Сказка - это прежде всего произведения искусства, живое, увлекающее детей необычность повествования, динамикой событий, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, что чрезвычайно импонирует ребенку, соответствует его психологическим особенностям. Трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с самого раннего детства к устной народной поэзии.
Сказка зародилась как жанр устного народного творчества. Народная сказка является отражением аксиологических (ценностях) представлений того или иного этноса, через образы сказочных персонажей выражает требуемую модель поведения человека в социуме. Одной из жанровых особенностей сказки является свойственное для фольклорных произведений вообще четкое разграничение хорошего и плохого, добра и зла. Именно это свойство – аксиологическая однозначность – делает сказку незаменимой в процессе воспитания, закладывания стереотипов поведения даже совсем маленьких детей. Известное «сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» подтверждает воспитательную функцию сказки - она не только развлекает, но и учит ребенка, облегчает ему дальнейшую личностную социализацию.
Вашему вниманию предоставлена программа художественно-творческого развития детей трёх возрастных групп (от 4 до 7 лет) средствами театрализованной игры и образовательной деятельности. Приведены подробные методические рекомендации по организации игр-занятий, четко определены цели, задачи, виды и содержание работ с детьми каждой возрастной группы, рекомендованы материалы и оборудование. Разнообразие форм и систематизация занятий позволят воспитателю на каждом из них стимулировать двигательную, интонационно-речевую и творческую активность детей.
Система работы по подготовке к играм
Сказка «Волк и семеро козлят» - подготовительная группа
1-я неделя
Вид деятельности |
Воспитательно- |
Содержание |
Образовательная область «Чтение |
Совершенствовать правильно, оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра. |
Познакомить с русской народной сказкой "Волк и семеро козлят»" |
Образовательная область «Коммуникация» |
– Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; |
Рассматривание иллюстраций к сказке. |
Образовательная область «Театральные этюды» |
Формировать у детей правильно, эмоционально изображать взятую на себя роль посредством голоса, движений, мимики. Развивать творческое воображение, умение импровизировать, снятие психоэмоционального напряжения, эстетические качества: чувство вкуса, цвета, прекрасного. Воспитывать заботливое отношение к малышам, любовь к театру, устному народному творчеству. |
Импровизация отрывка из сказки. |
Образовательная область «Социализация» |
Вызвать у детей положительный настрой на театрализованную игру и побуждать к участию в игровом сюжете; активизировать воображение детей, выражать эмоции через движения и мимику; упражнять в звукоподражании; воспитывать доброе отношение к персонажам игры. |
Познакомить с пословицей: |
Образовательная область «Физическая культура» |
Совершенствовать в быстроте и легкости ориентировки в двигательных ситуациях. |
Развлечение на участке: «Здравствуй, детский сад!» Участники: дети, родители, воспитатели. Формировать дружеские отношения между детьми. |
Образовательная область «Лепка» |
Познакомить детей с новым природным материалом — шиповником, рассказать о его свойствах и способе использования в работе над игрушкой; закрепить навыки мыслительного анализа последовательность изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля. |
Лепка «Козлик» |
Образовательная область «Рисование» |
Закрепить у детей знания рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных. |
Рисование «Дымковская слобода» (деревня, коллективная композиция). |
Образовательная область «Аппликация» |
Учить детей делать объемную композицию из цветов. Закрепить навыки складывания бумаги пополам и вырезать симметричные формы. Развивать творческие замыслы и творческую самостоятельность. Учить работать с клеем ПВА. Развивать самостоятельность в выборе цвета фона. |
Занятие по флористике в старшей группе «Ваза с цветами». |
Образовательная область «Конструирование |
- Формировать у детей положительное отношение к занятию по ручному труду. |
«Зайка» (занятие по ручному труду). |
Образовательная область «Музыка» |
Прививать навыки ходьбы и бега под музыку . Развивать слуховое внимание. Развивать моторно-слуховую и зрительную память и ориентирование в пространстве зала. Развивать чувство ритма и темпа, чувство синхронизации движений с музыкой и речью. Регулировать мышечный тонус, развивать умение свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса. Развитие речевого дыхания. Развитие выразительности жестов. Развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции. Развитие способности передавать образные движения. |
