Травяная лягушка. Развитие от икринки до взрослой особи

Разделы: Начальная школа


Авторы проекта:
Пьянов Максим
обучающийся 2-го класса

Руководитель:
Тонкова Ирина Викторовна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории

Актуальность данного проекта: Данная исследовательская работа актуальна, так как, прививается любовь к природе, а также бережное отношение к окружающей среде. Её можно использовать на уроках по окружающему миру и внеурочной деятельности.

Гипотеза: В естественной среде и в домашних условиях этапы развития лягушки одинаковы.

ВВЕДЕНИЕ

Травяные лягушки - самый многочисленный вид лягушек в Московской области. Травяная лягушка обитает на лугах, лесных полянах, опушках, на увлажненных вырубках. Везде ведет наземный образ жизни, с водоемами связана в период размножения, активна в сумерки и ночью. А днем лягушки поодиночке или группами затаиваются в траве, под листьями, камнями или на пнях.

Питаются в основном наземными насекомыми, червями, пауками. Виды, которые возможно встретить на территории Москвы и ближайшего Подмосковья: это бурые лягушки, к ним относят травяных и остромордых лягушек; зеленых лягушек. К ним относят озерных и прудовых лягушек.

Объект исследования – травяная лягушка.

Место исследования – Московская область Шатурский район деревня Малеиха.

Гипотеза – в естественной среде и в домашних условиях этапы развития травяной лягушки одинаковы.

Цель работы: Цель работы заключается в комплексном обобщении и изучении специальной литературы, а также в наблюдении за развитием травяной лягушки от икринки до взрослой особи.

Указанные цели достигаются при разрешении следующего комплекса задач:

  1. Понаблюдать этапы развития лягушки.
  2. Познакомиться с литературой по теме исследования.
  3. Проанализировать собранный материал.

Этапы работы

1. Подготовительный этап

  • изучение литературы.
  • сбор биологического материала (сбор лягушачьей икры в пруду).
  • беседы с консультантом – Тонковой И.В. и заведующей школьной библиотекой - Комогоровой И.А. и родителями.

2. Исследовательский этап.

  • работа с научными статьями, словарями и энциклопедиями.
  • соцопрос одноклассников «Можно ли в домашних условиях вырастить из икринки лягушонка».
  • наблюдение за развитием эмбрионов (икринок).
  • наблюдение за головастиками.
  • наблюдение за превращением головастиков во взрослую особь.

3. Обобщение материалов.

  • анализ собранного материала,
  • составление таблиц и диаграмм,
  • сравнение результатов эксперимента и теоретического материала.
  • выводы.

Методы исследования: Наблюдение, эксперимент, описание, сравнение результатов эксперимента и теоретического материала.

При реализации экологического проектирования учащийся прошёл три стадии:

  • во-первых, открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;
  • во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»);
  • в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Каждый год я отдыхаю в деревне Малеиха Шатурского района Московской области. Недалеко от нашего дома на лесной опушке находится небольшой пруд. В конце мая месяца мы с моим крестным пошли на рыбалку. Вдруг у самого берега, где мелко и сквозь толщу воды видно дно водоема, я заметил лягушачью икру. И тогда меня заинтересовало, как из такой маленькой икринки вырастает лягушка. Я попросил крестного выловить мне в ведерко немного лягушачьей икры, чтобы наблюдать, что с ней будет происходить дальше.

Вместе с бабушкой мы решили собрать информацию о травяных лягушках в энциклопедиях и при помощи интернета. Я почерпнул много интересного, а также решил проверить то, что прочитал, проведя исследование.

Мои консультанты: мой учитель – Тонкова И.В., мои родители и заведующая школьной библиотекой Комогорова И.А

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1. Работа с научными статьями, словарями и энциклопедиями.

Работая с литературными источниками, я узнал, что прудовая лягушка имеет средние размеры 75-85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко-зеленое или оливкового цвета с темными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого или желтоватого цвета. У самцов в углах рта имеются большие резонаторы. Прудовая лягушка распространена в Западной и Центральной Европе, на востоке – до Волги.

