Внеклассное мероприятие в 3-м классе на экологическую тему "Берегите Землю!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Цель: воспитание культуры поведения в окружающей среде.

Задачи: 

  • познакомить детей с наукой экологией;
  • расширить представление детей об экологических законах;
  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы;
  • пополнить знания детей о природе;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Оформление: страницы «Жалобной книги», плакаты, листовки, настольный театр.

Ход мероприятия

Слайд №1. Презентация.

Звучит музыка, на экране появляется изображение планет.

На фоне музыки ученик читает стихотворение Я.Акима «Земля».

Слайд №2

1.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги эту планету-
Ведь другой похожей нету!

Учитель: О какой планете идет речь?

Дети. Речь идёт о планете Земля.

Учитель: Конечно, это наша Земля. А какая она?

Дети. Большая, зеленая, голубая.

Учитель: А чем она отличается от других планет? (ответы детей)

Вы правы. Только на нашей планете есть жизнь. И сегодня мы поговорим о том, чтобы сберечь нашу планету и сохранить жизнь на Земле.

Слайд №3

Включается запись, воспроизводящая биение сердца: вначале тихо, затем громче, громче, постепенно начинает затихать и на этом фоне раздаётся стонущий голос Земли.

Земля. (звучит аудиозапись)

Я - Земля. Я - Земля. Я - Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моём не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет!
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Очнитесь, люди, призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
Земляне! Вы слышите меня?! Меня спасите!

Учитель: Ребята, почему планета Земля просит о помощи и призывает её спасти? (ответы детей)

Слайд №4

Учащиеся читают стихотворения.

2.

На нашем шаре голубом,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где горы, море, степи, лес -
Полны таинственных чудес.

3.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.

4.

А в синем море толстый кит-
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке!

Учитель: Как вы понимаете выражение: не разрушайте этот мир? (ответы детей)

Учитель: А вы знаете главные беды нашей планеты? (ответы детей)

Слайд №5 (читает ученик)

1. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается пять миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры.

Слайд №6 (читает ученик)

2. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше.

Слайд №7 (читает ученик)

3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.

Слайд №8 (читает ученик)

4. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Слайд №9 (читает ученик)

5. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Слайд №10 (читает ученик)

6. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно четвёртая часть плодородных почв.

Слайд №11 (читает ученик)

7. Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. Но по тем или иным причинам миллионы тонн нефти оказываются в воде.

Слайд №12 (читает ученик)

8. Проблема переработки мусора. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышат люди.

Слайд №13 (читает ученик)

9. Человек опасен для природы бездумным уничтожением всего живого.

Учитель: В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Четыре закона экологии.

Слайд №15 (читают ученики)

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже изучали на уроках окружающего мира, о взаимосвязях живой и неживой природы, о круговороте веществ, о «профессиях» живых организмов.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, осушили болота, стали гореть леса. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». У природы нет никаких отходов. Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Слайд №15

Дети исполняют песню «Просьба...» (Музыка А.Пахмутовой, слова Р.Рождественского)

Учитель: Сегодня мы узнаем, а сможете ли вы защитить живой мир природы.

Слайд №16

Посмотрите теперь на доску. Что вы видите? (Книгу).

Она очень необычная. Прочитайте её название. («Жалобная книга природы»).

- А как вы думаете, почему она так называется, и о чём в ней рассказывается? (ответы детей: О жалобах природы).

- А почему цвет этой книги (обложки) красный? (ответы детей: Предупреждение, требует обратить внимание).

- Правильно. Красный цвет – сигнал тревоги. А какая ещё книга природы имеет красный цвет? (ответы детей: «Красная книга природы»).

- Правильно. Цвет её обложки – тревожный сигнал людям. Так как содержание составляют списки редких и находящихся под угрозой исчезновения многих видов животных и растений. Это сигнал, адресованный правительствам и общественности всех государств.

- Ребята, а какая разница между «Красной книгой» и «Жалобной книгой природы»? (В «Красной книге» занесены исчезающие или полностью исчезнувшие растения и животные. А в «Жалобной книге природы» находятся жалобы…).

