Умножение и деление с числом 4. 3-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с таблицей умножения на 4 и с соответствующими случаями деления.

Предметные результаты:

  • закрепить таблицу умножения и деления с числами 2 и 3;
  • составить таблицу умножения и деления с числом 4;
  • закрепить правило порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  • тренироваться решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость;
  • решать уравнения.

Матапредметные результаты:

  • развивать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Личностные результаты:

  • продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания;
  • воспитывать интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках математики.

Оборудование:

  • доска и мел;
  • проектор;
  • презентация;
  • рабочие тетради;
  • учебники по математике М.И.Моро 1 часть;
  • карточки с заданиями;

Ход урока

Название этапа

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

I. Организация начала урока

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.

Проверяют готовность
к уроку.

Садятся на места.

II. Актуализация опорных знаний, устный счет

 

Чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна для ума тренировка.
Поэтому наш урок начнем с устного счета.
Слушают учителя.
Произведение каких чисел равно 15? 3 и 5
Первый множитель 6, второй 3. 18
Найдите произведение: 7 х 3. 21
Какое число надо умножить на 8, чтобы получить 16? 2
18 : 9. 2
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… Из суммы вычесть известное слагаемое
Чтобы найти неизвестный множитель, надо… Произведение разделить на один из известных  множителей
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо… К вычитаемому прибавить значение разности
Чтобы найти неизвестное делимое, надо… Делимое умножить на частное.

Расставьте порядок действий и найдите значения выражения.

(60 - 30) : 10 ∙ 5 = 15

12 : 2 + 3 ∙ 4 + 17=35

90 – 2 ∙ 5 + 13 + 0 =93

 

III. Постановка учебной проблемы, сообщение темы

 

На доске выражение: 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =
- Вычисли. Можно ли посчитать быстрее? Что для этого нужно знать?
Значение этого выражения удобнее всего найти при помощи умножения, для этого надо знать таблицу умножения на 4 или умножить слагаемое 4 на количество всех слагаемых.
Совершенно верно. Предположите, чему будем учиться на уроке? Выдвигают предположения, среди которых есть «умножению и делению на 4.

Сформулируйте задачи урока.

Формулируют задачи урока: составить таблицу умножения и деления на 4, закрепить знания об умножении и делении на другие числа (например, 2 и 3) и т.д.

IV. Изучение нового материала

 

Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Открываем учебники на стр.34.
 
Смотрим на таблицу Вычисли и запомни!
- Как вы думаете, почему эту таблицу начали с примера 4*4?
Потому что 4*1,4*2,4*3 мы уже знаем.
- Посмотрите на первый множитель в 1 столбике, что вы о нём скажите? Первый множитель везде один и тот же.
- На второй? Второй увеличивается на 1.
- На произведение? Произведение увеличивается на 4.
- Записываем первый столбик в тетрадь с комментированием. Комментируют и записывают.
- Составим и запишем таблицу умножения на 4. Что для этого нужно сделать?
- Выполняем с комментированием.
Переставить множители местами.
Записывают с комментированием.

- Составим таблицу деления.

- Каким правилом вы будете пользоваться для составления таблицы деления?

- Составляем таблицу деления на 4, записываем.

Составляем таблицу деления с частным 4.

Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
Записывают с комментированием у доски.

V. Динамическая пауза

- Настало время отдохнуть.
- Встаньте возле парт. Следите и повторяйте движения под музыку.

Встают возле парт.
Слушают музыку и повторяют движения.

VI. Первичная проверка усвоения знаний

Решите весёлые задачи на закрепление таблицы умножения на 4.

Четыре милых свинки 
Плясали без сапог
Четырежды четыре -
Сколько голых ног?

 

 

16

Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки
На каждой ноге - пять пальцев
Четырежды пять…
20
Шла на парад кошка в мундире:
Четырежды шесть…
24
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь…
28
У Бабы Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь… зуба!
32
Без зубов ей нечем есть:
Четырежды девять…
36

Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять.

40

VII. Закрепление знаний, решение задачи, уравнений

 

- Сейчас вы поработаете в парах.
- У вас на столах лежат карточки с задачей, прочитайте, обсудите и запишите решение на карточке.
- Кому нужна будет моя помощь поднимите руку.
Работают в парах.

- Проверяем, заслушаем…

- Подводим итог:
- Как найти цену?
- Количество?
- Стоимость?

Несколько пар рассказывают ход решения.


Ц=С:К
К=С:Ц
С=Ц*К

№5 решить уравнения
1 вариант - 1 строчка
2 вариант -2 строчка
Самостоятельно решают уравнения.

VIII. Информация о домашнем задании

С.34 №1, №3, учить таблицу умножения и деления с числом 4.

Слушают пояснения учителя и записывают домашнее задание.

IX. Подведение итогов.
Рефлексия

 

Наш урок подходит к концу.
- С чем мы познакомились на уроке?
- Мы изучали таблицу умножения и деления с числом 4.

- Какое задание показалось трудным?
- Какое задание для вас было самым интересным?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали!
- А теперь прошу вас взять наши сигнальные смайлики и оценить свою работу на уроке.

Спасибо за урок!
Сдают карточки.

- Мы повторили таблицу умножения на 2 и 3, нахождение значений числовых выражений в два действия, решали задачу на нахождение количества по известным цене и стоимости.
Следуют инструкции.