Занятие по логоритмике: "Волк и семеро козлят" |
Образовательная область «Познание |
Закреплять творческие способности детей, умение дополнять основную постройку дополнительными деталями. |
Декорации: дом, 2 пенька, дерево, репка, лейка, костюмы героев. |
2-неделя |
||
Образовательная область «Социализация» |
Совершенствовать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. |
Скороговорки: Мышки сушки, Лежебока рыжий кот, На дворе трава, Король – орёл. |
Образовательная область «Коммуникация» |
Формировать интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества; |
Познакомить с пословицей «Вместе вдвое дело любое спорится у друзей». Раскрыть смысл пословицы, разобрать примеры из жизни, когда данная пословица является актуальной. |
Образовательная область «Безопасность» |
Закрепить знания детей о последствиях опасных ситуаций, которые подстерегают детей дома: возможность пораниться острыми и режущими предметами; правила пользования электроприборами и лекарствами; |
Не открывай чужому дверь, |
Образовательная область «Музыка» |
Развивать умение передавать в своих импровизациях характер и настроение музыки. Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. |
Музыкальная импровизация, пантомимы. «Как поет труба?» |
Образовательная область «Физкультура» |
Снятие агрессии, вызвать положительные эмоции у детей. |
Физминутка |
Образовательная область «Рисование» |
Закреплять умения детей в технике пластилиновой живописи: наносить небольшие кусочки пластилина на основу и растирать их в нужном направлении; |
Нетрадиционная изобразительная деятельность |
Образовательная область «Лепка» |
Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы. |
Лепка героев сказки: Коза, волк, медведь и др. |
Образовательная область «Аппликация» |
Закреплять умение вырезывать прямоугольники, передавая их форму и пропорции. Учить навыкам коллективной деятельности. Развивать пространственные представления, умение продумать расположение своей части работы. |
Вырезаем билеты для зрителей нашего сада. |
Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
Учить правильно, оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра. |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет». |
Образовательная область «Конструирование» |
Формировать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке. |
Оформление зала к спектаклю, изготовление декораций. |
Играем спектакль «Волк и семеро козлят» |
Этюд к сказке «Волк и семеро козлят»
Развитие тембрового слуха.
Вдруг козлята услышали стук в дверь. (Выставить фигуру волка.) Это волк подслушал мамину песенку и решил обмануть козляток. Он запел грубым голосом.
- Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся,
Вваша мама пришла, молока принесла.
А голос то у волка грубый, давайте попробуем спеть как волк. (Дети поют низким голосом.)
А теперь давайте споем как мама-коза нежным ласковым голосом. (Дети поют в более высоком регистре.)
Этюды.
(Для развития выразительности жестов и способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.)
А давайте мы с вами покажем сердитого волка (дети изображают). А теперь давайте покажем веселую и добрую козу (дети показывают).
Слушание песни и подпевание.
Не поверили козлята волку и не открыли ему. Твой голос на мамин совсем не похож!
Ты голосом грубым фальшиво поешь! Пошел волк тогда к кузнецу. Попросил волк кузнеца сковать ему другой голос, тоненький и нежный. Взялся кузнец за дело. Я вам спою и легко в ритм песни похлопайте ладошками по ножкам (показать).
Сценарий утренника «Азбука дорожного движения»
«Волк и семеро козлят на дорожный лад»
Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге, о сигналах светофора, некоторых знаках дорожного движения; познакомить с обязанностями пешеходов, с работой инспектора ГИБДД; воспитывать внимательность и дисциплиннированность.
Действующие лица:
- Взрослые: ведущий, коза, волк — инспектор ГИБДД.
- Дети: козлята, лиса — доктор, Медведь — водитель машины.
Реквизит:
- Козе — корзинка с капустой;
- Волку — салфетка, жезл, свисток;
- Козлятам — мячи, машины и другие игрушки, деревянные ложки.
Декорации:
- Лес: бутафорские деревья, цветы, грибы и т.д.
- Дом козы, цветы.
Ведущий:
Очень важная наука -
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Тем, кто правила не знает,
Тем, кто их не соблюдает,
Сказку мы сейчас расскажем
И для вас ее покажем.
«Волк и семеро козлят» -
Сказочка на новый лад.
Не простая сказка это,
В ней и шутка, и намек.
В нашей сказке спрятан где-то
Малым детушкам урок.
