Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [х], [х] Буквы Х,х. Работа над текстом "Храбрый петух". 1-й класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Совершенствовать навык сознательного и правильного чтения слов и предложений с изученными звуками.
  2. Развитие фонематического слуха, умения работать с моделями русского языка.
  3. Формировать универсальные учебные действия:
    - умение находить и выделять нужную информацию;
    - умение организовывать и осуществлять сотрудничество;
    - умение анализировать и синтезировать.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Азбука Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков; электронное приложение; звуковые модели; модели слов (предметы, признаки, действия); смайлики.

Ход урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

0. Организационный момент

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.

-  Проверьте, друзья, готовы ли вы начать урок?

Предполагаемые ответы:
- Нам нужно работать дружно, быть внимательными, помогать друг другу.

 

1. Актуализация знаний

 

- Отгадайте слова в загадке.
В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем - букву, на которую начинаются эти слова.

У слоненка смеха ради
Буква спереди и сзади, 
Букву ту в печи пекут, 
На станке из ниток ткут.

Ответ: буква Х (хобот, хвост, хлеб, холст)

- Что мы изучали на прошлом уроке? Что мы уже знаем о букве х?
Потренируемся… (электр. приложение, задание 3)

- Учащиеся отгадывают слова в загадке (хобот, хвост, хлеб, холст) и определяют, что все слова начинаются с буквы х.
- Буква х обозначает согласный глухой звук: твёрдый [х] и мягкий [х'].

Познавательные УУД:
общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной форме)

2. Определение темы и целей урока

Определить тему урока.
Формировать положительную учебную мотивацию
Определить цель урока.

- Рассмотрите страницу 94 в учебнике и определите тему урока.
- Как вы думаете, какую работу будем выполнять?

Учащиеся рассматривают страницу в учебнике и определяют тему урока.
- Мы будем рассматривать иллюстрацию, читать текст, работать со словами.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели.
Регулятивные УУД: целеполагание.

3. Работа над текстом «Храбрый петух»

Совершенствовать навык осознанного и правильного чтения текста.

1. Прочитайте заголовок текста, рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? Обсудите в паре. Выскажите своё мнение. (Спрашиваем 3-4 учеников из пар)
2. Чтение текста учителем.
3. Беседа после чтения (электронное приложение, задание 11)
4.Повторное чтение текста учащимися.

1.Учащиеся рассматривают иллюстрацию, читают заголовок и в парах обсуждают, о чём пойдёт речь в тексте.
2.Учащиеся читают текст про себя.
3. Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию текста.
4. Учащиеся читают текст по цепочке.

Познавательные УУД:
Общеучебные ( смысловое чтение как осмысление цели чтения)
Регулятивные УУД:
контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, управление поведением партнёра, коррекция, оценка его действий.

4. Физкультминутка «Петухи запели»

 

 

Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом песенки.

 

5. Работа со звуковыми моделями слов

Развивать фонематический слух, умение работать с моделями русского языка.

1. Маша и Миша составили звуковую модель к слову петух.
Обсудите в парах, правильно ли составлена модель? Обоснуйте свой ответ.
Исправьте ошибку и составьте верную модель.
2. Обратите внимание, что в тексте выделены слоги в трёх словах.
- К какому из выделенных слов составлена звуковая модель на доске?
- Моя модель не достроена. Можете задать мне три вопроса, чтобы достроить модель.
- Объясните значение слова хитрюга.
- Придумайте предложение с этим словом по схеме.
3. Объясните значение других слов в паре.

1. Учащиеся рассматривают и обсуждают в парах, составленную модель, находят ошибку, составляют верную модель.
2. Учащиеся определяют к какому слову составлена звуковая модель и задают вопросы, чтобы её достроить.
Объясняют значение слова и придумывают предложение с ним по предложенной схеме.
3. Учащиеся в парах объясняют значение слов.

Познавательные УУД:поиск и нахождение небходимой  информации
Познавательные УУД:логические (анализ, сравнение)

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по  заданному правилу.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра, коррекция, оценка его действий.

6. Продолжение работы с текстом «Храбрый петух»

 

1. Упражнение «Буксир»
2. Упражнение «Снежный ком» с первым предложением. Взаимопроверка.

1. Во время упражнения «Буксир» учащиеся замечают искажение текста и вносят поправки.
2. Во время упражнения «Снежный ком» учащиеся к части предложения добавляют по одному слову.
- петух Петя
- петух Петя ходил
- петух Петя ходил по двору
- Хромой петух Петя ходил по двору.
Учащиеся составляют модель данного предложения и проверяют  работу своего соседа по образцу на доске.

7. Итог урока. Рефлексия

 

- Достигли ли намеченных целей?
- Как работал каждый из вас?
Можем ли похвалить себя?
- При работе над какими заданиями вы испытывали затруднения?
- Какое настроение у вас к концу урока?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, отмечают трудности. С помощью смайликов показывают своё настроение.

Личностные УУД:самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
- принятие целей урока.
КоммуникативныеУУД:
- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей