Экспериментирование с объектами неживой природы. Тема: «Новый домик для муравьёв»

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа №1.

Цель: совершенствовать представления детей об объектах живой и неживой природы.

Задачи:

  • учить правильно, отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать диалог с ним во время обследования объектов неживой природы;
  • помочь овладеть навыками общения с объектами живой природы;
  • научить определять свойства песка, его изменения при взаимодействии с водой;
  • развивать внимание и воображение;
  • воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам;
  • развивать умение делать выводы, умозаключения;
  • учить детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней;
  • воспитывать бережное отношение к природе и стремление оберегать ее.
  • воспитывать аккуратность при работе.

Словарная работа: песок «сыпучий»; мокрый, влажный. Вода «забралась» в песок и уютно устроилась там. Муравьи без шерсти, им холодно зимой.

Оборудование: емкость с сухим песком, сосуд с водой, пустая ёмкость, поднос с ветками хвои, мох, шишки, картинки с дорожками для муравья, простые карандаши, ноутбук, телевизор, мяч.

Предварительная работа: во время прогулок наблюдение за изменениями в природе; экскурсии в лес к муравейнику (рекомендации родителям); игры с песком в песочнице; чтение произведений В.Бианки (о жизни насекомых и зверей).

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

Психогимнастика

Воспитатель: Ребята, усаживайтесь поудобнее. Теперь давайте посмотрим, друг на друга, коснёмся плеча своего соседа  и назовём его по имени ласково. Я начну, а вы будете продолжать.

Вводная часть

У нас сегодня очень интересное занятие. А о ком мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

       Он работник настоящий
       Очень, очень работящий.
       Под сосной в лесу густом
       Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? (ответы детей) Молодцы, ребята. А теперь давайте превратим в муравьишек наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит.

сложенные вместе ладоши под одну щёку, а затем под другую

А как солнце заиграет –

ладони сложены вместе, пальцы растопырены как лучики

Муравьишки выбегают

хлопаем в ладоши

Лапками перебирают

шевелим пальчиками

И головками качают

держимся за щёчки и качаем голово

Муравьишек ровно пять

сжимаем и разжимаем кулачки

1-2-3-4-5

загибаем пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших

Очень дружные они.

пальчики соединяем в «замок»

Ты дружок, их береги!

гладим поочерёдно ладошки

Раздаётся стук в дверь. Приносят конверт.

Воспитатель: (читает надпись на конверте и само послание)

Детский сад № 27 «Дюймовочка»

Ребятам группы № 6

«Дорогие, ребята у нас случилась беда. Очень просим вас послушать наше звуковое письмо».

Презентация.

Воспитатель обращает внимание детей на экран с изображением леса (слайд №1).

Воспитатель:  Ребята, по-моему,  у муравьишек что-то случилось. Они очень встревожены. Давайте  послушаем, что они нам расскажут.

Затем появляются два муравья и рассказывают свою грустную историю (слайд № 2).

1-й муравей.

Мы, ребята, муравьи,
Мы пришли к вам не играть.
Просим помощь оказать.
Был у нас огромный дом,
Нам уютно было в нем.
Вдруг пожар в лесу большом —
И дотла сгорел наш дом.

2-й муравей.

Вот теперь мы все без крова.
Мы не выживем без дома.
Очень зимушка-то злая
Муравьи  позамерзают.
Вы, ребята, помогите,
Новый дом нам возведите.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем муравьям? (Ответы детей.).

(Воспитатель обязательно просит повторить правильный ответ на вопрос отдельных детей)

Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.)

И уже холодно. 

А кто скажет мне, что происходит с муравьями, когда наступает осень? (Они прячутся глубоко в муравейнике и спят всю зиму.)

А почему муравьи прячутся? (Муравьям холодно.)

Поэтому нашим друзьям-муравьям срочно нужна  помощь.

Основная часть

Ребята, скажите, какие муравьи по величине большие или маленькие? (ответы детей)

У нас в группе много разных предметов, которые мы могли бы предложить муравьям в качестве дома.

(Воспитатель называет некоторые предметы из различных групповых зон).

Как вы думаете, понравятся лесным муравьям такие дома? (Ответы детей.)

Конечно, ребята, лесным муравьям нужен совсем другой дом. А вы знаете, как называется муравьиный дом в лесу? (Муравейник)

Вот мы сейчас с вами и постараемся построить для наших друзей новый муравейник.

Посмотрите, из чего мы будем строить муравьиный дом.

Практическая часть

(На столе стоят контейнеры с песком, хвоей, сухими листьями, мелкими веточками, мхом, шишками, корой, а так же пустой контейнер и небольшой сосуд с водой. Дети рассматривают содержимое контейнеров).

Ребята, посмотрите, как устроен муравейник (слайд №3).

