Занятие с элементами тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов: «Гори, гори, моя звезда!»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи: познакомить педагогов с понятием синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), провести экспресс-диагностику по выявлению СЭВ, предложить способы коррекции и профилактики СЭВ, провести упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.

Время: 1 час 30 минут.

Материалы: бейджики, фломастеры, лист ватмана, ручки, цветные карандаши, бланки тестовых заданий, видеоряд, анкеты по количеству участников.

1. Упражнение «Я - это…»

Цель: помочь участникам познакомиться друг с другом, рассказать о себе.

Время: 5 минут.

Материалы: ручки, бейджики.

Техника проведения: каждый участник представляется по имени и называет свойства характера, начинающееся на первую букву имени. Далее участники оформляют бейджики для быстрого запоминания имен друг друга.

Инструкция: «Представьтесь по имени и назовите свойство своего характера, начинающееся на первую букву вашего имени. Это прилагательное должно вас позитивно характеризовать. А теперь представьтесь еще раз и назовите ваш эпитет, но уже в форме преувеличения (гениальная Галя, добрейшая Даша)».

Анализ: Сложно ли было себя охарактеризовать? Какие эпитеты вас впечатлили?

2. Упражнение «Наши ожидания от тренинга»

Цель: выявить ожидания участников от предстоящего занятия.

Время: 10 минут.

Техника проведения: На стене крепится лист ватмана. Участникам группы предлагается высказать свое мнение о том, что они ожидают от занятия. Ведущий записывает предложения на листе ватмана.

Материалы: фломастер, лист ватмана.

Инструкция: «Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Я вам предлагаю минуту подумать и ответить на вопрос «Что я ожидаю от тренинга?».
После того как первая часть упражнения будет выполнена ведущий говорит: «Уважаемые участники группы, ваши ожидания исполнятся только в том случае, если вы что-то конкретное вложите в этот тренинг. Посмотрите на таблицу. Чтобы получить то, что здесь написано, необходимо вложить, отдать что-то взамен. А сейчас ответьте еще на один вопрос: «Что я готов вложить в тренинг? В конце тренинга у нас с вами будет возможно проанализировать наши ожидания».

Анализ: Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.

3. Упражнение «Яблоко»

Цель: показать участникам тренинга насколько люди отличаются друг от друга, и что все мы по-разному реагируем на жизненные обстоятельства.

Время: 10 минут.

Материалы: цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: Ведущий произносит слово «яблоко». Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать тот образ яблока, который у него возник. Когда рисунки готовы, участники крепят их к стене.

Инструкция: «Сейчас я произнесу слово «Яблоко». У каждого из вас в сознании возникло свое яблоко. Возьмите лист бумаги, карандаши и нарисуйте яблоко. Представьте, что у нас вместо стены огромная корзина. И вам предлагается положить все яблоки в корзину. Прикрепите к стене магнитиками».

Анализ: Посмотрите, есть ли среди яблок одинаковые? Почему яблоки разные? Мы индивидуальны и меняемся каждую минуту. Если попросить вас снова нарисовать яблоко, вы никогда не сделаете точно такой же рисунок. Точно также каждый из нас по-разному реагирует на жизненные обстоятельства. Мы каждый по-своему чувствуем радость или грусть. Поаплодируем за чудесные яблоки.

4. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: выявить эмоциональное отношение к работе.

Время: 10 минут.

Материалы: бланки с вопросами, ручки, планшеты.

Техника проведения: участникам предлагается анонимно ответить на 2 вопроса: «В последнее время на работе меня радовало», «В последнее время на работе меня огорчало».

Инструкция: «Сейчас вам предлагается ответить на 2 вопроса. Подписывать бланки не нужно. После того как все ответят, мы поместим все в коробку, перемешаем и вы наугад достанете и прочитаете, то что написано. Итак, приступим.

Вопросы: «В последнее время на работе меня радовало».

«В последнее время на работе меня огорчало».

Анализ: Какие чувства вызывало чтение чужих ответов? У кого есть такие ощущения, что и у другого человека? О чем вам говорят ваши ответы?

5. Экспресс-оценка эмоционального выгорания

Цель: диагностика эмоционального выгорания.

Время: 10 минут.

Материалы: бланки анкеты, ручки.

Техника проведения: необходимо ответить на ряд предложенных вопросов и подсчитать результаты тестирования.

Инструкция: «На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Бланк

№ п/п

Вопросы

Ответ

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

 

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

 

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

 

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

 

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

 

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «дураки»), которые использую мысленно

 

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

 

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

 

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется броситьи послать ее ко всем чертям

 

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

 

Анализ:

Оценка результатов:

Подсчитайте количество положительных ответов

  • 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
  • 2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
  • 7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
  • 10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек и поэтому важно, чтобы он не погас.

6. Упражнение «Ассоциации»

Цель: обучение осознанию своего эмоционального состояния.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участникам предлагается сказать по несколько ассоциаций к словам: жизнь, семья, ложь, дружба, общение, честность, страх, РАБОТА.

Инструкция: «Скажи несколько ассоциации для слов: жизнь, семья, ложь, дружба, общение, честность, страх, РАБОТА.

Анализ: Как вы думаете, о чем говорят ваши ассоциации к словам? Ваши ассоциации говорят о том, какие эмоции вы испытываете.

7. Мини-лекция «Эмоциональное выгорание»

Цель: познакомить с понятие эмоционального выгорания.

Время: 10 минут.

