Образовательная система: Школа России.
Предмет: Математика, М.И.Моро, часть 2.
Продолжительность урока: 40 минут.
Тип урока: урок обобщение знаний.
Цель: совершенствование навыков деления с остатком с опорой на знания табличного умножения и деления.
Задачи урока:
Обучающие:
- обобщить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком;
- продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
- формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.
Развивающие:
- развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
- развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
- способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре.
Личностные:
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Развитие умения анализировать свои действия и управлять ими. Самостоятельно, оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки.
- Тренировка навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Технологии: ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, разноуровневое домашнее задание), технология деятельностного метода, игровая технология.
Методы: упражнения, демонстрация, инструктаж, проблемный, частично-поисковый, поощрение, наказание.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, приложения, линейки; конверты с фигурами по одному на пару.
Учебно-методическое обеспечение: учебник “Математика», 3 класс, часть 2.
Структура урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие гости! Мы, учитель и ученики 3 «Е» класса рады приветствовать Вас в нашем новом кафе-ресторане «Dolce Vita», что в переводе с итальянского означает «Сладкая жизнь».
(Слайд 1)
Я – директор кафе-ресторана, а это мои помощники: шеф-повар Худынин егор, суши-повар - Костенко Валерия, а это - наши поварята.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное, (ученики хором)
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
Посмотрите, как уютно и красиво у нас в кафе-ресторане.
- Прежде чем работать поварами, наши дети долго и упорно учились на окружающем мире в школе поваров и создали свои проекты для книги здорового питания «Школа кулинаров». Вы посмотрите, как они старались. (Помощники раздают гостям кулинарные рецепты).
Настрой!
Помощники-поварята говорят:
В наше время,
Чтобы строить
Рестораном
Управлять,
Помни, друг,
Что надо твёрдо
Математику
Познать!
Учитель: Девиз нашего урока: (Слайд 2)
В задачах тех ищи удачи
Где получить рискуешь сдачи. (Л.Хейл)
- Как вы понимаете этот девиз? (Нужно из всех решённых задач для себя искать урок, выгоду, понимать их мудрое решение).
II. Устный счёт
Продолжается работа,
Устно мы считаем что-то.
Сравниваем, размышляем,
Без ошибок отвечаем.
Учитель проводит игру «Расскажи о числе»
- Наше кафе открывается 20 февраля. Расскажите всё, что вы знаете об этом числе 20.
- Из каких цифр состоит это число? (2 и 0)
- Числа - соседи числа 20? (19 и 21)
- Состав числа 20? (2 дес. 0 ед.)
- На какие числа делится число 20 без остатка? (на 2,4,5,10)
- Как называются компоненты действия деления?
- Решите логическую задачу (из учебника с. 29).
(Учитель читает и закрепляет на доску «вазы с фруктами» - картинки).
Для украшения нашего кафе Данила, Илья и Никита принесли вазы с фруктами.
В вазах у Данилы и Ильи было по 3 яблока, в вазах у Данилы и Никиты - по 6 груш. Кто какие вазы принёс? (Данила - вазу, в которой 3 яблока и 6 груш, Никита - вазу с 6 грушами и 1 яблоком, Илья - вазу с 3 яблоками и с 8 грушами).
Учитель говорит открыть тетради, записать число и классная работа.
III. Определение темы и целей урока. Самоопределение к деятельности
- Мои помощники, раздайте поварятам «тарелочки» - первому ряду, второму ряду и третьему ряду.
(Дети раздают «тарелочки» разного цвета - круглые карточки с заданием на обороте, дне тарелочки).
- С какой проблемой вы столкнулись при раздаче тарелочек? («Остались лишние тарелочки»).
- Почему «тарелочки» остались? (Их было больше чем поварят).
- Какое математическое действие вы производили, раздавая тарелочки. (Мы их поровну делили на всех поварят).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Мы будем решать задачи на деление с остатком). Оставшиеся тарелочки отдайте нашим гостям.
IV. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Работа по учебнику
- Давайте вместе составим МЕНЮ на сегодняшний день работы кафе «Dolce Vita».
- Чем мы сегодня будем заниматься? Наметим план наших действий.
- Откройте учебники на с. 29.
- Что вы увидели на этой странице?
