Только музыка имеет силу формировать характер…
При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.
Аристотель
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном в жизни и искусстве.
Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания.
Урок музыки в школе решает главную задачу эстетического воспитания детей - увлечь, заинтересовать учащихся, научить их слушать и понимать музыку.
Слушание и восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры детей школьного возраста.
Известный детский композитор Д.Б.Кабалевский считал музыку важной частью жизни каждого человека. По мнению автора, музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную функцию только в том случае, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.
«Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли».
Музыка - это окно в звучащий мир, она заражает своей энергией и дает насыщенную эмоциональную информацию. Музыка звучит повсюду и важно, чтобы развлекательная музыка не заслонила интерес к классической и содержательной музыке.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные ситуации, с воспитанием таких личностных качеств как доброта, умение сопереживать, сочувствовать. Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его общего и музыкального развития, интересов. Большое значение для воспитания интереса к восприятию музыки имеет создание эмоционально благоприятной обстановки на уроке и разнообразие форм занятий. Считаю, что без применения проблемных ситуаций, без включения творческих заданий и игровых приемов, ни о каком восприятии и воспитании музыкальной культуры не может быть и речи. Также эффективность уроков музыки зависит от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства, эмоционального отношения к излагаемому материалу, богатства интонаций, выразительной мимики, занимательности изложения, интересного подбора репертуара.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с первых же уроков. Дети должны понять, что музыкальное произведение- это своего рода рассказ, который необходимо слушать, понимать, а после прослушивания анализировать, давать характеристику и т.д.
Подходы к анализу музыкального произведения
После прослушивания произведения, название которого не сообщается, школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:
- Какое название вы бы дали этому произведению?
- Нравится ли вам эта музыка?
- Какие чувства, настроения она вызывает у вас?
- Какова главная мысль этой музыки?
- Что вы представляли, слушая музыку?
- Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки. Какая она?
- Выберите из слов, написанных на доске те, которые подходят для этой музыки. Например: задумчивая, энергичная, нежная, певучая и т.д.
- Закройте глаза, слушая музыку, и движениями рук передать ее характер;
- Подумайте, какими линиями в рисунке можно передать характер музыки;
- Передайте музыку в цвете. Например, прием цвет - настроение.
Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные тона (темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; яркие тона (красный) – с решительным торжественным характером.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение ребенка. Можно предложить творческие задания в форме игр. Игра активизирует эмоции, внимание, память, интеллект и помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников.
Дети очень любят выступать в роли артистов. Почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?
Прекрасные примеры для инсценировки – песни: «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов», «Великий музыкант», «Урок».
При прохождении темы «Оркестр» учащиеся изучают составы различных оркестров: симфонического, камерного, духового и народного. Знакомя школьников с различными видами оркестра, я ввожу ряд новых для них понятий: партитура, оркестровая партия, концертмейстер, камертон, дирижер, маэстро. Чтобы выполнить задание «Класс-оркестр», ребята рассаживаются в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте, а учитель выступает в роли «дирижера оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Для этой игры очень важно «вовремя вступить» и умение координировать свои действия под музыку.
Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и способствующих развитию мышления - «Найди пропущенное слово», «Найди ненужное слово», «Логическая цепочка». Эти задания ребята выполняют устно и письменно. Сюжетно-ролевые игры также развивают познавательную активность учащихся. Например, игра «Я- композитор», на знание средств музыкальной выразительности.
Следующий игровой метод, применяемый мною уроках – инструментальное музицирование. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - ложки, трещётки, колокольчики, бубны.
Методы активизации, могут быть самыми различными:
- пение;
- высказывание, размышление о музыке, беседа, использование дискуссионного метода ведения урока;
- сочинения, рассказы, сказки учащихся;
- учебно-игровая деятельность: задания на активизацию слухового внимания, рисование, движение, инсценировка песни, музыкальные ребусы, кроссворды и т.д.
Главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию.
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.
«Если в раннем детстве, - писал В.А.Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Задача школы воспитывать и развивать у детей эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей.
Список литературы
1. Сафонова Е.М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков. – Волгоград, 1992.
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
4. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.: Дрофа, 2002.
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989 -191с.
6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». М., Академия, 2002.
7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006 - 224с.