«Сеять разумное, доброе, вечное»

Разделы: Работа с дошкольниками


Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела. Чем больше
В огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Омар Хаям

Сильнейшим средством воздействия на чувства и разум детей являются произведения детской художественной литературы. Многочисленные учёные А.Н.Виноградова, Н.С.Карпинская, Р.С.Буре, Л.Н.Стрелкова подтверждают в своих работах, то, что дети восприимчивы к детской художественной литературе и эмоционально живо, доверчиво воспринимают то, что им читают. Книга является авторитетом для дошкольников, и поэтому, с помощью её у ребёнка будет складываться и формироваться правильная, этически верная оценка событий, которые он наблюдает. Знакомство с народными произведениями обогащает чувство и речь малышей, играет неоценимую роль в общении родителей и детей.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Потешки, песенки, пестушки вызывают у детей эмоциональный отклик. Они звучат, как ласковый мамин говорок, выражая заботу, нежность. Именно это делает их психологически близкими ребенку, связывая его с самым родным человеком. Дети хлопают в ладошки вместе с вами, когда слышат знакомое: «..ладушки-ладушки», подражают петушку, заслышав слова «петушок-петушок, золотой гребешок..». Знакомые слова «Водичка, водичка, умой моё личико…» заставляют детей улыбаться друг другу и взрослым, радоваться встрече с водой. Через эмоции доброта проникает в сердце ребёнка. Но, к сожалению, дома дети очень редко слышат от родителей ласковые слова потешек, песенок, попевок. Не зная истории своего народа, его культуру невозможно построить счастливое будущее. Поэтому мы в нашем детском саду провели мероприятие «Праздник народного фольклора», целью которого являлось знакомство родителей с мудростью и многогранностью народного творчества, возможностью использования его во взаимоотношениях с детьми.

У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение к маме литературных героев может служить хорошим примером для детей дошкольного возраста. Например, Алёша, маленький герой рассказа Н.Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Сын накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла. На эту же тему и стихи Е.Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала
Ну, и я играть не стала:

Мы обязательно подчёркиваем, что девочка отказывается от своего желания поиграть, побегать, потому что знает, что мама устала и её нельзя будить:

Я бы много хотела -
В слух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

На собраниях, беседах говорим родителям о том, что желательно, чтобы в каждой семье были правила, которые создаются семьей и соблюдаются всеми членами семьи. Усвоив их, ребенок сам будет складывать свои игрушки, следить за порядком. Малыш ощутит, что он не только объект внимания близких, но и сам научится проявлять внимание к своим родным. Так начинается рождение чувства долга к самому близкому человеку – маме. И это наше будущее, будущее семьи, будущее Отчизны. А чтобы порадовать маму мы в садике с детьми часто готовим ей подарочки, сделанные своими руками. На концертах, посвященных 8 марта, Дню Матери учим много песен, танцев, говорим своим мамам много добрых и приятных слов.

Большое значение уделяем воспитанию у детей сочувствия к пожилым людям, особенно к бабушкам, дедушкам. Мы читаем детям рассказы Л.Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Л.Воронковой «Ссора с бабушкой», рассказ В.Осеевой «Просто старушка» и др. В беседах по произведениям мы говорим с детьми об умении заботиться о своих близких, проявлять к ним чуткость, сочувствие, тактичность, умение оказывать им практическую помощь. А произведения А.Носова «Огурцы», Л.Толстого «Косточка» вызвали у детей волну негодования поступкам литературных героев, заставили дошкольников испытать чувство стыда, желание никогда не поступать так.

Заботу о родных бабушках и дедушках предлагаем делить вместе с родителями. Вместе с мамой и папой малыш может приготовить обед, прибрать в комнате, рассказать о дне, проведенном в детском саду, выполнить просьбу, с которой к нему обратились дедушки и бабушки. Мы часто говорим родителям детей о том, что если есть соседи одинокие бабушки или дедушки, которым нужна помощь, то почему бы им не помочь? Предлагаем им вместе с ребенком сходить для них в магазин за продуктами, в аптеку за лекарством. В этой ситуации пример родителей очень важен для детей. Все это казалось бы  мелочи, но из них складывается воспитание милосердия не только для малыша, но и для всей его семьи, для всего нашего народа.  Милосердие начинается с малого. Мы в детском саду рисуем для бабушек и дедушек «аленькие цветочки», делаем из бумаги оригами журавликов и т.д. С детьми старшего возраста оформляем плакаты к 9 мая и развешиваем их на дверях подъездов, живущих ветеранов.  Постепенно дети начинают понимать, что делая добро для ближнего, они на самом деле делают добро для себя. Дела, поступки, идущие от сердца ребенка, нацелены на мирное будущее всех нас.