(На полях - вазы с фруктами). Эту логическую задачу мы уже решили.
(Мы видим деление с остатком в письменной записи столбиком).
(Мы вспомним алгоритм деления с остатком и будем его применять в решении задач. (Слайд 4 - МЕНЮ урока).
Меню - план урока:
1. Повторить алгоритм и способы деления с остатком.
2. Решать задачи на деление с остатком.
3. Работать в рабочей тетради.
4. Работать в паре с соседом по парте, в группе.
Учебник № 1 с. 29
- Первый пример у доски прокомментирует Худынин Егор.
53 : 8
Это деление с остатком. Надо вспомнить, по таблице умножения на 8, какое самое большое число до 53 без остатка делиться на 8. Это число 48. Найдём частное: 48:8=6.
Найдём остаток: 53-48=5. Остаток меньше делителя, значит действие выполнили верно. (Записывает столбиком у доски).
- Артамонов Данила расскажет нам второй способ деления с остатком подбором.
78 : 9
Если трудно вспомнить самое большое число до 78, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора.
Попробуем в частном 4. 9х4=36. Найдём остаток и сравним его с делителем: 78-36=42, 42 больше 9, значит 4 мало. Попробуем в частном 7.
9х7=63, 78-63=15, больше 9, значит 7 мало. Попробуем в частном 8.
9х8=72, 78-72=6, меньше 9, значит частное 8, а остаток 6. Запиши Данила письменно столбиком.
Работа в паре.
- Повторим правила работы в паре. (Один ученик говорит).
Правила работы в парах
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
- Повернитесь друг к другу проговорите алгоритм деления с остатком.
(Учитель на доску вешает табличку).
Алгоритм деления с остатком
1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
3. Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.
- Остальные примеры решите самостоятельно в учебнике № 1 с. 29 письменным делением столбиком удобным для вас способом.
- Проверяем самопроверкой, ответы говорит Сапижук Никита (частное 2 ост. 5, частное 3 ост. 5, частное 2 ост.10)
V. Физкульминутка
Слайд 5. Учитель включает музыку на 1 мин. «Масленица пришла!»
Учитель: Я приглашаю своих помощников. Мы начинаем готовить. Повторяйте за Егором и Лерой.
«Золотые блины» (На месте, вставать не нужно)
Тесто мы сейчас замесим (хлопаем в ладоши)
Для блиночков золотых,
Чтобы солнышко здесь встретить (разводим в стороны руки)
И гостей всех угостить.Мы муку сейчас просеем, (движение в соответствии с текстом)
Сито мы скорей возьмем;
Яйца, масло мы добавим
И все быстро мы взобьем. («миксер» руками)Вы блиночки выпекайтесь, (кружим кистями рук)
Быть румяными старайтесь.
Чтоб весна скорей пришла (хлопаем в ладоши)
И друзей всех собрала.
VI. Постановка изученного материала в новых жизненных ситуациях
Работа в группах.
- Повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе
1. Распределите роли в группе.
2. Внимательно прочитайте задание.
3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает определённое количество кругов:
- 1-я группа - 15 «блинов»,
- 2-я группа - 16 «блинов»,
- 3-я группа - 17 «блинов»,
- 4-я группа - 18 «блинов»,
- 5-я группа - 19 «блинов» и все группы получают чистую карточку).
- Вы работаете в кафе-ресторане. На масленицу Шеф-повар испёк блины. Разложите блины на порции так, чтобы в каждой порции было по 3 блина. Запишите, сколько порций получилось и сколько блинов осталось. Составьте модель-схему условия и решения задачи на числовом луче. Запишите числа на этой же карточке. Блинчики можно наклеить в свои тарелочки.
Запись решения задачи № 1 в тетради, а представитель группы размещает карточку на доске.
Карточки
- Сколько порций блинов получилось? (5 или 6)
- Кокой остаток получился при делении на 3? (1 или 2)
- Как вы решали задачу? (Мы раскладывали блины по 3, посчитали сколько порций получилось и смотрели остались ли ещё блины).
- Возьмите свои тарелочки, присаживайтесь на свои места.
Работа в паре.
- Решите задачу в паре. Какая пара решит раньше поднимет руки «домиком».
