащиеся выстраивают план новой темы, продумывая маршрут поиска основной и дополнительной информации для выполнения групповой работы. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.
Заключение
1. Выполнение заданий on-line индивидуально или в группе обеспечивает оперативность обработки результатов, экономичность во времени, открытый доступ к результатам.
2. Разнообразие информационных ресурсов в сети Интернет способствует углублённому изучению.
3. Появляется возможность осуществить дифференцированный подход и варьировать учебный материал для учащихся с разными уровнями мотивации и владения учебным предметом.
4. Развивается информационная культура обучающихся.
Результативность может быть доказана на основании повышения динамики успеваемости 6 классов по истории и по обществознанию во втором семестре. Высказывания учеников на этапе рефлексии тоже подтверждают эффективность применения приложения Google Презентация, им нравится работать на мобильных устройствах, можно сравнивать полученную информацию, отбирать по заданным критериям, добавлять иллюстрации, сохранять результаты работы в электронном виде, пользоваться ими при подготовке домашнего задания.
Практический результат – это сами Ученические презентации как образовательный продукт урока, это мои разработки уроков с использованием приложения Google Презентация.
Это идея, возникшая в ходе работы – создать электронную рабочую тетрадь по истории для 6 классов.
Итог.
Для учителя:
- расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории;
- сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества;
- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
- повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.
Для учеников:В результате использования приложения Google стимулируется познавательный интерес учащихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается умение участвовать в работе группы за счет дифференциации процесса обучения, рационального сочетания коллективной формы работы с индивидуальным подходом в обучении.