Особенности развития одаренных детей

Разделы: Профессия — педагог


Одним из распространённых определений «одаренные дети» является подход канадского психолога Франсуа Гане, который, под будучи «одаренными», предложил понимать потенциал высокой или исключительной способности и «таланта» как фактической демонстрации выдающихся результатов и достижений. Этот потенциал может проявляться в области грамотности, счета, спорта, музыки, искусства, в профессиональной области и т.д.

Выдающаяся производительность и достижения (талант) возникают благодаря одаренности посредством сложного процесса развития и с помощью различного рода влияний, таких как семейная, социальная, культурная среда, образовательные возможности и качество преподавания, а также другие случайные события в жизни человека.

Около 10-15% детей, как считается, обладают потенциалом для проявления высокой способности в одной или нескольких из этих областей, причем 1-2% имеют потенциал проявлять исключительную способность в нескольких областях.

При описании одаренных детей следует также признать, что:

  • ребенок может быть одновременно развитым в определенных когнитивных и творческих областях, неравномерное развитие называется асинхронным развитием.
  • дети из всех культурных и социально-экономических слоев могут быть одаренными.
  • дети могут также проявлять таланты при физической инвалидности, например, они могут быть с нарушением слуха или с дислексией – это называется двойной исключительностью.

Одаренные дети могут быть не очень успешными, они могут обладать выдающимся потенциалом, но могут быть неприняты обществом или родители/учителя не помогли проявить талант ребенку. Независимо от подходов или определений, для родителей и учителей наиболее важным является обеспечение поддержки всех детей, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал. Для детей, обладающих потенциалом высокой или исключительной способности, важен факт раннего выявления и обеспечения правильной поддержки, позволяющей превратить их потенциал в выдающуюся производительность и достижения. Раннее выявление одаренных детей, как правило, считается наилучшим вариантом для удовлетворения их потребностей в обучении.

Одаренные дети часто могут быть узнаны по определенным признакам и поведению. Ребенок, который необычно способен в одном или нескольких из областей часто имеет необычайно хороший словарный запас, знает много информации по различным темам. Является бдительным и наблюдательным (обычно видит больше или получает больше из истории, фильма и т.д., чем другие дети). Постоянно работает над тем, что его интересует, легко справляется с рутинными задачами. Предпочитает работать самостоятельно, требует мало учителей. Стремится к совершенству, является самокритичным. Часто самоуверен, может быть упрям ​​в своих убеждениях. Любопытен во многих вещах, задает вопросы обо всем и вся. Показывает оригинальность в письменном, устном, художественном выражении. Предлагает необычные, уникальные или умные ответы, не боится быть другим.

Информационный центр ERIC по инвалидам и одаренным детям приводит три типа характеристик одаренных детей: общие поведенческие, обучающие и творческие характеристики.

Общие характеристики поведения

Многие одаренные дети учатся читать пораньше, с более глубоким пониманием нюансов языка. Почти половина талантливого населения научилась читать перед поступлением в школу. Одаренные дети обычно учатся основным навыкам лучше, быстрее и с меньшей практикой. Они лучше способны создавать и обрабатывать абстракции. Они часто подбирают и интерпретируют невербальные сигналы и могут делать выводы. Они могут работать независимо в более раннем возрасте и могут концентрироваться в течение более длительного периода времени. Их интересы эклектичны и интенсивно сфокусированы. Они часто кажутся имеют безграничную энергию, что иногда приводит к ошибочному диагнозу гиперактивности. Они обычно хорошо относятся к родителям, учителям и другим взрослым. Они могут предпочесть компанию старших детей и взрослых, чем их сверстников. Они любят изучать новые вещи, желают изучать необычное и очень любознательны. Они решают задачи и проблемы в хорошо организованной, целенаправленной и эффективной форме. «Я бы предпочел сделать это сам» -  они проявляют внутреннюю мотивацию, чтобы учиться, узнавать или исследовать, часто очень настойчивы.

Характеристики детей при обучении

Они могут проявлять сильные наблюдения, у них наметан глаз на важные детали. Они могут много читать самостоятельно, предпочитая книги и журналы, написанные для детей старше их. Они часто получают огромное удовольствие от интеллектуальной деятельности. У них хорошо развитые способности абстракции, концептуализации и синтеза. Они легко видят причинно-следственные связи. Они часто проявляют вопросительное отношение и ищут информацию сами. У них большой арсенал информации в памяти по различным темам, которые они могут быстро вспомнить. Они легко понимают основные принципы и часто могут делать обоснованные обобщения о событиях, людях или объектах. Они быстро воспринимают сходства, различия и аномалии. Они часто не боятся сложного материала, разделяют его на компоненты и анализируют его систематически.