Для строительства своего дома муравьи используют  мелкие  веточки, иголки от хвойных деревьев (сосны, ели), шишки, сухие листья, а так же песок. Из всего этогот строительного материала делают холмик, в котором проделывают коридорчики, комнаты и всю зиму спят в своем домике.

(Воспитатель при всех манипуляциях задаёт детям вопросы о тех дествиях, которые были проделаны)

Воспитатель: (Берёт песок в руку)  Посмотрите, у меня в руке сухой песок. Видите как сухой песок сыплется сквозь пальцы, про него говорят, что он сыпучий. Попробуйте сами подеджать песок в руках. Скажите, пожалуйста  кокой песок у вас в руках? (Сухой, сыпучий)

Я хочу вам сегодня показать интересные часы. (показывает песочные часы)

Их называют песочными, потому что время в этих часах помогает определить сухой песок.  

Скажите, ребята, смогу ли я сделать из сухого песка холмик? (Ответы детей.)

Конечно, смогу.

(Воспитатель насыпает холмик из сухого песка на отдельный поднос)

Ребята, а что произойдет, если я налью воду на холмик? Давайте посмотрим.

(Воспитатель наливает сверху на холмик небольшое количество воды)

Что произошло? Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду.

(Воспитатель наливает ещё воды на холмик)

Посмотрите, что стало с песком. Он стал мокрым, влажным. Каким стал песок? (Ответы детей)

Видите холмик наш потерял форму и превратился в жижу.

А можно ли из мокрого песка построить муравейник?

Можно и нельзя. Но лучше, когда песок сухой, тогда наши друзья муравьи будут уютно себя чувствовать у себя в муравейнике. Чтобы в доме было сухо, мы вниз положим сухой песок. Затем — иголки от хвои, мох, чтобы было теплее муравьям. Далее снова насыпаем холмик из песка. Коридорчики и комнаты сделают для себя сами муравьи. Вот и готовы новые домики для наших друзей.

Ребята, а сейчас давайте сами превратимся в муравьёв и попробуем  представить как эти маленькие насекомые строят свой домик.

Физминутка (под музыкальное сопровождение)

(https://songhouse.me/s/79720899-Liza_Potapova_-_Ne_obizhajte_muravya/)

Нес однажды муравей        
Две дощечки для дверей

 шагают по кругу

Вдруг навстречу рыжий кот         

Вышел грозно из ворот.

шагают в обратную  сторону,  высоко поднимая колени

Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.

грозят попеременно указательным пальцем левой и правой руки

Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

постепенно приседают на корточки

Закричал коту я "Брысь!

произносят вместе «брысь»

Гав-гав-гав, поберегись!"

топают ногами

И разбойничьи усы

изображают усы руками

Разом спрятались в кусты

закрывают ладонями лицо

Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.

грозят попеременно указательным пальцем левой и правой руки

В муравьиный дом теперь

пальцы рук соединены над головой в виде крыши

Мне всегда открыта дверь.

разводят руки в стороны

Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.

пожимают плечами

Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.

грозят попеременно указательным пальцем левой и правой руки

Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

постепенно приседают на корточки

Воспитатель: Ребята, мы с вами построили новый муравейник для наших друзей. А чтобы муравьям было проще найти свой новый дом, давайте, укажем им путь  до муравейника. Присаживайтесь на свои места. Давайте проверим нашу осанку.

Руки у нас на столе.
Спинка у нас прямая.
Ножки нам не мешают.

(Дети  простым карандашом проводят линию в заданных границах от муравьишки до муравейника)

Молодцы, ребята, вы так старались помочь нашим друзьям.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть с мячом.

Игра «Назови ласково»

Словарный материал для проведения игры: ветка, лес, муравей, иголка, лист, пень, холм, дерево, шишка, песок, трава, капля, луч, куст, цветок, река, поляна, ягода, гриб.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Наши друзья что-то хотят нам сказать. (слайд №4)

1-й муравей.

Что за домик!
Что за чудо!
Жить в нём
Всем нам
Будет любо!

2-й муравей.

В лес скорее поспешим.
И друзьям мы сообщим:
«Есть для нас прекрасный дом.
В нём мы зиму переждём»

Муравьи вместе: Спасибо вам ребята! До свидания!

Заключительная часть

Воспитатель: Вот, ребята, сегодня мы сделали с вами доброе дело — помогли маленьким муравьям построить новый домик, где они смогут переждать суровую зиму. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? (Ответы детей) Так давайте всегда будем помогать слабым.

На этом наше занятие закончено. Скажите что интересного, нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Вы сегодня были очень внимательными, и я хочу подарить вам на память вот такие необычные карандаши, у которых на верхушечке сидят муравьи. Они будут напоминать вам о нашем занятии.