Формирование отношения к здоровью как личностной ценности посредством внедрения инновационных педагогических технологий на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность темы

Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься спортом. Сделать урок интересным, занимательным – это основная задача учителя. Поэтому одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является введение инновационных педагогических технологий в преподавании физической культуры. Они направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических качеств как сила, ловкость выносливость, гибкость, быстрота.

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется. Для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.

Перспективность опыта

Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья.

Объект исследования: инновации в деятельности учителя физической культуры.

Предмет исследования: опыт работы учителя физкультуры с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирование отношения к здоровью как личностной ценности.

Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности учителя физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования отношения к здоровью как личностной ценности.

Задачи исследования: охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и формирование отношения к здоровью как личностной ценности.

Возникновение опыта

Стаж моей педагогической работы в качестве учителя физической культуры составляет 24 года. С 2016 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

  • ухудшение здоровья детей;
  • уменьшение наполняемости классов;
  • гиподинамия.

В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

Формы организации и виды уроков:

  • Урок-игра
  • Урок-соревнование
  • Урок-турнир
  • Интегрированный урок

Условия:

  • Личностно-ориентированный подход в обучении
  • Компетентностный подход

Ожидаемый результат:

  • Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
  • Активизация внеурочной деятельности школьников
  • Улучшение здоровья учащихся

За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с заданием, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея, как традиционными и нетрадиционными приемами и методикой преподавания предмета «Физическая культура», я использую так же и инновационные активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

В соответствии с выше изложенным были определены цели:

1. Изучить состояние проблемы в теории и на практике;

2. Выявить роль и значение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

3. Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий на уроках физического воспитания;

4. Обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры;

5. Формировать основы здорового образа жизни;

6. Апробировать и внедрять новые формы и методы работы;

7. Использовать диагностические методики при подготовке к урокам и планировании работы;

8. Осуществлять индивидуальный подход.

Важнейшими источниками исследования являются: литература по вопросам теории и методике проблем.

Для разработки концепции построения своей профессиональной деятельности на инновационные педагогические технологии.

Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество.

В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В.Машарова].

Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся. Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

Для этого использую здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др.

Комплексы упражнений для проведения занятий в специальной медицинской группе, которое рассматривалось на экспертном совете. В нём:

1. Основные задачи физического воспитания учащихся отнесённых к СМГ.

2. Характеристика программы по физической культуре для школьников, отнесённых к СМГ.

3. Комплектование СМГ.

4. Организация учебного процесса.

5. Методические рекомендации по проведению занятий с детьми СМГ.

6. Врачебно-педагогический контроль на занятиях с детьми СМГ.

7. Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей.

Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

  • обучающая;
  • воспитательная;
  • развивающая;
  • психотехническая;
  • коммуникативная;
  • развлекательная;
  • релаксационная.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.
Все эти игры очень важны для развития личности.

Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

Так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

В заключение хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

Результативность опыта

 В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

  • раскрыть всесторонние способности учащихся;
  • привлечь к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
  • научить учащихся быть более уверенными в себе;
  • научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
  • повысить качество знаний учащихся.

Уровень обученности по физической культуре составляет 100%. Качество знаний – от 85% до 100%. На каждом уроке уделяю внимание выполнению правил техники безопасности.

Приложение.

Литература.

  1. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  3. Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967; История физической культуры и спорта,1975;
  4. Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.-105с.
  5. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. -68с.
  6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004. -208с.
  7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21–28.
  8. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999. -345с.
  9. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  10. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
  11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. 43-75.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324–341.