Из домика выходит коза с козлятами. Играют на деревянных ложках (под мелодию р.н.п. «Ах, утушка, моя луговая»)
Коза:
На базар иду, ребятки,
Принесу капустки сладкой,
Ведь хрустящие листочки
Любят маленькие дочки.
Я оставлю кочерыжки
Озорным своим мальчишкам,
Чтобы зубки были крепки.
А еще скажу вам, детки:
Вы, козлята, не скучайте,
Двери, окна закрывайте,
А не то придет к вам волк,
Он в козлятах знает толк.
Проберется он во двор -
И короткий разговор!
Козлята:
Не волнуйся, наша мама,
Мы тебе ответим прямо:
Будем тихо мы играть,
А стемнеет — ляжем спать.
Коза:
Говорю вам очень строго:
Не бегите на дорогу.
Там машины в два ряда -
Не случилась бы беда!
Вы, козлята, не скучайте,
Двери, окна закрывайте.
Успокоилась немножко,
Что ж, присядем на дорожку.
Указания дала.
Все, ребята, я пошла.
Коза уходит, козлята машут ей руками, затем берут мячи, игрушки.
Козлята:
Не хотим на печку спать,
Будем мы еще играть.
И несут козляток ноги
Всех нас прямиком к дороге.
1-й козленок:
Хорошо нам на дорожке,
Весело играется!
2-й козленок:
И резвятся наши ножки,
Прыгают, стараются!
3-й козленок:
Прыг-скок, будто мячик,
Прыг-скок, все мы скачем!
4-й козленок:
Будем весело играть,
Нашу маму поджидать!
5-й козленок:
Мы сегодня так упрямы,
Будем веселиться!
6-й козленок:
И не надо слушать маму,
Можно порезвиться!
7-й козленок:
Прыг-скок, будто мячик,
Прыг-скок, все мы скачем!
Все вместе:
Будем весело играть,
Нашу маму поджидать!
Козлята играют, прыгают, мячи катятся на дорогу. Слышится звук аварии, затем сирена «скорой помощи». На поляну выходит доктор лиса, она ведет медведя с гипсом на руке и ноге. Козлята испуганно сбиваются в стайку, приседают.
Медведь:
Я спрошу вас очень строго:
Здесь лужайка иль дорога?
Ведь беда могла случиться!
Лиса:
Надо вам, друзья, учиться,
Как по улице ходить,
Чтоб к врачам не угодить!
Медведь и лиса уходят. Выходит волк в форме инспектора ГИБДД, свистит.
Волк:
Лишь вчера, мои друзья,
Был коварным волком я.
Красных Шапочек, козлят
Съесть на ужин был бы рад.
А сегодня не тужу -
Я в ГИБДД служу!
(прохаживается перед козлятами)
Служба эта вот такая! ( поднимает большой палец вверх)
Жизнь водителям спасает.
Знанье правил на дороге
Сохранит вам руки, ноги.
Вам, козлята, так скажу -
Я в ГИБДД служу!
Как же это получилось,
Что авария случилась?
Вижу в колесе прокол.
Составляю протокол.
Все мамаше расскажу -
Я в ГИБДД служу!
Неужели вам не ясно:
На дороге быть опасно.
Как не стыдно, ой-ей-ей!
Нарушители, за мной!
Волк уводит козлят за куст. К своему дому подходит коза с корзиной , полной капусты и зелени.
Коза:
Тук-тук, козлята, я пришла
И вам капустки принесла.
Вы где, вы где, мои ребятки,
Мои любимые козлятки?
Скорее двери открывайте
И мамочку свою встречайте.
Ой, ничего я не пойму,
В окошко дай — ка, загляну.
Ой-ей-ей, не знаю я,
Да где-же вся моя семья?
Ох, неужели волк пришел
И всех козлят моих увел?
Ох, вот беда-то, вот беда!
Мне бежать теперь куда?
Ох, нужно к волку мне идти,
Чтоб козлят моих спасти!
(подходит к лесу)
Выходи, разбойник серый,
У меня к тебе есть дело!
Выходит волк, вытирает рот салфеткой, будто только что пообедал.
Волк:
Что я вижу? Вот дела!
Коза сама ко мне пришла!
И сдается мне, коза,
У тебя в слезах глаза!
Коза:
Ты козлят моих отдай,
Все, что хочешь забирай!
Волк:
Я козлят теперь не ем -
Мяса не терплю совсем.
