Цель проекта:
- развитие личности ребёнка, его музыкально-исполнительских способностей и навыков;
- мотивации к дальнейшему овладению музыкальным искусством.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Активизировать полученные знания, умения, навыки и умение применять их на практике.
- Формировать навыки публичного выступления.
- Обогатить духовный мир учащихся посредством музыкальных пьес.
Развивающие:
- Развивать творческие способности и инициативы учащихся.
- Содействовать развитию умений учащихся осуществлять рефлексивную деятельность.
- Инициировать интерес преподавателей и учащихся к новым цифровым технологиям в интерпретации музыкально-художественного замысла.
Воспитательные:
- Содействовать развитию эстетического вкуса и культуры речи учащихся.
- Формировать навыки совместной деятельности в команде.
- Воспитывать у учащихся и родителей любовь к музыке, как к искусству, обладающему наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.
Форма проекта: конкурс-концерт.
Оборудование: афиша концерта (приложение 1), музыкальные инструменты, микрофоны, экран и компьютерная презентация (приложение 2).
Ведущие: Александра и Егор.
Жюри: Элина и Мария.
Капитаны команд: Константин и Тимофей.
Преподаватели: Елена Валерьевна и Елена Евгеньевна.
Зал украшен и подготовлен к проведению мероприятия: на стене висит афиша, на сцене – музыкальные инструменты, микрофоны, возле сцены – экран и компьютер. На столе жюри стоит кубок – награда победителям конкурса.
Команды занимают свои места.
Слайд 1
Александра: Здравствуйте уважаемые гости нашего концерта. Сегодня у нас не просто концерт. Мы проведём честный поединок между двумя командами знатоков музыки. И так, команда клавишников и капитан Константин Белозёров! И команда кнопочников и капитан Тимофей Исаченков!
Слайд 2
Егор: Оценивать выступления команд будет жюри – Мария Акентьева и Элина Чернова! Наши члены жюри, как и капитаны команд в этом году заканчивают музыкальную школу.
Слайд 3
Александра: Цель сражения команд – поведать нам о том, с чего начинается музыка. Команда, которая победит в этом сражении в награду получит кубок.
Слайд 4
Егор: Существует мнение, что все звуки, которые мы слышим – это и есть музыка.
Александра: Ты хочешь сказать, что всё, что шумит, падает, стучит, грохочет – это музыка?
Слайд 5
Егор: Возможно. В первобытном обществе люди, собираясь на охоту, устрашали зверя воинственными песнями – кличами; пастухи протяжными словами собирали стада; матери, напевая, укачивали детей, а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой. Умершего человека в общине провожали песнями-плачами.
Слайд 6
Александра: Да, приспосабливаясь к жизни, первобытный человек изобрёл орудия труда, оружие, и музыкальные инструменты. Из ветки человек сделал флейту, тетива лука стала струной, а из натянутой кожи получился барабан. А со временем человек научился записывать музыку различными знаками.
Слайд 7
Егор:
Наш первый конкурс – «Разминка»
Капитаны, выбирают одну из нот До, Ре или Ля. За три минуты команда должна придумать как можно больше слов с выбранной нотой. Например, Фа – ФАкел, ФАзан и т.д. Сколько придумаете слов – столько баллов получит команда.
Слайд 8
Александра:
Второй конкурс – «Домашнее задание» I часть
Участники команд исполнят концертные произведения. Всего в этом конкурсе прозвучат по 13 номеров от каждой команды и 2 совместных номера. Жюри оценит выступления по 5-балльной шкале.
Егор:
1. «Белорусская полька». Исполняет Ефимов Ярослав.
2. Н. Торопова «Любимая кукла». Исполняет «Богомолова Мария.
3. Русский народный танец «Полянка». Исполняет Петухов Владимир.
4. Н. Торопова «Маленькая рыбка». Исполняет Харитонова Ульяна.
5. В. Шаинский «Кузьнечик». Исполняет Солнышкин Александр.
6. Чешская народная песня «Аннушка». Исполняет Родионова Нелли.