Творческие характеристики

Одаренные дети - умные мыслители, способные генерировать возможности, последствия или связанные с ними идеи. Они являются мыслителями, способными использовать множество альтернатив и подходов к решению проблем. Они также могут видеть отношения между кажущимися несвязанными объектами, идеями или фактами. Они часто осознают свою собственную импульсивность и иррациональность, они проявляют эмоциональную чувствительность. Они чрезвычайно интересуются объектами, идеями, ситуациями или событиями. Они часто проявляют интеллектуальную игривость, любят фантазировать и воображать. Они чувствительны к красоте и привлекаются к эстетическим ценностям.

Музыка

Имеют хорошее чувство ритма, хорошо скоординированы, хорошо различают музыкальные и другие звуки, понимают музыкальные отношения, наслаждаются музыкальной деятельностью и демонстрируют музыкальное чувство; показывают тональную память, легко реагируют на ритм, мелодию и гармонию; используют музыку для выражения чувства или опыта, составляют оригинальные мелодии; наслаждаются танцевальной и драматической деятельностью с музыкальными элементами.

Артистические способности

Демонстрируют интерес и наслаждение в драматических мероприятиях; легко переходят в роль другого персонажа, животного или объекта; используют голос, чтобы отражать изменения в настроении; демонстрируют понимание конфликта при разыгрывании драматического события; передают чувства посредством выражения лица, жестов и телесных движений; наслаждаются эмоциональными ответами слушателей; демонстрируют способность драматизировать чувства и переживания; приносят драматическую ситуацию к кульминации с своевременным завершением, рассказывая историю.

Изобразительное искусство

Рисуют множество объектов, демонстрируя планирование и правильную пропорцию; серьезно относятся к искусству, показывают оригинальность в способах выражения искусства; используют искусство, чтобы выразить чувства и переживания; интересуются чужим искусством, оценивая его и критикуя его; любят моделировать с глиной, мылом, пластилином и т.д.

Родители знают своих детей лучше всего, и они должны быть ценным источником информации в сильных сторонах и областях обучения ребенка там, где больше всего нужна поддержка. Может быть полезно собирать информацию о передовых способностях по целому ряду областей развития или достижения ребенка, а также от всех людей, тесно связанных с ребенком, чтобы получить целостное представление о талантах малыша. Например, некоторые родители ведут дневник или журнал наблюдений за продвинутым развитием, включая комментарии соответствующих специалистов. Это также полезно на ранних этапах развитии ребенка, с момента появления речи, любви к музыке, чтении, математике.

Можно получить официальную оценку, проводимую педагогическим психологом, через тесты IQ и другие формы «нормированных» тестов. Важно отметить, что такие тесты не предназначены для определения потенциала высокой способности в таких областях, как спорт, искусство или музыка.

Независимо от формальных или неформальных подходов к идентификации, важно понять, что основное внимание при определении того, является ли ребенок одаренным, всегда будет необходимость поддерживать потребности ребенка в обучении.

Нет смысла идентифицировать только ради ярлыка. Лучший совет - всегда говорить с учителями ребенка и другими соответствующими специалистами о том, что может быть наиболее подходящим для развития ребенка. Если родители довольны нынешними возможностями обучения ребенка, и они также хорошо развиваются в социальном и эмоциональном плане, возможно, формальная идентификация не требуется. В этом случае, возможно, в их интересах продолжать любое текущее развитие и контролировать прогресс ребенка и его взаимодействие с учебной средой.

Список использованной литературы

  1. Савенков А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И.Савенков. - М., 2010.
  2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т.Н.Джумагулова, И.В.Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009.
  3. Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
  4. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей [Текст]: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В.Алексеева – Волгоград: Учитель, 2011. 

Иностранные источники

  1. M. Neihart, S. Reis, N. Robinson, S. Moon, The Social and Emotional Development of Gifted Children: What Do We Know? Paperback – January 1, 2002.
  2. C. Fonseca  (Emotional Intensity in Gifted Students: Helping Kids Cope with Explosive Feelings (2nd ed.) Paperback – December 1, 2015.

Онлайн источники

  1. The Social and Emotional Development of Gifted Children: What Do We Know? [https://www.nagc.org/blog/social-and-emotional-development-gifted-children-what-do-we-know]
  2. 7 Signs of a gifted child  [https://www.readandspell.com/us/signs-of-a-gifted-child]
  3. Why there’s no such thing as a gifted child [https://www.theguardian.com/education/2017/jul/25/no-such-thing-as-a-gifted-child-einstein-iq]