Образовательная деятельность по сказкам, для детей от 6–7 лет. «Сказка» как необходимое условие повышения качества образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказка - это прежде всего произведения искусства, живое, увлекающее детей необычность повествования, динамикой событий, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, что чрезвычайно импонирует ребенку, соответствует его психологическим особенностям. Трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с самого раннего детства к устной народной поэзии.

Сказка зародилась как жанр устного народного творчества. Народная сказка является отражением аксиологических (ценностях) представлений того или иного этноса, через образы сказочных персонажей выражает требуемую модель поведения человека в социуме. Одной из жанровых особенностей сказки является свойственное для фольклорных произведений вообще четкое разграничение хорошего и плохого, добра и зла. Именно это свойство – аксиологическая однозначность – делает сказку незаменимой в процессе воспитания, закладывания стереотипов поведения даже совсем маленьких детей. Известное «сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» подтверждает воспитательную функцию сказки - она не только развлекает, но и учит ребенка, облегчает ему дальнейшую личностную социализацию.

Вашему вниманию предоставлена программа художественно-творческого развития детей трёх возрастных групп (от 4 до 7 лет) средствами театрализованной игры и образовательной деятельности. Приведены подробные методические рекомендации по организации игр-занятий, четко определены цели, задачи, виды и содержание работ с детьми каждой возрастной группы, рекомендованы материалы и оборудование. Разнообразие форм и систематизация занятий позволят воспитателю на каждом из них стимулировать двигательную, интонационно-речевую и творческую активность детей.

Система работы по подготовке к играм

Сказка «Волк и семеро козлят» - подготовительная группа

1-я неделя

Вид деятельности

Воспитательно-
образовательные задачи

Содержание

Образовательная область «Чтение
художественной
литературы»

Совершенствовать правильно, оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.

Познакомить с русской народной сказкой "Волк и семеро козлят»"
Развивать умение давать характеристику героям сказки, мотивировать свое отношение к ним.

Образовательная область «Коммуникация»

– Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;
– Воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания;
– Показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Рассматривание иллюстраций к сказке.
Загадывание загадок:
«Один всю работу делает,
другой — хозяина молоком поит,
третий — хату стережёт».
(Лошадь, корова, собака)

Образовательная область «Театральные этюды»

Формировать у детей правильно, эмоционально изображать взятую на себя роль посредством голоса, движений, мимики. Развивать творческое воображение, умение импровизировать, снятие психоэмоционального напряжения, эстетические качества: чувство вкуса, цвета, прекрасного. Воспитывать заботливое отношение к малышам, любовь к театру, устному народному творчеству.

Импровизация отрывка из сказки.
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Образовательная область «Социализация»

Вызвать у детей положительный настрой на театрализованную игру и побуждать к участию в игровом сюжете; активизировать воображение детей, выражать эмоции через движения и мимику; упражнять в звукоподражании; воспитывать доброе отношение к персонажам игры.

Познакомить с пословицей:
«Вместе вдвое дело любое спорится у друзей». Раскрыть смысл пословицы, разобрать примеры из жизни, когда данная пословица является актуальной.

Образовательная область «Физическая культура»

Совершенствовать в быстроте и легкости ориентировки в двигательных ситуациях.
Приучать детей использовать знакомые движения в предлагаемых игровых ситуациях.
Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям.

Развлечение на участке: «Здравствуй, детский сад!» Участники: дети, родители, воспитатели. Формировать дружеские отношения между детьми.
Подвижные игры: «Бегите ко мне!», «Попади в круг», «Вейся венок».

Образовательная область «Лепка»

Познакомить детей с новым природным материалом — шиповником, рассказать о его свойствах и способе использования в работе над игрушкой; закрепить навыки мыслительного анализа последовательность изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля.

Лепка «Козлик»
(Поделки из природного материала)

Образовательная область «Рисование»

Закрепить у детей знания рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных.

Рисование «Дымковская слобода» (деревня, коллективная композиция).

Образовательная область «Аппликация»

Учить детей делать объемную композицию из цветов. Закрепить навыки складывания бумаги пополам и вырезать симметричные формы. Развивать творческие замыслы и творческую самостоятельность. Учить работать с клеем ПВА. Развивать самостоятельность в выборе цвета фона.

Занятие по флористике в старшей группе «Ваза с цветами».

Образовательная область «Конструирование
ручной труд»

- Формировать у детей положительное отношение к занятию по ручному труду.
- Развивать у детей умение правильно располагать заготовки.
- Формировать умение  резать ножницами по линии.
- Воспитывать аккуратность при наклеивании.

«Зайка» (занятие по ручному труду).