Прудовая лягушка живет в водоемах смешанных и широколиственных лесов. Здесь она активна днем и вечером. В водоемах эта лягушка плавает с помощью длинных задних конечностей, пальцы которых снабжены плавательными перепонками. Передвижение по суше осуществляется с помощью прыжков, причем главную роль опять-таки играют задние конечности.

Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми, которых добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперед язык, к которому и прилипает добыча.

В некоторых странах Западной Европы мясо прудовых лягушек употребляется в пищу.

К размножению прудовая лягушка приступает ранней весной. Половая зрелость достигается, вероятно, на 2 – 3 году жизни, при длине тела 45-50 мм.
Икрометание начинается через 15-20 суток после окончания зимовки. Оно продолжается с конца марта-мая по конец июня. Самцы образуют брачные хоры, издавая громкое кваканье, которое бывает слышно на расстоянии до 1 км. Взрослые особи защищают свои территории от других лягушек, используя специальный крик и прыжки в сторону пришельца. Икра откладывается на мелководье. В кладке 415—4400 яиц, откладываемых в виде нескольких небольших порций. Диаметр яйца без оболочек 1,4-1,8 мм.

Оплодотворенные икринки развиваются примерно в течение недели, после чего из них вылупляются головастики. Они развиваются в водоеме примерно 80-90 дней. Головастики отличаются от лягушки не только внешним видом, но и характером передвижения, питания, дыхания; внешне они больше напоминают маленькую рыбку. В конце лета головастик превращается в маленького лягушонка.

Эмбриогенез длится 4–12 суток, личиночное развитие – 47-135 суток. Метаморфоз с июня по октябрь, обычно в июле-августе. Головастики иногда зимуют, достигая особенно крупных размеров. После метаморфоза сеголетки остаются в родном водоеме, где обычно держаться у берега. Головастики едят в основном водоросли. Сеголетки в большом количестве поедают двукрылых и их личинок.

Максимальная продолжительность жизни 6–12 лет в разных популяциях.

У прудовой лягушки и ее головастиков много естественных врагов: щука, лягушки, пресмыкающиеся, водные и хищные птицы, а также млекопитающие. Обычен каннибализм в формах личинка-личинка, личинка-яйцо и взрослый-сеголеток.

2. Соцопрос учащихся.

«Можно ли в домашних условиях вырастить из икринки лягушонка?»

  1. Ты видел лягушек, наблюдал за ними?
  2. Нравятся ли вам лягушки?
  3. Знаете ли вы,  каким образом появляются лягушки?
  4. Можно ли в домашних условиях из икринки вырастить лягушонка?
  5. Проводили ли вы подобные эксперимента?
  6. Лягушка – это полезное животное или нет?

В опросе участвовало 30 учащихся 2 класса.

Анализ этого соцопроса показал, что:

  • 94%  (28 человек) - видели лягушек и наблюдали за их поведением;
    6%   (2 человека) - не наблюдали за лягушками;
    36%  (12 человек) - совсем не нравятся лягушки
    15%  (5 человек) - не очень нравятся лягушки
    63%  (21 человек) - знаю, что лягушки появляются из головастиков
    3%  (1 человек) - кроме меня никто из моих одноклассников не проводил подобных экспериментов
    73%  ( 24 человека) - знают, что лягушка это полезное животное.

3. Наблюдение за развитием эмбрионов (икринок).

Внимательно рассмотрев икринку, нам показалось, что она похожа на маленький глазик. Внутри круглого прозрачного мешочка находится крошечная черная точка. Точка в икринке очень быстро растет и примерно через 10 дней (1-11 июня 2018) из икринки появились головастики.

1 июня в 15.00. Мы выловили икру из пруда. Поместили ее в ведро, наполненное водой, взятой в месте сбора икры, т.е. наиболее близкой к условиям размножения, а также водорослями и травой. В воде наблюдаются микроорганизмы.

Зародыши круглой формы, черного цвета в прозрачной оболочке. Два зародыша в оболочке опустились на дно банки.

2 июня в 12.00.Зародыши уже с хвостиком, активно шевелятся, подают признаки жизни.

3 июня в 20.00. Появились головастики. Они выходят из оболочки постепенно. После выхода из оболочки неподвижно лежат на дне.

4 июня.  Все головастики приняли продолговатую форму, активно шевелятся, подают признаки жизни.