Я в теченье всего года
Ем лишь зелень с огорода.
Новость я тебе скажу:
Я в ГИБДД служу!
Чтоб за деток не бояться,
Ими нужно заниматься.
Коза:
Я детьми не занимаюсь?
Знал бы ты, как я стараюсь!
Целый день варю, стираю,
Подметаю, убираю,
Порядок в доме навожу,
На базар с утра хожу.
Вот и зелень, и капуста,
Был бы ужин очень вкусный!
Волк:
Тебе, коза, я штраф даю,
Давай корзинку — то твою.
А козлят твоих прощаю
И домой их отпускаю.
Эй, козлята, выбегайте.
Козлята выбегают и прячутся за маму козу.
Волк:
Слушайте, запоминайте.
Чтобы правила движенья
Вам, козлята, твердо знать,
Нужно вам без промедленья
Начинать их повторять.
(дарит книжку о правилах дорожного движения)
Вот они, их выполняйте,
Никогда не нарушайте!
Коза:
Обещаем изучать
Правила движения.
Козлята:
И всегда их выполнять,
Все, без исключения!
Ведущий: А теперь мы покажем вам, как козлята и ребята изучают правила дорожного движения.
Выходит ребенок в костюме светофора:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся — стой!
Желтый вспыхнул — подожди!
А зеленый свет — иди!
Ведущий: Давайте поиграем в игру «Светофор»! Если я покажу красный цвет — вы стоите на месте; желтый цвет — присели на корточки, а зеленый — маршируем на месте. (проводится игра с детьми)
А теперь ребята расскажут, какие дорожные знаки они знают, и что они обозначают.
Выходят дети с дорожными знаками и читают стихи.
1-й ребенок:
Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем! (знак «Уступи дорогу»)
2-й ребенок:
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге,
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!» (знак «Движение запрещено»)
3-й ребенок:
Эй, водитель, не зевай!
Ходит впереди трамвай.
Ты притормози немножко,
Уступи ему дорожку! (знак «Впереди трамвай»)
4-й ребенок:
Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает. (знак «Подземный переход»)
5-й ребенок:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно -
Здесь ходить запрещено! (знак «Движение пешеходов запрещено»).
6-й ребенок:
Посреди дороги — дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель! (знак «Осторожно, дети»)
Ведущий: Ребята, давайте сыграем в игру «Запомни свой знак». Мальчики будут собираться возле знака «Подземный переход», а девочки — возле знака «Осторожно дети». (Ведущий и коза держат знаки, дети под музыку разбегаются. Как только музыка замолкает, дети находят свой знак. Ведущий и коза меняются сначала местами, потом знаками)
Ведущий: А теперь посмотрим, как наши зрители знают правила дорожного движения. Я буду задавать вам вопросы, а вам надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья!» (проговаривает эту фразу с детьми), если вы согласны. Если вы не согласны, нужно молчать.
Ведущий:
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Дети молчат.
Ведущий:
Знает кто, что красный свет
Означает — хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущий:
На дороге кто резвится,
Кто машины не боится?
Дети молчат.
Ведущий:
Кто свой мчит велосипед
Во дворе, машин где нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Волк:
Ох, добрый я на удивленье.
Хоть капустка объеденье,
Штраф с тебя, коза, снимаю.
И корзинку возвращаю.
Вы капустку кушайте,
Свою маму слушайте!
Козлята: Вот спасибо, дядя волк!
Волк: В этом уж я знаю толк!
Все выстраиваютя полукругом.
Волк:
Если наш простой урок
Вам пошел, ребята. впрок.
Коза:
У ГИБДД проблем
Не останется совсем!
Все поют песню (На мелодию песни Шаинского «Вместе весело шагать», слова Улбутовой Т.В.)
Припев:
Вместе весело шагать по дорогам, по дорогам, по дорогам.
И, конечно, не зевать пешеходам, пешеходам, пешеходам.
Светофор на перекрестке нам знаком теперь.
Малышам, и даже взрослым, он ведь нужен всем.
На дороге нам без правил не прожить никак,
Все покажет и расскажет нам дорожный знак!
Припев.
1-й козленок: Как хорошо нам правила движенья знать!
2-й козленок: И не бояться улицы, легко по ней шагать!
3-й козленок: А что случись - поможет он в беде
Все вместе: Наш самый лучший друг — ГИБДД!