Тип урока: Комбинированный.
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели и задачи урока по системно-деятельностному подходу:
Цель: на уроке планируется повторить и систематизировать уже известные пятиклассникам сведения об уравнениях, способе их решения.
Личностные:
- осознать значимость изучаемой темы.
- формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности.
- развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы и применять знания на практике.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- развивать умения решать уравнения,
- выполнять математические действия при решении уравнений, составлять уравнения, используя условия задачи, находить корень уравнения,
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные УУД:
- знать и применять алгоритм решения уравнений.
Методы:
- по источникам знаний: словесные и наглядные;
- по степени взаимодействия: учитель – ученик, ученик – ученик;
- по характеру познавательной деятельности: проблемно-поисковый.
Оборудование:
- Учебник: Н.Я.Виленкин, Математика 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.
- Мультимедийное оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, интерактивна доска SMART Board, флип чарт, колонки.
- Путевой лист с указанием этапов маршрута.
Ф.И. учащегося |
Этапы на маршруте |
||||||
Администрация Белоярского района |
Причал р.Казым |
Набережная |
Гостиница «Карибу» |
Кинотеатр ТЦ «Оазис Плаза» |
Итоговый балл |
Настроение |
|
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
(Ролик о городе Белоярский) – СЛАЙД
Этот город самый лучший город на Земле,
Он как будто нарисован мелом на стене.
Нарисованы бульвары реки и мосты,
Разноцветные веснушки, белые банты.Этот город, просыпаясь, смотрит в облака,
Где то там совсем недавно пряталась луна,
А теперь взрывают птицы крыльями восход
И куда-то уплывает белый пароход.Этот город не похожий ни на что вокруг,
Улыбается прохожий и за 5 минут,
Помогая человеку верить в чудеса,
Распускаются фонтаны прямо в небеса.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Плотников Андрей Николаевич! Вот так необычно я хотел бы начать урок математики, слова этой замечательной песни прозвучали неслучайно. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной совершить увлекательное путешествие в наш сказочный город Белоярский, а ещё убедиться в том, что математика – это не скучный школьный предмет, а увлекательная наука, тесно связанная со многими другими науками. Урок сегодня, связан с одним из важных событий, для нашего города и района.
Какое событие происходило совсем недавно в нашем городе и районе?
– 30-летний юбилей Белоярского района.
Верно, я вам предлагаю совершить увлекательное путешествие по административному центру Белоярского района – городу Белоярский. Но мы на уроке математики, поэтому путешествие связанно с одним из важных математических терминов… С каким? Выясните сами: (ребус) СЛАЙД
Для этого решите ребус, который представлен на доске и у вас у каждого на парте. Работайте на этих листах.
(на доске через документ камеру и в маршрутных листах у учащихся)
Для расшифровки ребуса использую документ – камеру, с помощью которой ученик показывает, как его разгадать.
(Уравнение)
- У кого какое слово получилось? (дети дают свои ответы)
- Прошу одного учащегося показать, как он решал этот ребус. Желающие?
(один ученик выходит к столу учителя и решает ребус, записывая ответы на листе, который проецируется ч/з ДК на экран).
- Знакомо вам это понятие, ребята? (Да)
Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока: «Уравнение».
- Дайте ему определение, расскажите, что вы знаете об уравнении
– Уравнение – это равенство с неизвестным (с буквой).
Решить уравнение это значит найти значение буквы, т.е корень уравнения, которое при проверке превращает уравнение в верное равенство.
- Предлагаю вам «Путешествие по «сказочному» городу Белоярский».
На доске вы видите карту – маршрут нашего путешествия. СЛАЙД
Нам необходимо пройти все этапы и выполнить все задания, чтобы достичь цели – повторить тему «Уравнение» и совершить экскурсию по городу.
Переверните лист с ребусом на оборотную сторону, где вы найдёте путевой лист. Здесь за прохождения каждого этапа вы будете присуждать себе баллы. Итак, в путь…
И вот первое не сложное задание:
СЛАЙД
Когда был образован Белоярский район? Ответ на этот вопрос в уравнении: 2018 - х = 30?
Кто сможет его решить и объяснить, как он это сделал? (ответ у доски)
2018 – х = 30
х = 2018 – 30
х = 1988
Ответ: 1988
- Верно! Молодцы! Предлагаю перейти к путешествию...
1 этап «Администрация Белоярского района»
СЛАЙД
Стартует наше путешествие от здания администрации Белоярского района. Районом вот уже много лет руководит Сергей Петрович Маненков. В каком же году родился наш глава района? Ответ на вопрос – корень следующего уравнения:
х + 62 = 2018
х = 2018 – 62
х = 1956
Ответ: 1956
СЛАЙД
- Молодцы, справились с этим заданием.
Сергей Петрович Маненков родился 24 июля 1956 года в п.Сараны Горнозаводского района Пермской области.