5 июня. Головастики вышли из всех икринок. Они неподвижно висят на оболочке.

6 июня. Головастики, вылупившиеся 4 июня, активно плавают по ведру. Остальные малоподвижны и только изредка переплывают с места на место.

Толщина тела – 1мм. Длина тела – 1 см.

9 июня. Поменяли воду. Головастики подросли. У них длинный хвост, окаймленный прозрачным мягким плавником.

10 июня. Головастики, которые погибли, стали пищей для выживших. Они активно перемещаются по ведру. У них выделились рот и глаза.

21 июня. Начинают появляться задние лапки.

3 июля. Головастики уже с развитыми задними лапками. Хорошо развит рот и отчетливо видны глаза.

7 июля. Головастики начали передвигаться при помощи задних лапок. В качестве пищи они используют водоросли, которые образовались на стенках ведра.

13 июля. У головастиков начали развиваться передние лапки. Голова стала приобретать форму головы взрослой особи.

15 июля. Сменили воду. Головастики перемещаются не только плаванием, но и ползанием по дну.

15 июля. Головастики начинают дышать, поднимая голову над водой. Хвост начал уменьшаться.

19 июля. Головастики стали лягушатами, спокойно передвигаются не только в водной, но и наземной среде.

20 июля. Выпустил лягушат на волю. Вблизи пруда наблюдаются такие же лягушата.

Метаморфоз лягушки:

1 — икра,
2 — головастик с наружными жабрами,
3 — без жабр,
4 — с задними ногами,
5 — со всеми ногами и с хвостом,
6 — лягушка.

Вывод: Результаты исследований показали, что в естественной среде и в домашних условиях этапы развития лягушки одинаковые.

Заключение

В результате изучения научной литературы и проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели.

Я проследил за развитием травяной лягушки.

У меня получилось вырастить лягушат из икринок, которую я выловил в лесном пруду.

Работать над этим проектом мне было очень интересно.

Наблюдая за волшебным превращением икринки в лягушонка, я узнал много нового.

В результате изучения научной литературы и проведенного исследования я узнал, в каких условиях живут лягушки, и познакомился с этапами их развития. Поместил лягушачью икру в ведро, создал необходимые для жизни условия и отслеживал развитие лягушек от икринок до взрослых особей. Сравнивал параметры развития особей, заносил результаты в дневник наблюдений, фотографировал.

Я пришел к выводу, что разводить и содержать лягушек в домашних условиях можно, хотя многие из них погибают на ранней стадии развития.
Развитие лягушки от икринки до молодого лягушонка заняло 50 дней. 

Во время работы я наблюдал развитие травяной лягушки в неволе. Сначала из икры появились головастики. Через 20 дней у головастиков появились задние конечности. Еще через 11 дней у некоторых появились передние конечности. Через 7 дней головастики утратили хвост, тело приобрело форму взрослой лягушки. Я выпустил лягушат в пруд и сравнил их размеры и внешний вид с прудовыми лягушками. Оказалось, что лягушата совершенно одинаковы. Значит этапы развития лягушки в естественной среде и в ведре одинаковы.

Наблюдая за развитием лягушек, я перестал их бояться и понял, что несу ответственность за жизнь своих питомцев.

В ходе исследовательской работы я научился работать с научной литературой, познакомился с методикой ведения научного эксперимента, учился оформлять результаты своего труда и защищать результаты своих наблюдений перед одноклассниками.

Мою работу можно использовать на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности, как наглядное пособие.

Я думаю, что приобретённые навыки ведения исследовательской работы, мне пригодятся.

Мои одноклассники мало знали о лягушках. Я рассказал им, что лягушки – полезное животное и не надо бояться их, поделился с ними собранной информацией. Я хочу обратиться к ребятам: не бейте лягушек и жаб палками, не давите их велосипедами, не ловите, не пугайте! Ведь они по сравнению с человеком, маленькие, беззащитные существа.

Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Корецкая Т. Травяная красавица. Свирель – 2013.- №7.
  2. Травина И.В. Рептилии и амфибии. –М.:РОСМЭН, 2016.
  3. Гурина И. Как появляется лягушка. –М.: издательство Фламинго, 2009.
  4. ru.wikipedia.org – Травяная лягушка.