Цель: выполнить рисунок по описанию из литературного произведения.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес: к чтению, к различным способам творческой работы.
Личностные (УУД):
- формировать умение анализировать прочитанное;
- сопоставлять описание литературного произведения с полученным рисунком;
- дисциплинированность;
- образное мышление;
- творческая и познавательная активность;
- внимание.
Образовательные: Формировать умение выбирать средства изобразительного искусства для передачи основных событий литературного текста.
Предметные (УУД):
- учить составлять композицию по восприятию прочитанного текста;
- выделять признаки, составление композиции.
Развивающие:
- развивать воображение, мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, ориентироваться в информации.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- формировать умение наблюдать, сопоставлять и анализировать отрывки от литературных произведений;
- формировать визуальное мышление при помощи описания пейзажа в литературном произведении;
- развивать умение организовать свою деятельность.
познавательные:
- познакомить с новым видом работы;
- умение результативно мыслить и работать с информацией.
коммуникативные:
- развивать умение слушать других, вступать в диалог, высказывать собственное мнение.
Тип занятия и педагогическая технология: Комбинированный, кейс-технология.
Оборудование: Интерактивная доска.
Дидактический материал к занятию: Материалы Кейса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Этап - организация начала занятия Цель - организовать рабочую деятельность. |
|
Здравствуйте, садимся красиво и правильно. Приготовились работать. |
Отвечают на приветствие. |
На ваших столах лежат папки, возьмите их. Рассмотрите, ознакомьтесь с содержанием. |
Изучают материалы кейс – папки. |
Как вы думаете, зачем они вам даны? |
Высказывают предположение: |
Знаете ли вы что такое кейс? |
Отвечают на вопрос: |
Этап - вводная беседа Цель - познакомиться с понятием «кейс», развивать умение слушать других, вступать в диалог, спорить. |
|
Правильно, кейс – это небольшой чемодан, плоская прямоугольная ёмкость с ручкой для переноски и хранения предметов. |
Воспринимают информацию. |
Давайте подробнее рассмотрим содержание нашего кейса. |
Под руководством педагога, придерживаясь рекомендаций, знакомятся с содержанием кейс-папки. |
Найдите стр. 4, прочитайте тему, цель, задания. |
Читают. |
Определите – с какой проблемой, выполняя задание, вы можете столкнуться и как решить эту проблему? |
Выявляют проблему, обсуждают пути её решения. Фиксируют результат. |
Итак, повторите цель нашего занятия. |
Выполнить рисунок-пейзаж, по описанию литературного произведения |
Внимательно прочитайте отрывки из произведений Л.Толстого на 5–6 стр. кейс-папки. |
Учащиеся изучают тексты. |
А теперь, опираясь на выбранный текст и материалы расположенные на страницах с 7 по 11, определите, о каком времени года идет речь в литературном произведении, и какие цвета стоит брать, рисуя пейзаж по данному отрывку из произведения. |
О лете |
Этап - решение практической ситуации Цель - выполнить анализ содержания кейса, формировать визуальное мышление на основе описания пейзажа в литературном произведении. |
|
На стр.12 вам предложен материал: произведение М.Лермонтова – стихотворение «На севере диком стоит одиноко….» и произведение И.Шишкина «На севере диком». Прочитайте стихотворение, рассмотрите картину, сопоставьте текст и изображение. Ответьте на вопросы, записывая их. |
|
Сегодня цель нашего занятия: выполнить рисунок по описанию в литературном произведении. |
Учащиеся сопоставляют пейзажи литературного произведения и картин, анализируют и высказывают предположения |
Ребята, рассматривая содержимое кейса, возникают ли у вас вопросы, что вам не понятно в заданиях? |
Дети задают вопросы, после чего решают содержимое кейса. |
Этап - работка с текстом Цель – демонстрация работы с текстом. |
|
Чтобы нарисовать пейзаж по литературному описанию, нам следует его проанализировать. |
Учащиеся слушают, анализируют текст и отвечают на вопросы. |
Скажите, что будет главным в этом пейзаже? |
Отвечают на вопросы. |
Где оно располагается? |
На краю дороги. |
Это дерево, какое оно? |
Старое, большое. |
Что находится возле него? |
Берёза, дорога. |
Что располагается на заднем плане, а что на переднем? |
На заднем плане может быть лес или деревушка |
Этап - выполнение рисунка Цель - выполнить рисунок по описанию литературного произведения. |
|
Разделите лист на 4 части и сделайте 4 эскиза в каждом «окошке». 2 эскиза с вертикальным расположением и 2 – с горизонтальным. |
Учащиеся работают над разными вариантами композиции. |
Разделитесь для работы в парах, поменяйтесь выполненными эскизами, проанализируйте разработанные эскизы, выберете удачное композиционное решение, дайте рекомендации по доработке эскиза. |
Учащиеся выбирают выразительное композиционное решение. |
После того, как мы с вами продумали композицию, и выбрали ее, расположите лист в том направлении, как задумано в композиции. |
Учащиеся представляют композицию, и располагают лист. |
Наметьте габаритную рамку, линию горизонта, не забывайте возвращаться к описанию в тексте и сопоставлять с изображением в работе. |
Выполняется композиционное решение рисунка. |
Найдите расположение объектов на плоскости земли, определите, где они находятся, их размеры, пропорции, ракурс. Не забывайте о движении и ритме, состоянии, которое описано в произведении. |
Выполняется конструктивное построение рисунка. |
Продумайте и прорисуйте детали каждого объекта. |
Завершение и уточнение линейного рисунка. Выполнение работы в цвете. |
Выполните все задания кейса. На стр.14 ответьте на вопросы и выполните задания. |
Выполняют задание. |
Этап занятия - подведение итогов Цель – анализ деятельности. |
|
Еще раз прочитайте текст, рассмотрите рисунок, сопоставьте его с описанием? |
Учащиеся читают текст, сопоставляют с выполненной работой. |
Получилась ли у вас работа с кейсом? Какие были затруднения? |
Анализ деятельности с кейсом, ответы на вопросы. |
Ответьте на вопросы: 1. На ваш взгляд, было ли достаточным описание текста для выполнения рисунка? |
Учащиеся анализируют работу. |
Было ли трудно рисовать без натуры? Что бы вы хотели изменить в своих работах? |
Учащиеся анализируют свою деятельность и отвечают на вопросы. |
Соберите весь пакет документов кейса. |
Приводят в порядок рабочие места. Оформляют выставку, обсуждают работы. |