Подготовка к ОГЭ «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании». 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (675 кБ)


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный, поисковый, творческий.

Цели урока:

Образовательные:

  • Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
  • Отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
  • Закрепление навыков правописания;
  • Подготовка к ОГЭ.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мышления и общеучебных навыков;
  • Способствовать развитию познавательной самостоятельности;
  • Способствовать формированию умения анализировать языковой материал.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
  • Привить интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки со словосочетаниями;
  • Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

(Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

(слайд №2)

II. Актуализация прежних знаний

Давайте вспомним, что называется словосочетанием.

– Что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)

– Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

– Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

III. Закрепление и систематизация знаний

а) Распределительный диктант:

(у доски 3 ученика «Именные», «Глагольные», «Наречные»)

Задание: запишите словосочетания и обозначьте орфограммы; именные (1 ученик), глагольные (2 ученик), наречные (3 ученик)

(словосочетания читает учитель)

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

(проверка и самооценка проводится с использованием слайдов №3-5)

– Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.

– Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)

На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

Работа с таблицей (записи на доске)

Согласование

Управление

Примыкание

Род
Число
Падеж

Задает нужный падеж
Предлог

Наречие
Деепричастие
Инфинитив
Местоимения (ЕГЭ)

Зеленый бант
Белая береза

Взял ручку
Взял за ручку

Шел не спеша
Говорил улыбаясь
Хотел учиться

Физкультурная минутка

б) Выборочная работа.

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1 группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Поздняя осень.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями. (слайд №6)

(проверка проводится при помощи слайдов № 7-9)

– Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)

– Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание)

в) Подготовка к ОГЭ 2015.

– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 классе.

1 группа.

Из согласования в управление:
Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

2 группа

Из управления в согласование
Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год

3 группа
Из управления в примыкание
С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию

– Что получили? (синонимичные словосочетания)

– Для проверки уровня усвоенности материала по способам связи слов в словосочетании выполните задание по карточкам:

г) Задание по тесту.

1 группа: выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.

  1. Рано утром над палатками плыл легкий туман.
  2. Обжигающий ветер слепил глаза.
  3. Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что-нибудь.

2 группа: выпишите из предложений словосочетания со связью управление.

  1. Нельзя начать жизнь сначала, если жизнь упущена.
  2. Кастрюля борща закончилась быстро.
  3. Сергей Павлович – большой труженик, скромный и отзывчивый человек, много и заинтересованно рассуждающий о современной жизни.

3 группа: выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание.

  1. Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.
  2. Авиационные правила 30-х годов запрещали одномоторным самолетам летать над открытым морем.
  3. Прихрамывая, пасечник двинулся навстречу гостям.

(Проверка и самооценка проводится при помощи слайда №10)

д) Самостоятельная работа по карточке (у каждого ученика); указать над каждым словосочетанием тип связи, определить в каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. любуясь пейзажем, восходящее солнце, сомневаюсь в успехе, песня весны.
  2. неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдет непременно, рычать по-звериному.
  3. открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, лисьи повадки.
  4. гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание, удостоить внимания.

Домашнее задание: записи повторить, выполнить тесты

IV. Итог урока. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? Кто из вашей группы работал наиболее активно?

Выставляются и комментируются отметки.

Приложения.