Много семей имеют одного ребенка, но некоторые воспитывают его эгоистом,  потребителем жизни, которому ничего не стоит обидеть другого, порой младшего по возрасту. Очень страшно, когда это идет с подачи родителей. «Да ты, что не мужик? Иди забери у него». Такие фразы порой можно услышать от отца, гуляющего со своим сыном на детской площадке. Сын такого отца идет и отбирает у крохи в песочнице лопаточку, которую тот забрал только потому, что он маленький и еще ничего не понимает. Или товарищ по песочнице просит поделиться совочком и слышит от мамы другого ребенка «Еще чего не давай, пусть сами купят». Родители,  не знающие систему нравственных ценностей, разве могут быть примером своим детям? Поэтому в нашем детском саду для родителей мы подготовили выставку произведений художественной литературы о нравственном воспитании детей. Мы рассказываем детям и родителям о том, что старший должен понимать, что малыш слабее его, он нуждается в его защите и помощи. Обидеть маленького, беззащитного ребёнка бессердечно и жестоко. Наглядной иллюстрацией этому служат произведения С.Аксакова «маленькая сестра», В.Голяпкина «Моя работа», Э.Шим «Брат и младшая сестра».

Дети осуждают Котьку, засыпавшего снежную горку песком у младших ребят и проявляют желание помочь им, Чувство доброты по отношению к малышам воспитывается постепенно, и зарождается оно, когда старшие дети по просьбе взрослого помогают маленьким, вместе с ними делают что-то, развлекают их. И старшему ребёнку уже доставляет радость то, что под его руководством малыш смог самостоятельно одеться, нарисовать после долгих попыток, например, домик. Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предупреждает  появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. У старших детей пропадает желание использовать в своих интересах младших, отнимать у них что-либо, обижать. Зато желание помогать малышам, общаться  с ними, становится постепенно внутренней потребностью, привычкой. Возникающие у детей добрые чувства к младшим мы стараемся поддерживать, развивать, предоставляя ребенку и родителям возможность действовать. Мы подготовили и показали младшим группам инсценировку сказки «Снежная королева», «Муха-цокотуха», костюмированный бал «В ожидании Деда Мороза». Родители детей принимали активное участие в работе. Они шили костюмы и исполняли роли на мероприятии. Постепенно привычка проявлять заботу о младших становится естественной потребностью не только ребенка, но и его родителей.

Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» вызвала у детей многообразие чувств и эмоций.  После чтения сказки в небольшой беседе, мы обращаем внимание детей на то, что девочка, истратив все лепестки поняла, что истратила она их напрасно, только для себя, поэтому она  не получила никакого удовлетворения, не испытала чувства радости, а наоборот, оказалась одинока со свои богатством. Открыв сердце больному мальчику, отдав ему последний лепесток, девочка и сама по-настоящему обрадовалась. Дети понимают, что только сделав доброе дело для другого человека, например, исцелив безнадёжно больного мальчика-это счастье, счастье для всех. Все вместе мы делаем вывод о том, что делая добро другому, сам становишься счастливее. То, что идёт от сердца,  доходит и до другого сердца.

Воспитывая у детей доброту, сочувствие и переживание, мы часто читаем рассказы, сказки о добром отношении к животным Л.Толстого, К.Ушинского, Н.Некрасова, К.Чуковского и т.д. Читая рассказ К.Ушинского «Бодливая корова» дети переживают за телёнка и девочку, на которых нападает волк. Ощущение беды не оставляет детей до тех пор, пока «корова- мать их обоих задом к дереву прижала, рога волку выставила». Рассказ Л.Толстого «Котёнок» раскрыл детям тему заботы о домашних животных, об ответственности за тех, кого приручили. Звенящая тишина стояла в группе, когда дети слушали в рассказе тот отрывок из текста, где злые собаки во всю силу бежали на котёнка, который застыл от страха и не мог даже пошевелиться. Вздох облегчения вырвался у детей, когда они услышали, что мальчик Вася, хозяин котёнка, быстро побежал к котёнку и закрыл его от злых собак.

Вся прошлая неделя в нашем детском саду прошла под лозунгом «Мы в ответе за тех, кого приручили». Семья готовила презентацию о своем домашнем питомце, оформляла ее. Дети с охотой и любовью рассказывали о том, что они вместе с родителями делают для того, чтобы всеобщий любимец был счастлив и здоров. Сознание ребенка направлено на любовь, трепетное отношение к беззащитному и малыш уже сам понимает, что никогда в жизни он не сделает плохо своему младшему другу, и это очень важно  для будущего детей. «Сострадание к  животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» А. Шопенгауэр.

Сочувствие, милосердие, выражающаяся в бескорыстной помощи другому человеку, домашнему животному, забота о них - одно из первых гуманных чувств дошкольников. Мы очень надеемся, что наши дети, когда вырастут, будут заботиться уже о своих детях, состарившихся родителях, будут необходимо полезны своему Отечеству и сами начнут «сеять разумное, доброе, вечное».