Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа №1.
Цель: совершенствовать представления детей об объектах живой и неживой природы.
Задачи:
- учить правильно, отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать диалог с ним во время обследования объектов неживой природы;
- помочь овладеть навыками общения с объектами живой природы;
- научить определять свойства песка, его изменения при взаимодействии с водой;
- развивать внимание и воображение;
- воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам;
- развивать умение делать выводы, умозаключения;
- учить детей проявлять интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней;
- воспитывать бережное отношение к природе и стремление оберегать ее.
- воспитывать аккуратность при работе.
Словарная работа: песок «сыпучий»; мокрый, влажный. Вода «забралась» в песок и уютно устроилась там. Муравьи без шерсти, им холодно зимой.
Оборудование: емкость с сухим песком, сосуд с водой, пустая ёмкость, поднос с ветками хвои, мох, шишки, картинки с дорожками для муравья, простые карандаши, ноутбук, телевизор, мяч.
Предварительная работа: во время прогулок наблюдение за изменениями в природе; экскурсии в лес к муравейнику (рекомендации родителям); игры с песком в песочнице; чтение произведений В.Бианки (о жизни насекомых и зверей).
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
Психогимнастика
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь поудобнее. Теперь давайте посмотрим, друг на друга, коснёмся плеча своего соседа и назовём его по имени ласково. Я начну, а вы будете продолжать.
Вводная часть
У нас сегодня очень интересное занятие. А о ком мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? (ответы детей) Молодцы, ребята. А теперь давайте превратим в муравьишек наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит. |
сложенные вместе ладоши под одну щёку, а затем под другую |
А как солнце заиграет – |
ладони сложены вместе, пальцы растопырены как лучики |
Муравьишки выбегают |
хлопаем в ладоши |
Лапками перебирают |
шевелим пальчиками |
И головками качают |
держимся за щёчки и качаем голово |
Муравьишек ровно пять |
сжимаем и разжимаем кулачки |
1-2-3-4-5 |
загибаем пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших |
Очень дружные они. |
пальчики соединяем в «замок» |
Ты дружок, их береги! |
гладим поочерёдно ладошки |
Раздаётся стук в дверь. Приносят конверт.
Воспитатель: (читает надпись на конверте и само послание)
Детский сад № 27 «Дюймовочка»
Ребятам группы № 6
«Дорогие, ребята у нас случилась беда. Очень просим вас послушать наше звуковое письмо».
Воспитатель обращает внимание детей на экран с изображением леса (слайд №1).
Воспитатель: Ребята, по-моему, у муравьишек что-то случилось. Они очень встревожены. Давайте послушаем, что они нам расскажут.
Затем появляются два муравья и рассказывают свою грустную историю (слайд № 2).
1-й муравей.
Мы, ребята, муравьи,
Мы пришли к вам не играть.
Просим помощь оказать.
Был у нас огромный дом,
Нам уютно было в нем.
Вдруг пожар в лесу большом —
И дотла сгорел наш дом.
2-й муравей.
Вот теперь мы все без крова.
Мы не выживем без дома.
Очень зимушка-то злая
Муравьи позамерзают.
Вы, ребята, помогите,
Новый дом нам возведите.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем муравьям? (Ответы детей.).
(Воспитатель обязательно просит повторить правильный ответ на вопрос отдельных детей)
Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.)
И уже холодно.
А кто скажет мне, что происходит с муравьями, когда наступает осень? (Они прячутся глубоко в муравейнике и спят всю зиму.)
А почему муравьи прячутся? (Муравьям холодно.)
Поэтому нашим друзьям-муравьям срочно нужна помощь.
Основная часть
Ребята, скажите, какие муравьи по величине большие или маленькие? (ответы детей)
У нас в группе много разных предметов, которые мы могли бы предложить муравьям в качестве дома.
(Воспитатель называет некоторые предметы из различных групповых зон).
Как вы думаете, понравятся лесным муравьям такие дома? (Ответы детей.)
Конечно, ребята, лесным муравьям нужен совсем другой дом. А вы знаете, как называется муравьиный дом в лесу? (Муравейник)
Вот мы сейчас с вами и постараемся построить для наших друзей новый муравейник.
Посмотрите, из чего мы будем строить муравьиный дом.
Практическая часть
(На столе стоят контейнеры с песком, хвоей, сухими листьями, мелкими веточками, мхом, шишками, корой, а так же пустой контейнер и небольшой сосуд с водой. Дети рассматривают содержимое контейнеров).
Ребята, посмотрите, как устроен муравейник (слайд №3).
Для строительства своего дома муравьи используют мелкие веточки, иголки от хвойных деревьев (сосны, ели), шишки, сухие листья, а так же песок. Из всего этогот строительного материала делают холмик, в котором проделывают коридорчики, комнаты и всю зиму спят в своем домике.