Переверните ваши тарелочки и прочитайте задачу, которая досталась вашему ряду.
1 ряд решает такую задачу:
В кафе-ресторане «Dolce Vita» испекли 49 пирожков. На одну тарелку помещается 5 пирожков. Сколько потребуется тарелок и сколько пирожков останется? Как решали задачу?
2 ряд решает такую задачу:
Наш повар Булка отправился в кафе. У него есть 79 рублей, и он хочет купить мини-пироженое по цене 8 рублей. Сколько шоколадок сможет купить Булка? Как решали задачу?
3 ряд решает задачу:
Для сервировки столов в кафе - ресторане надо 45 ложек поровну разложить на 7 столов. Останутся ли ложки? Сколько? Как решали задачу?
Запишите решение задачи № 2 в тетрадь без краткой записи. Ответ - полным предложением.
VI. Физкульминутка
(Можно использовать физкульминутку для глаз).
- Ребята-поварята, что-то наши гости кафе-ресторана заскучали. Давайте их развеселим и исполним шуточную песню-танец повара Булочки. Повторяйте движения под музыку за моими помощниками.
VII. Этап включения в систему знаний повторения и закрепления.
Самостоятельная работа c взаимопроверкой в классе по эталону
Игра «Верно – неверно».
Напишите в тетради блиц-турнир и пронумеруйте цифры от 1 до 5. Будем ставить «+» - верно и хлопать в ладоши.
Блиц-турнир.
1. В наше кафе-ресторане булочка стоит 14 рублей. На 100 рублей можно купить максимум 7 булочек. Верно?
(Да. Дети хлопают). А сколько рублей останется? (Вова - 2 рубля). Докажите! 14 х 7=98 (ост. 2)
2. На каждого посетителя, который покупает чай с сахаром полагается 11 г сахара. В кафе 8 человек. Нашему шеф-повару Худынину Егору нужно бросить в чайник минимум 80 граммов сахара, чтобы получился вкусный чай. Верно?
(Нет. Дети не хлопают, пишут «–» в тетради). Почему? 11 х 8 = 88 г. Сахара не хватит.
3. Для приготовления суши надо 16 стаканов рисовой крупы. А воды в 3 раза больше. Нашему суши-повару Костенко Валерии надо в кастрюлю налить 50 стаканов воды. Верно?
(Нет. 16 х 3 = 48. Поэтому 50 стаканов воды много, 2 стакана лишние!)
4. Пакет сока стоит 22 рубля. Наибольшее количество пакетов сока, которое можно для кафе можно купить на 100 рублей - это 5 пакетов. Верно? (Да. Дети хлопают и пишут в тетради «+»).
5. В нашем кафе-ресторане «Dolce Vita» присутствуют 9 гостей. Мне понадобиться 18 пирожков, чтобы каждого угостить по 2 пирожка. Верно?
(Да. Дети хлопают и пишут в тетради «+»).
Слайд 7.
- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте с образцом на доске. Поставьте отметку или смайлик-блинчик. Слайд 8.
VIII. Итог урока
Слайд 4.
- Ребята, какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
- В чём же смысл деления с остатком?
(Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько раз в делимом содержится делитель и сколько останется. Остаток всегда меньше делителя).
- Где же в жизни нам может пригодиться умение делить с остатком?
- Сегодня в кафе - ресторан «Dolce Vita» отлично работали ..., хорошо работали … (отметки за урок). Слайд 9.
IХ. Рефлексия
- А вы, поварята, оцените свою работу, используя фразеологизмы.
- Засучив рукава – стараться изо всех сил.
- Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.
- Палец о палец не ударил – ничего не сделал.
- Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.
- Работать не покладая рук – стараться.
Запишите выбранный фразеологизм в тетрадь зелёной пастой.
Х. Домашнее задание
- По желанию: в учебнике решить № 3, 5 с. 29 или самому придумать и составить задачу на деление с остатком про наше кафе-ресторан «Dolce Vita», красиво оформить.
Учитель: на правах директора ресторана я всех благодарю за работу и хочу всех угостить, чтобы жизнь была сладкая, масленица ведь идёт! Сегодня на уроке с поварятами мы создали рецепт хорошего урока. Позвольте его вручить гостям и угостить сладеньким.
Звучит песня Жасмин «Dolce Vita».