Образовательная область «Музыка»

Прививать навыки ходьбы и бега под музыку . Развивать слуховое внимание. Развивать моторно-слуховую и зрительную память и ориентирование в пространстве зала. Развивать чувство ритма и темпа, чувство синхронизации движений с музыкой и речью. Регулировать мышечный тонус, развивать умение свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса. Развитие речевого дыхания. Развитие выразительности жестов. Развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции. Развитие способности передавать образные движения.

Занятие по логоритмике: "Волк и семеро козлят"

Образовательная область «Познание
конструирование»

Закреплять творческие способности детей, умение дополнять основную постройку дополнительными деталями.

Декорации: дом, 2 пенька, дерево, репка, лейка, костюмы героев.

2-неделя

Образовательная область «Социализация»

Совершенствовать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.
Развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей.

Скороговорки: Мышки сушки, Лежебока рыжий кот, На дворе трава, Король – орёл.

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества;
эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости, вза­имовыручки, дружеское отношение друг к другу.

Познакомить с пословицей «Вместе вдвое дело любое спорится у друзей». Раскрыть смысл пословицы, разобрать примеры из жизни, когда данная пословица является актуальной.

Образовательная область «Безопасность»

Закрепить знания детей о последствиях опасных ситуаций, которые подстерегают  детей дома: возможность пораниться острыми и режущими предметами; правила пользования электроприборами и лекарствами;
- закрепить представление о поведении при возможных встречах с незнакомыми людьми;
- развивать мышление и умение детей применять полученные знания для правильного выбора своих действий в опасных ситуациях;
- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за свои поступки.

Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Тебе он скажет: «Я от мамы,
она забыла взять панаму».
Ты незнакомца пустишь в дом,
А он к тебе придет с ружьем
Тебя он может напугать,
И шубу мамину забрать.

Образовательная область «Музыка»

Развивать умение передавать в своих импровизациях характер и настроение музыки. Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Музыкальная импровизация, пантомимы. «Как поет труба?»
(«Та-ра-ра,та-ра-ра»); «Как звенит колокольчик?» («Динь-динь-динь»);
«Спой свое имя, имена своих друзей»; «Играй сверчок».

Образовательная область «Физкультура»

Снятие агрессии, вызвать положительные эмоции у детей.
Учить детей выполнять движения, действия в соответствии с текстом, следить за  развитием сюжета.

Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели.

Образовательная область «Рисование»

Закреплять умения детей в технике пластилиновой живописи: наносить небольшие кусочки пластилина на основу и растирать их в нужном направлении;
продолжать учить детей смешивать пластилин разных цветов, наносить один цвет на другой, развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.

Нетрадиционная изобразительная деятельность
«Волк и семеро козлят»
пластилиновая живопись
(старший возраст)

Образовательная область «Лепка»

Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы.

Лепка героев сказки: Коза, волк, медведь и др.

Образовательная область «Аппликация»

Закреплять умение вырезывать прямоугольники, передавая их форму и пропорции. Учить навыкам коллективной деятельности. Развивать пространственные представления, умение продумать расположение своей части работы.

Вырезаем билеты для зрителей нашего сада.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Учить правильно, оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет».
Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Образовательная область «Конструирование»

Формировать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке.

Оформление зала к спектаклю, изготовление декораций.

Играем спектакль «Волк и семеро козлят»

Этюд к сказке «Волк и семеро козлят»

Развитие тембрового слуха.

Вдруг козлята услышали стук в дверь. (Выставить фигуру волка.) Это волк подслушал мамину песенку и решил обмануть козляток. Он запел грубым голосом.

- Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся,
Вваша мама пришла, молока принесла.

А голос то у волка грубый, давайте попробуем спеть как волк. (Дети поют низким голосом.)

А теперь давайте споем как мама-коза нежным ласковым голосом. (Дети поют в более высоком регистре.)

Этюды.

(Для развития выразительности жестов и способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.)

А давайте мы с вами покажем сердитого волка (дети изображают). А теперь давайте покажем веселую и добрую козу (дети показывают).

Слушание песни и подпевание.

Не поверили козлята волку и не открыли ему. Твой голос на мамин совсем не похож!

Ты голосом грубым фальшиво поешь! Пошел волк тогда к кузнецу. Попросил волк кузнеца сковать ему другой голос, тоненький и нежный. Взялся кузнец за дело. Я вам спою и легко в ритм песни похлопайте ладошками по ножкам (показать).

Сценарий утренника «Азбука дорожного движения»

«Волк и семеро козлят на дорожный лад»

Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге, о сигналах светофора, некоторых знаках дорожного движения; познакомить с обязанностями пешеходов, с работой инспектора ГИБДД; воспитывать внимательность и дисциплиннированность.

Действующие лица: 

  • Взрослые: ведущий, коза, волк — инспектор  ГИБДД.
  • Дети: козлята, лиса — доктор, Медведь — водитель машины.