(Воспитатель при всех манипуляциях задаёт детям вопросы о тех дествиях, которые были проделаны)
Воспитатель: (Берёт песок в руку) Посмотрите, у меня в руке сухой песок. Видите как сухой песок сыплется сквозь пальцы, про него говорят, что он сыпучий. Попробуйте сами подеджать песок в руках. Скажите, пожалуйста кокой песок у вас в руках? (Сухой, сыпучий)
Я хочу вам сегодня показать интересные часы. (показывает песочные часы)
Их называют песочными, потому что время в этих часах помогает определить сухой песок.
Скажите, ребята, смогу ли я сделать из сухого песка холмик? (Ответы детей.)
Конечно, смогу.
(Воспитатель насыпает холмик из сухого песка на отдельный поднос)
Ребята, а что произойдет, если я налью воду на холмик? Давайте посмотрим.
(Воспитатель наливает сверху на холмик небольшое количество воды)
Что произошло? Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду.
(Воспитатель наливает ещё воды на холмик)
Посмотрите, что стало с песком. Он стал мокрым, влажным. Каким стал песок? (Ответы детей)
Видите холмик наш потерял форму и превратился в жижу.
А можно ли из мокрого песка построить муравейник?
Можно и нельзя. Но лучше, когда песок сухой, тогда наши друзья муравьи будут уютно себя чувствовать у себя в муравейнике. Чтобы в доме было сухо, мы вниз положим сухой песок. Затем — иголки от хвои, мох, чтобы было теплее муравьям. Далее снова насыпаем холмик из песка. Коридорчики и комнаты сделают для себя сами муравьи. Вот и готовы новые домики для наших друзей.
Ребята, а сейчас давайте сами превратимся в муравьёв и попробуем представить как эти маленькие насекомые строят свой домик.
Физминутка (под музыкальное сопровождение)
(https://songhouse.me/s/79720899-Liza_Potapova_-_Ne_obizhajte_muravya/)
Нес однажды муравей |
шагают по кругу |
Вдруг навстречу рыжий кот Вышел грозно из ворот. |
шагают в обратную сторону, высоко поднимая колени |
Не обижайте муравья - |
грозят попеременно указательным пальцем левой и правой руки |
Он очень мал, он очень мал, |
постепенно приседают на корточки |
Закричал коту я "Брысь! |
произносят вместе «брысь» |
Гав-гав-гав, поберегись!" |
топают ногами |
И разбойничьи усы |
изображают усы руками |
Разом спрятались в кусты |
закрывают ладонями лицо |
Не обижайте муравья - |
грозят попеременно указательным пальцем левой и правой руки |
В муравьиный дом теперь |
пальцы рук соединены над головой в виде крыши |
Мне всегда открыта дверь. |
разводят руки в стороны |
Только жаль, что для меня |
пожимают плечами |
Не обижайте муравья - |
грозят попеременно указательным пальцем левой и правой руки |
Он очень мал, он очень мал, |
постепенно приседают на корточки |
Воспитатель: Ребята, мы с вами построили новый муравейник для наших друзей. А чтобы муравьям было проще найти свой новый дом, давайте, укажем им путь до муравейника. Присаживайтесь на свои места. Давайте проверим нашу осанку.
Руки у нас на столе.
Спинка у нас прямая.
Ножки нам не мешают.
(Дети простым карандашом проводят линию в заданных границах от муравьишки до муравейника)
Молодцы, ребята, вы так старались помочь нашим друзьям.
А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть с мячом.
Игра «Назови ласково»
Словарный материал для проведения игры: ветка, лес, муравей, иголка, лист, пень, холм, дерево, шишка, песок, трава, капля, луч, куст, цветок, река, поляна, ягода, гриб.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Наши друзья что-то хотят нам сказать. (слайд №4)
1-й муравей.
Что за домик!
Что за чудо!
Жить в нём
Всем нам
Будет любо!
2-й муравей.
В лес скорее поспешим.
И друзьям мы сообщим:
«Есть для нас прекрасный дом.
В нём мы зиму переждём»
Муравьи вместе: Спасибо вам ребята! До свидания!
Заключительная часть
Воспитатель: Вот, ребята, сегодня мы сделали с вами доброе дело — помогли маленьким муравьям построить новый домик, где они смогут переждать суровую зиму. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? (Ответы детей) Так давайте всегда будем помогать слабым.
На этом наше занятие закончено. Скажите что интересного, нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Вы сегодня были очень внимательными, и я хочу подарить вам на память вот такие необычные карандаши, у которых на верхушечке сидят муравьи. Они будут напоминать вам о нашем занятии.