А вам пришло время оценить себя (поставить балл в оценочном листе) (вывожу на слайд):
- «5» - вы справились с этим заданием, не допустили ни одной ошибки;
- «4» - некоторые задания вызвали у вас затруднения и вам нужна была помощь (1-2 ошибки);
- «3» - вы смогли ответить только на часть заданий (3-4 ошибки).
(дети оценили себя на листе)
После хорошей разминки, перейдём к следующему этапу.
Следующий этап – №2 «Причал р. Казым»
СЛАЙД
Решите следующую задачу с помощью уравнения: длина реки Казым составляет 659 километров, 409 км которой не доступны для прохождения барж и катеров. Какова длина судоходной части реки?
409 + х = 659
х = 659 – 409
х = 250
Ответ: 250
СЛАЙД
- Молодцы! и с этим заданием вы справились оцените себя (поставьте балл в оценочном листе):
(слайд с критерием оценки)
- Самое время двигаться дальше. Впереди нас ждет следующий этап, где важна не только скорость, но и ум, и быстрота реакции. Задание – составить алгоритм решения уравнений.
Этап №3 «Набережная»
У вас на столах карточки разных цветов (белого и зелёного).
Задание 1. Объединиться в группы по цвету карточек, встать друг напротив друга между рядами.
(между 1 и 2 – белые; между 2 и 3 рядом - зелёные) Внимание, время, кто вперёд?
Задание 2. На одной стороне ваших карточек написаны шаги из алгоритма решения уравнений. Задача команд построится в правильной последовательности выполнения шагов данного алгоритма:
- Прочитать уравнение.
- Записать уравнение в тетрадь.
- Определить неизвестный компонент.
- Выполнить действие.
- Сделать проверку.
Также нужно построиться в две шеренге друг напротив друга.
- Проверим. Переверните карточки, прочитайте, что у вас получилось?
Если вы всё выполнили верно, то у вас получится «На-бе-реж-на-я»
СЛАЙД
- Прошу занять свои места. Итак, вспомним, алгоритм решения уравнений.
- Молодцы! Правильно.
- Теперь прошу выставить в оценочный лист ваши заслуженные баллы за выполнение данного задания.(выставление баллов в оценочный лист)
- Продолжаем наше путешествие.
Этап №4 «Гостиница «Карибу»
СЛАЙД
Удобно расположен в тихой части города Белоярский Отель&Spa «Карибу» – это гостиница, в которой гармонично сочетается домашний уют номеров, так необходимый гостю города, и современная инфраструктура, полностью удовлетворяющая потребностям делового человека.
На разных этаж гостиницы разместились уравнения. Цель решить уравнения и внести ответ в таблицу ответов, при этом каждая цифра должна быть в отдельной клетке.
(слайд с уравнениями): СЛАЙД
х + 12 = 45
х = 45 – 12
х = 33
Ответ: 33
к – 0 = 345
к = 345 + 0
к = 345
Ответ: 345
у – 546 = 132
у = 546 + 132
у = 678
Ответ: 678
300 – х = 128
х= 300 – 128
х= 172
Ответ: 172
Обменяйтесь листами, сравните правильные ответы, (показываю ответы через документ камеру) поставьте отметку своему соседу по парте. (слайд)
Выставьте отметку в оценочный лист (нужно поставить балл в оценочном листе). (слайд):
Вот мы и добрались до последнего этапа.
Этап №5 «Кинотеатр ТЦ «Оазис Плаза»
(Решить задачу из КИМов ОГЭ)
Вам необходимо решить практическую задачу и помочь мальчику:
Сергей подошёл к кассе кинотеатра ТЦ «Оазис Плаза» в 12:10 для того, чтобы купить билет на какой-нибудь фильм. У него есть только 320 рублей на билет. Пользуясь таблицей, определите, сколько рублей будет стоить билет на ближайший сеанс, на который может пойти Сергей.
Ответ: 310 рублей
Задания выполняются индивидуально на местах. (проверка происходит с помощью интердоски)
- Итак, маршрут пройден. Как справились вы с заданиями? Все ли этапы успешно пройдены?
- Оцени свою деятельность за урок по 5-балльной системе (поставьте итоговый балл)
- Что мы повторили и закрепили на уроке?
- Повторили определение уравнения, вспомнили, как решаются уравнения (как находить корень уравнения).
- Понравился ли вам урок?
- Что не понравилось на уроке?
- Что на уроке было самым интересным, а самым трудным?
И вот мы уставшие, но довольные, совершили путешествие по городу Белоярский. Внимание на экран.
(мувимейкер ролик)
В последнем столбике вашего путевого листа, прошу изобразить ваше настроение: если оно приподнятое, бодрое – изобразите праздничный салют:
Если вам грустно и уныло – нарисуйте тучку:
На память о нашей встрече я хотел бы вам сделать небольшой подарок (календари).
Внимание на экран. (видеоролик)