7. Казачья строевая песня «Как донские казаки». Исполняют Леонов Артём и Григорощук Никита.
8. А. Роулли «В стране гномов». Исполняет Криворучко Елизавета.
9. Белорусская народная песня «Ночка тёмная». Исполняют Киенко Василий и Киенко Александр.
10. И. Ядова «Музыкальная шкатулка». Исполняет Ануфриева Дарья.
Слайд 9
Александра:
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые, только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука –
Музыкальные есть звуки!
Слайд 10
Егор: Принято говорить о музыке народной и профессиональной. Авторов народных произведений определить невозможно. Такую музыку не записывают, а устно передают из одного поколения в другое. В профессиональной музыке автор известен. Создание и исполнение произведений – сложный процесс, которому специально учатся.
Александра: Ну а мы продолжаем соревнование. И послушаем народную музыку.
Слайд 11
Третий конкурс – «Частушки»
Команды исполнят частушки. Высшая оценка за этот конкурс – 5 баллов. И зависеть она будет ещё и от того, как слушатели будут поддерживать команды. Первой начнёт та команда, которая вытащит первый номер. Капитаны – выбирайте. Начинаем!
Команда клавишников:
Очень музыку любили
Две сестры Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое пианино!Все мы очень любим слушать,
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная гитара!Мама как-то мне сказала,
Что её бабуля Марфа,
Очень здорово играла
И на домре, и на арфе!
На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на фортепьяно!
Команда кнопочников:
Тут же сразу тянет нас
На частушки и на пляс,
Если весело Серёжка
Заиграет на гармошке!
Дед Егор ещё не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на дудке!Удовольствие для Васи
Поиграть на контрабасе,
А для Сани и для Вани
Постучать на барабане!
Жал на клавиши Антон,
Жал на кнопочки Иван,
И звучал аккордеон,
И наигрывал баян!
Слайд 12
Егор:
Четвёртый конкурс – «Домашнее задание» II часть
Продолжаем слушать концертные номера. Участники команд не забывайте, что, чем лучше вы сыграете, тем больше баллов получит ваша команда.
Александра:
11. Г. Беляев «Фанфары». Исполняет Российцев Павел.
12. А. Филиппенко «Про лягушек и комара». Исполняют Российцев Павел и Богданов Дмитрий.
13. С. Майкапар « Мимолётное видение». Исполняет Меркулова Алина.
14. Белорусский народный танец «Вязанка». Исполняют Леонов Иван и Михальченко Иван.
15. Е. Коннова «Хоровод». Исполняют Леонов Иван и Михальченко Иван.
16. Украинская народная песня «Ой, мой милый, вареники хочет». Исполняют Киенко Александр и Кузьмичёв Егор.
17. Ю. Тимонин «Первый фокстрот». Исполняет Суворова Софья.
Слайд 13
Александра: Самая сложная область профессионального музыкального искусства – классическая музыка. Слово «классический» означает, что произведение имеет серьёзное содержание, обращается к вечным вопросам человечества. В центре классических сочинений темы войны и мира, жизни и любви, человеческие чувства и переживания. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.
Егор: Слушать классическую музыку нелегко, она требует серьёзного настроя и внимательности. Однако это не означает, что мир классической музыки недоступен. Чтобы войти в него, необходимы желание и немного терпения – и тогда можно обнаружить, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о наших собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел.
Слайд 14
Продолжаем конкурс «Домашнее задание»
Послушаем классические произведения.
18. А. Каттинг «Куранта». Исполняет Ёлкина Вероника.
19. П. Чайковский «Мелодия из балета «Лебединое озеро». Исполняет Башина Виктория.
20. Л.Бетховен «Багатель». Исполняет Ефанова Александра.