Реквизит:

  • Козе — корзинка с капустой;
  • Волку — салфетка, жезл, свисток;
  • Козлятам — мячи, машины и другие игрушки, деревянные ложки.

Декорации: 

  • Лес: бутафорские деревья, цветы, грибы и т.д.
  • Дом козы, цветы.

Ведущий:

Очень важная наука -
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Тем, кто правила не знает,
Тем, кто их не соблюдает,
Сказку мы сейчас расскажем
И для вас ее покажем.
«Волк и семеро козлят» -
Сказочка на новый лад.
Не простая сказка это,
В ней и шутка, и намек.
В нашей сказке спрятан где-то
Малым детушкам урок.

Из домика выходит коза с козлятами. Играют на деревянных ложках (под мелодию р.н.п. «Ах, утушка, моя луговая»)

Коза:

На базар иду, ребятки,
Принесу капустки сладкой,
Ведь хрустящие листочки
Любят маленькие дочки.
Я оставлю кочерыжки
Озорным своим мальчишкам,
Чтобы зубки были крепки.
А еще скажу вам, детки:
Вы, козлята, не скучайте,
Двери, окна закрывайте,
А не то придет к вам волк,
Он в козлятах знает толк.
Проберется он во двор -
И короткий разговор!

Козлята:

Не волнуйся, наша мама,
Мы тебе ответим прямо:
Будем тихо мы играть,
А стемнеет — ляжем спать.

Коза:

Говорю вам очень строго:
Не бегите на дорогу.
Там машины в два ряда -
Не случилась бы беда!
Вы, козлята, не скучайте,
Двери, окна закрывайте.
Успокоилась немножко,
Что ж, присядем на дорожку.
Указания дала.
Все, ребята, я пошла.

Коза уходит, козлята машут ей руками, затем берут мячи, игрушки.

Козлята:

Не хотим на печку спать,
Будем мы еще играть.
И несут козляток ноги
Всех нас прямиком к дороге.

1-й козленок:

Хорошо нам на дорожке,
Весело играется!

2-й козленок:

И резвятся наши ножки,
Прыгают, стараются!

3-й козленок:

Прыг-скок, будто мячик,
Прыг-скок, все мы скачем!

4-й козленок:

Будем весело играть,
Нашу маму поджидать!

5-й козленок:

Мы сегодня так упрямы,
Будем веселиться!

6-й козленок:

И не надо слушать маму,
Можно порезвиться!

7-й козленок:

Прыг-скок, будто мячик,
Прыг-скок, все мы скачем!

Все вместе:

Будем весело играть,
Нашу маму поджидать!

Козлята играют, прыгают, мячи катятся на дорогу. Слышится звук аварии, затем сирена «скорой помощи». На поляну выходит доктор лиса, она ведет медведя с гипсом на руке и ноге. Козлята испуганно сбиваются в стайку, приседают.

Медведь:

Я спрошу вас очень строго:
Здесь лужайка иль дорога?
Ведь беда могла случиться!

Лиса:

Надо вам, друзья, учиться,
Как по улице ходить,
Чтоб к врачам не угодить!

Медведь и лиса уходят. Выходит волк в форме инспектора ГИБДД, свистит.

Волк:

Лишь вчера, мои друзья,
Был коварным волком я.
Красных Шапочек, козлят
Съесть на ужин был бы рад.
А сегодня не тужу -
Я в ГИБДД служу!

(прохаживается перед козлятами)

Служба эта вот такая! ( поднимает большой палец вверх)
Жизнь водителям спасает.
Знанье правил на дороге
Сохранит вам руки, ноги.
Вам, козлята, так скажу -
Я в ГИБДД служу!
Как же это получилось,
Что авария случилась?
Вижу в колесе прокол.
Составляю протокол.
Все мамаше расскажу -
Я в ГИБДД служу!
Неужели вам не ясно:
На дороге быть опасно.
Как не стыдно, ой-ей-ей!
Нарушители, за мной!

Волк уводит козлят за куст. К своему дому подходит коза с корзиной , полной капусты и зелени.

Коза:

Тук-тук, козлята, я пришла
И вам капустки принесла.
Вы где, вы где, мои ребятки,
Мои любимые козлятки?
Скорее двери открывайте
И мамочку свою встречайте.
Ой, ничего я не пойму,
В окошко дай — ка, загляну.
Ой-ей-ей, не знаю я,
Да где-же вся моя семья?
Ох, неужели волк пришел
И всех козлят моих увел?
Ох, вот беда-то, вот беда!
Мне бежать теперь куда?
Ох, нужно к волку мне идти,
Чтоб козлят моих спасти!
(подходит к лесу)
Выходи, разбойник серый,
У меня к тебе есть дело!