Мини-лекция

«Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Эмоциональному выгоранию подвержен каждый из нас. Исследователи доказали, что «скорость сгорания» не связана ни с образованием, ни с уровнем интеллекта, ни даже с оплатой труда. Единственное, что имеет значение, - ситуация на работе и наше к ней отношение. Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, служит перегрузка. Однако большой объем работы - не единственная причина выгорания. Оно может связано и с нашим отношением к делу: риск выгореть существенно выше у тех, кто уверен, что всегда должен быть сдержан, не имеет права на ошибку и обязан служить примером для коллег. Не менее опасна ситуация, в которой мы постоянно ощущаем, что нас недооценивают, что наши усилия не ведут к достижению осмысленной цели, и мы никак не можем изменить положение дел.

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми - всех, чья деятельность невозможна без общения.

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания»?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства, недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное, невозможность влиять на принятие важных решений, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым), отсутствие каких – либо интересов вне работы, переживание несправедливости, неудовлетворенность работой.
Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления: чувство безразличия, изнеможения; дегуманизация (развитие негативного отношения к коллегам, детям, родителям или клиентам); негативное самовосприятие.

Симптомы эмоционального выгорания:

  • эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность: профессионал понимает, что эмоционально он уже не может помогать своим клиентам, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать; чаще проявляются отрицательные эмоции, появляется резкость, раздражительность; никакие перемены не вызывают отклика – ни позитивные, ни негативные; работа всё больше становится похожа на отработанное выполнение установленных функций, без чувств и эмоций;
  • личностная отстраненность: полная или частичная утрата интереса к человеку, он воспринимается как неодушевленный предмет, с которым необходимо производить определенные действия, он может даже тяготить своим присутствием; появляется мысль, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности;
  • психосоматические и психовегетативные нарушения: проявления на уровне психического и физического самочувствия – бессонница, чувство страха, обострение хронических заболеваний, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции; проблемы со здоровьем свидетельствуют о том, что имеющиеся у человека естественные психологические защиты не справляются с нагрузкой, и она перераспределяется на другие системы организма».

Познакомившись с понятием СЭВ, причинами его возникновения, симптомами проявления, можно с уверенностью сделать вывод о том, что универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания не существует, но это проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим с собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное – зачем, с какой целью. Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье педагога можно.

8. Упражнение «Методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

Цель: обучение навыкам быстрого снятия сильного напряжения как эмоционального, так и физического.

Время: 20 минут.

Инструкция: «Я предлагаю вам сейчас познакомить с «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения». Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.

Для снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

9. Упражнение «Саморегуляция»

Цель: раскрыть понятие «саморегуляция» и рассказать о важности ее значения в жизни человека, обучить способам саморегуляции.

Время: 10 минут.

Психолог: «Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Саморегуляция - все, что человек делает сам для своего здоровья. Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоционального напряжения);
  • эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)».

Способы саморегуляции

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь. Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т.п.».

2. Снижайте значимость событий. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать».

3. Действуйте. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: наведите порядок дома или на рабочем месте, устройте прогулку или быструю ходьбу, пробегитесь, побейте мяч или подушку и т.п.

4. Творите. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте и т.п.

5. Выражайте эмоции. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса. Мните, рвите бумагу. Кидайте предметы в мишень на стене. Попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите. Поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен…», «Меня это обидело…»). Напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.

6. Рефрейминг (Слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм» (рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации). Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг. Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

7. Способы, связанные с управлением дыханием. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох: глубоко выдохните, задержите дыхание так долго, как сможете, сделайте несколько глубоких вдохов, снова задержите дыхание.

10. Упражнение «Релаксация»

Цель: полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы, получение необходимого отдыха мозгу.

Время: 10 минут.

Техника проведения: просмотр видеоряда с музыкальным сопровождением.

Анализ: Как вы себя чувствуете? Удалось ли Вам расслабиться хотя бы частично?

К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции. А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ. Возможно, вы не сможете применить предложенные игры и упражнения в повседневной работе, однако с их помощью, надеюсь, вспомните или ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.

11. Упражнение «Для тебя»

Цель: повышение настроения и самооценки.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники группы пишут на 8–10 карточках пожелания. Затем под музыку все двигаются по аудитории. Предлагается подходить друг к другу и обмениваться пожеланиями. Подаренные пожелания дарить другому нельзя. По сигналу работа прекращается.

Материал: магнитофон, бумага, ножницы, фломастеры.

Инструкция: Возьмите бумагу и нарежьте 8–10 небольших карточек. Кто хочет, может больше. После этого напишите на каждой карточке пожелание. Когда зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться по группе и обмениваться пожеланиями с другими участниками. Одному человеку можно подарить одно или несколько пожеланий, но главное, подаренные вам пожелания дарить нельзя. Когда музыка прекратит звучание, работа прекращается.

Анализ: Что вызывало у вас трудности? Что лучше: дарить или принимать пожелания?

12. Упражнение «Рефлексия занятия»

Цель: задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, получить обратную связь о встрече.

Время: 10 минут.

Материал: прозрачный мольберт с изображением дерева, заготовки зеленых листочков (стикеров) для каждого участника.

Техника проведения: все желающие поочередно высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что понравилось? Что не приемлемо? и т.д. Затем берут листики-стикеры, пишут свои пожелания и приклеивают на прозрачный мольберт к изображению дерева.

Инструкция: «Давайте подведём итог прошедшему занятию. Скажите, коллеги, оправдались ли Ваши ожидания? Что понравилось? Что не приемлемо? Что было самым полезным? Что возьмёте с собой?

А теперь обратите внимание, на прозрачном мольберте изображено большое дерево, она пока без листьев, истощено. Вы будете садовниками и ваша задача оживить дерево. Возьмите листики-стикеры, напишите на нём свои пожелания и прикрепите к этому дереву».

Анализ: Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось.

13. Ритуал окончания занятия «Аплодисменты по кругу»

Цель: завершить занятие на положительной ноте.

Время: 5 минут.

Техника проведения: Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».