Слайд 15
Егор:
Пятый конкурс – «Танцы»
Танец появился в глубокой древности, раньше даже, чем песня. Он имел магическое, заклинательное значение. А позже он стал обязательной частью любых праздников. А вы умеете танцевать? (ответы детей). Верю! Сейчас мы проверим, сколько танцев вы знаете. Называйте танцы по очереди. Чья команда назовёт последней – та и победит в этом конкурсе. Максимальная оценка в этом конкурсе 5 баллов. Первой начнёт та команда, которая вытащит первый номер. Капитаны – выбирайте. Начинаем!
Слайд 16
Александра:
Шестой конкурс – «Конкурс капитанов»
Послушаем, как играют наши капитаны. Жюри оценит выступления по 5-бальной шкале. Первым начнёт тот, кто вытащит первый номер. Капитаны – выбирайте.
21. Я. Миягава «Фокстрот «У самого синего моря». Исполняет Исаченков Тимофей.
22. А. Полонский «Лёгкий ветерок». Исполняет Белозёров Константин.
Слайд 17
Егор:
Седьмой конкурс – «Найди пару»
В этом конкурсе, мы проверим, насколько вы эрудированны и как знаете правила по сольфеджио. Вам предстоит на этих листочках соединить слово и его определение. Сколько правильных ответов получится, столько баллов получит команда. Время выполнения задания 3 минуты. Максимальная оценка 16 баллов. За досрочное выполнение задания можно получить 3 балла.
1 |
Два звука, взятые вместе или по очереди |
Кварта |
|
2 |
Созвучие из трёх и более звуков |
Нотный стан, нотоносец |
|
3 |
Самое близкое расстояние между звуками |
Бекар |
|
4 |
Два такта |
Размер |
|
5 |
Знак повышения ноты на полутон |
Предложение |
|
6 |
Три полутона |
Аккорд |
|
7 |
Повторение мотива выше или ниже |
Обращение |
|
8 |
Длительность, которая считается Раз-и-два-и |
Интервал |
|
9 |
Перенос нижнего звука на октаву вверх |
Полутон |
|
10 |
Один полутон |
Диез |
|
11 |
Цифры у ключа |
Секвенция |
|
12 |
Четвёртый интервал |
Малая терция |
|
13 |
Четыре такта |
Фраза |
|
14 |
Строка для записи нот |
Половинная |
|
15 |
Длительность, которая считается Раз-и-два |
Малая секунда |
|
16 |
Знак отмены знаков |
Четвертная с точкой |
|
Слайд 18
Александра: Ещё одна важная область профессионального творчества – джаз, рок, поп-музыка, диско, рэп, авторская песня – всё это новые современные стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным законам на протяжении последних ста лет. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым явлением в современном мире. Теперь музыка объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры и национальные традиции.
Егор: Современная музыка служит отражением того, как воспринимает мир человек новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и природные катастрофы. В этой музыке активно используются электронные пребразователи звуков и синтезаторы.
Слайд 19
Александра:
Восьмой конкурс – «Домашнее задание» III часть
Участники команд исполнят концертные произведения. Жюри оценивает выступления по 5-балльной шкале.
Егор:
23. «Белорусская полька». Исполняют Богданов Дмитрий и Шатров Ефим.
24. Д. Ходош «Золотой петушок». Исполняет Шукаева Дарья.
25. В. Куклин «Листопад». Исполняет Юшкевич Александр.
26. Э. Морриконе «Хороший, плохой, злой». Исполняет Корсаков Алексей.
Слайд 20
Елена Евгеньевна:
27. А.Шулешко «Рисунки на асфальте». Исполняют Кузьмичёв Егор и Ефанова Александра.
28. В. Агапкин «Прощание Славянки». Исполняют Киенко Александр и Корсаков Алексей.
Слайд 21
Александра:
Девятый конкурс – «Имена»
В списке известных композиторов, писателей и поэтов, многие произведения которых нам хорошо известны, перепутались имена и фамилии. Нужно расставить всё на свои места. Сколько правильных ответов даст команда, столько баллов получит. Время выполнения задания 1 минута. Максимальная оценка 10 баллов.