Выходит волк, вытирает рот салфеткой, будто только что пообедал.

Волк:

Что я вижу? Вот дела!
Коза сама ко мне пришла!
И сдается мне, коза,
У тебя в слезах глаза!

Коза:

Ты козлят моих отдай,
Все, что хочешь забирай!

Волк:

Я козлят теперь не ем -
Мяса не терплю совсем.
Я в теченье всего года
Ем лишь зелень с огорода.
Новость я тебе скажу:
Я в ГИБДД служу!
Чтоб за деток не бояться,
Ими нужно заниматься.

Коза:

Я детьми не занимаюсь?
Знал бы ты, как я стараюсь!
Целый день варю, стираю,
Подметаю, убираю,
Порядок в доме навожу,
На базар с утра хожу.
Вот и зелень, и капуста,
Был бы ужин очень вкусный!

Волк:

Тебе, коза, я штраф даю,
Давай корзинку — то твою.
А козлят твоих прощаю
И домой их отпускаю.
Эй, козлята, выбегайте.

Козлята выбегают и прячутся за маму козу.

Волк:

Слушайте, запоминайте.
Чтобы правила движенья
Вам, козлята, твердо знать,
Нужно вам без промедленья
Начинать их повторять.

(дарит книжку о правилах дорожного движения)

Вот они, их выполняйте,
Никогда не нарушайте!

Коза:

Обещаем изучать
Правила движения.

Козлята:

И всегда их выполнять,
Все, без исключения!

Ведущий: А теперь мы покажем вам, как козлята и ребята изучают правила дорожного движения.

Выходит ребенок в костюме светофора:

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся — стой!
Желтый вспыхнул — подожди!
А зеленый свет — иди!

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Светофор»! Если я покажу красный цвет — вы стоите на месте; желтый цвет — присели на корточки, а зеленый — маршируем на месте. (проводится игра с детьми)

А теперь ребята расскажут, какие дорожные знаки они знают, и что они обозначают.

Выходят дети с дорожными знаками и читают стихи.

1-й ребенок:

Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем! (знак «Уступи дорогу»)

2-й ребенок:

Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге,
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!» (знак «Движение запрещено»)

3-й ребенок:

Эй, водитель, не зевай!
Ходит впереди трамвай.
Ты притормози немножко,
Уступи ему дорожку! (знак «Впереди трамвай»)

4-й ребенок:

Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает. (знак «Подземный переход»)

5-й ребенок:

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно -
Здесь ходить запрещено! (знак «Движение пешеходов запрещено»).

6-й ребенок:

Посреди дороги — дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель! (знак «Осторожно, дети»)

Ведущий: Ребята, давайте сыграем в игру «Запомни свой знак». Мальчики будут собираться возле знака «Подземный переход», а девочки — возле знака «Осторожно дети». (Ведущий и коза держат знаки, дети под музыку разбегаются. Как только музыка замолкает, дети находят свой знак. Ведущий и коза меняются сначала местами, потом знаками)

Ведущий: А теперь посмотрим, как наши зрители знают правила дорожного движения. Я буду задавать вам вопросы, а вам надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья!» (проговаривает эту фразу с детьми), если вы согласны. Если вы не согласны, нужно молчать.

Ведущий:

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Ведущий:

Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?

Дети молчат.

Ведущий:

Знает кто, что красный свет
Означает — хода нет?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Ведущий:

На дороге кто резвится,
Кто машины не боится?

Дети молчат.

Ведущий:

Кто свой мчит велосипед
Во дворе, машин где нет?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Волк:

Ох, добрый я на удивленье.
Хоть капустка объеденье,
Штраф с тебя, коза, снимаю.
И корзинку возвращаю.
Вы капустку кушайте,
Свою маму слушайте!

Козлята: Вот спасибо, дядя волк!

Волк: В этом уж я знаю толк!

Все выстраиваютя полукругом.

Волк:

Если наш простой урок
Вам пошел, ребята. впрок.

Коза:

У ГИБДД проблем
Не останется совсем!

Все поют песню (На мелодию песни Шаинского «Вместе весело шагать», слова Улбутовой Т.В.)

Припев:

Вместе весело шагать по дорогам, по дорогам, по дорогам.
И, конечно, не зевать пешеходам, пешеходам, пешеходам.
Светофор на перекрестке нам знаком теперь.
Малышам, и даже взрослым, он ведь нужен всем.
На дороге нам без правил не прожить  никак,
Все покажет и расскажет нам дорожный знак!

Припев.

1-й козленок: Как хорошо нам правила движенья знать!

2-й козленок: И не бояться улицы, легко по ней шагать!

3-й козленок: А что случись - поможет он в беде

Все вместе: Наш самый лучший друг — ГИБДД!