Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств.
Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством дает широкие возможности для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности у дошкольников. Она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Сейчас всё чаще педагоги стали использовать в работе различные виды нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества. Но, я хочу остановиться на такой нетрадиционной технике как «шерстяная акварель».
Овечья шерсть, которую используют в работе гипоаллергенна, так как не содержит микроорганизмов, способных негативно повлиять на чувствительную кожу ребёнка.
Рисование шерстью сравнительно новый вид рукоделия, когда вместо красок – шерстяные волокна. При создании картин из шерсти не обязательно уметь рисовать, но желательно иметь перед собой картинку или фотографию, потому что, как правило, в начале картины создаются по образцу. Выбрать понравившийся сюжет и иметь уже готовое решение по композиции и цвету. Позже можно создавать собственные картины. Все ошибки легко исправить, что-то изменив, или поправив разноцветные пряди.
Такие картины называют еще «теплыми» - это слово весьма точно отражает впечатление, которое они производят.
Для рисования шерстью больше всего подходит гребенная лента. Гребенная лента – это чесаная шерстяная лента без сорных примесей и ненужных соединений, прошедшая механическую очистку.
Для своей работы я выбираю семеновскую шерсть. С ней работать легче и приятнее, чем с другими видами. В семеновской шерсти толщина волокон одного вида одинаковая и очень приятная цветовая гамма, все оттенки вполне натуральные, почти пастельные и смотрятся очень естественно.
Живопись шерстью - это особый способ выражения настроения, создания рисунка без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной шерсти.
В детском саду с воспитанниками старшей группы не на занятиях (этого нет по программе) я стараюсь использовать большое разнообразие художественных материалов, одним из которых и является шерсть. Это увлекательный и необычный вид творчества, который поражает своим разнообразием возможностей.
В основе данного вида творчества лежит послойное выкладывание шерсти разных тонов на тканевую основу. Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Шерстью можно делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – как мазок кистью. Технику рисования шерстью называют «шерстяная акварель» так как картины, созданные в этой технике похожи на акварельные. В них нет острых и четких линий, ярких цветов. И по своему внешнему виду, по переходам оттенков картины из шерсти напоминают именно акварельные рисунки.
Основа работы - выравнивание и вытягивание волокон в одном направлении.
Итак, для создания "тёплой картины" потребуются:
- Рисунок или фотография;
- Рама с оргстеклом;
- Нетканое полотно;
- Шерсть различных цветов;
- Ножницы;
- Пинцет;
- Подложка (плотный картон или задник готовой рамы);
- Подложка застилается нетканым полотном.
Работа начинается с создания заднего фона. Чаще всего для этого используют тонкие пряди шерсти из основных мотков, создавая фон любого оттенка. Вытягивание волокон позволяет хорошо и быстро создать фон, который из длинных нитей получается более ровный. Выщипывание нитей подходит для создания "воздушных" деталей, например, облаков, снега и пуха. Это придает картине невесомость и легкость.
Следующая часть - это создание переднего плана картины. Для мелких деталей необходимо порезать шерсть небольшими кусочками.
Используя пинцет, укладываем нарезанную шерсть по рисунку. Отрывание волокон или их нарезание годится для мелких объемных деталей, где их можно укладывать кучкой или насыпью.
Готовая работа накрывается оргстеклом и вставляется в рамку. Все готово!
Творцом картин шерстяной живописи может стать практически каждый ребенок, освоить технику не так уж сложно, материалы и инструменты доступны.