1 |
Агния Львовна |
Бах |
|
2 |
Николай Андреевич |
Чайковский |
|
3 |
Иоганн Себастьян |
Андерсен |
|
4 |
Пётр Ильич |
Бетховен |
|
5 |
Ганс Христиан |
Моцарт |
|
6 |
Самуил Яковлевич |
Римский-Корсаков |
|
7 |
Людвиг Ван |
Маршак |
|
8 |
Корней Иванович |
Пушкин |
|
9 |
Александр Сергеевич |
Чуковский |
|
10 |
Вольфганг Амадей |
Барто |
|
Слайд 22
Егор: Музыка – неотъемлемая часть жизни, она отражает внутренний мир человека, сопровождает его в радости и печали, корнями уходит в глубокую древность, а ветвями упирается в современность.
Александра: Сегодня наши команды говорили о том, с чего начинается музыка: это и частушки, и танцы, и инструментальные произведения. Музыка – это и сольфеджио, и теория.
Слайд 23
Но прежде всего она начинается с одной ноты, которая звучит в душе!
Егор:
Есть на земле одна страна – зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки. Но чьи их открывают руки?
Конечно – это музыкант, его порыв, его талант.
Он учит душу ввысь смотреть,
И, не боясь преград, лететь,
В страну, где звуки дарят счастье,
Где все у музыке во власти!
Слайд 24
Елена Евгеньевна: Учебный год заканчивается, скоро наступят каникул! Но чтобы за лето вы не забыли родную школу, а жюри подвело итоги нашего соревнования, давайте ответим на вопросы:
- Как зовут вашего преподавателя по сольфеджио?
- Сколько клавиш у пианино? (88 = 52 белые + 36 чёрных)
- Какого цвета баян в вашем классе?
- Сколько окон в концертном зале?
- Как называется наша школа? («ДМШ № 1 имени М.П.Мусоргского»)
- Какого цвета фойе школы? (цвета кофе с молоком)
- Сколько стульев в классе музыкальной литературы? (много)
- К какому классу подходит твой ключ от квартиры?
- Где лучше всего прятать шпаргалки?
- Сколько весит рояль? (от 500 д о 800 кг)
- Сколько клавиш у синтезатора? (61 = 36 белых + 25 чёрных)
- Часто ли соседи стучат по батарее, когда вы занимаетесь дома?
- Что тяжелее нести в портфеле: школьные учебники или ноты?
- Сколько гамм выучили за этот год?
- Сколько весит баян? (от 8 до 16 кг)
- Где нужно просверлить дырочки, чтобы получилась дудочка?
- Во сколько начинался урок специальности?
Слайд 25
Слово для подведения итогов предоставляется жюри:
«Уважаемые родители и ребята! Команда кнопочников набрала …… баллов, команда клавишников ….. баллов. Поздравляем победителей и вручаем кубок!
Слайд 26
Александра: В заключение концерта в исполнении наших капитанов и членов жюри прозвучит песня.
29. Муз. Е.Крылатова, слова народные «Вы маленькие дети». Исполняют Исаченков Тимофей, Белозёров Константин, Акентьева Мария, Чернова Элина.
Слайд 27
Елена Валерьевна: Спасибо за внимание!
Список использованных источников
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. М.; Владос, 2000.
3. История древнего мира. [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: https://vuzlit.ru/564611/muzyka_drevnego_mira (Дата обращения 20.01.2018).
4. Хайрутдинова Р.И. Развитие музыкальных стилей от Древнего мира до Нового времени. [Электронный ресурс]. г.Альметьевск, 2009. URL: 5. Музыкальная фантазия. О понятии «современная музыка». [Электронный ресурс]. М., 2015. URL: http://music-fantasy.ru/materials/o-ponyatii-sovremennaya-muzyka (Дата обращения 20.01.2018). 6. Шохина Н.А. В мире музыки. [Электронный ресурс]. г. Архангельск., 2012. URL: http://as-sol.net/publ/scenarii/v_mire_muzyki_igra/4-1-0-206 (Дата обращения 20.01.2018).