- Правильно. А в чём она конкретно, мы сможем узнать перелистав её страницы.

(Учащиеся читают страницы книги)

Слайд №17

1. Жалоба от бабочек

Мы, бабочки, хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем больше летать.

Слайд №18

2. Просьба муравья

Я маленький мальчик, зовут, Муравей!
И очень, и очень люблю я детей!
Я очень полезный – люблю я лечить.
И очень прошу муравьёв не давить.

Слайд №19

3. Жалоба березы

Со мной связано название в древнерусском языке первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы.

Слайд №20

4. Жалоба лесной поляны

Была я красивая, была я пригожая,
Стала сама на себя непохожая!
Траву на мне вытоптали, кусты поломали.
Забросали меня банками, грязной бумагой,
щепками тряпками.

Слайд №21

5. Жалоба от речки

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы любили, дети,
её – она ведь первою была
для нас и, значит,
лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
и ржавь, и слизь
Зелёная, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
убить её –
и своего добились.

Слайд №22

6. Я – самое несчастное дерево в лесу!

Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. Если бы они знали, как это больно! Но еще хуже зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям хочется свой праздник украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день а через две недели нас выбрасывают. Кто я, узнайте? 

Учитель: А теперь из обычных школьников превратимся в группу «зелёных» друзей природы. Будем искать ответы, как нам природе помочь, как сделать так, чтобы «Жалобная книга природы» стала тоньше.

Расскажите о правилах поведения в лесу. (учащиеся рассказывают)

Слайд №23

(звучит музыкальная заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Действующие лица: автор, Айболит, жучок, Бармалей, паучок, синички, лисички.

Автор: 

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
Прилетел к нему жучок.

Жучок: 

У меня болит бочок
Был вчера я на лужайке
Там летал среди кустов
Воздух был темнее ночи 
Сделать вздох, но нету мочи

Автор: 

Взял микстуру и таблетки
Стал лечить бочок жучка

Айболит: 

Не грусти, дружок мой милый 
И не будь таким унылым
Где ж лужок тот страшный, страшный?
Где дышать очень опасно?

Жучок: 

Через речку и лесок
Ты увидишь тот лужок
Берегись, ведь там опасность

Айболит: 

Для меня преграды нет
Всех спасу от разных бед!

(звучит подвижная музыка)

Автор: 

И встал Айболит
Побежал Айболит
По полям, по лесам он спешит
Вот встречает Бармалея

Бармалей: Ха-Ха-Ха

Айболит:

Это твой стоит завод?
Из трубы идёт дымок?

Бармалей:

Ну подумаешь немножко
Затуманилась дорожка.

Айболит:

Как ты смеешь, Бармалей!
Ты ведь губишь всех зверей
И жучков и паучков
И синичек и лисичек
(все проходят задыхаясь) 
Очень много чудных птичек 
Всё погибнет и ты вскоре!

Бармалей: 

Страшно мне, я задыхаюсь
Всё, завод свой закрываю!
Нет, гибнуть ,доктор, не хочу
Я природу сохраню!
Законы природы главнее всего
И сейчас всем скажу я:
Птицам – воздух!
Рыбам – воду!
Береги свою природу!

Учитель: Даже Бармалей осознал, что нужно бережно относится к природе.

Я хочу прочитать четверостишье Е.Евтушенко

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

(Дети исполняют песню «Не дразните собак..». Музыка Е.Птичкина, слова М.Пляцковского)

Учитель. Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с природой, чтобы всегда любовались ее красотой, ведь сохранить природу для других поколений — это в ваших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми ягодами, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком... и другими чудесами! Ведь чудес полна — могучая природа!

Литература

  1. http://papinsait.ru/jakov-akim-est-odna-planeta-sad/
  2. http://www.eco.nw.ru/lib/data/07/0/050007.htm
  3. http://school2100.com/upload/iblock/286/28631db025d1ba1e44f585eb4be8811c.pdf
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/skazka-aibolit.html