Цели:
- формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
- учить проводить звуко-буквенный анализ слова с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов;
- различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова;
- определять место орфограммы в слове.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка.
Работа в парах. Учащиеся диктуют друг другу слова с парными согласными,записанными дома, оценивают друг друга.
б) Словарная работа
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
Отгадайте, о ком идёт речь.
Джунгли - дом её родной,
Там свобода и покой.
Там любимые бананы,
И кругом растут лианы.
(Обезьяна)
- Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках.
- Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
- Придумайте ассоциацию, чтобы легче запомнить написание этого слова.
- Придумайте предложение с этим словом и запишите его.
3. Самоопределение к деятельности
На доске написаны слова: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья.
- Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить?
- Сколько звуков и букв в слове "коньки"?
- Почему звуков меньше, чем букв?
- Какую роль играет мягкий знак в этом слове?
- Сколько звуков и букв в слове "льёт"?
- Назовите звуки
- Какая буква пишется вместо звука [й]?
- Сегодня мы узнаем, какую роль ещё играет мягкий знак в словах.
4. Работа по теме урока
Откройте учебник стр.31 и прочитайте название раздела.
- Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.
Упр. №51 (стр.31).
Коллективное выполнение в соответствии с заданием.
Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
Упр. 52 (стр.32).
Выполнение в соответствии с заданием.
- Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?
- Прочитайте правило Тётушки Совы.
- Подведём итоги: между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
- Какие звуки в этом случае обозначает гласная буква?
5. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом (Ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
Раз,два,три,четыре,
Полетели,закружились. (Взмахи руками, покружиться)
6. Закрепление изученного материала
Упр.53 (стр.33.) Выполняется самостоятельно. (Взаимопроверка.)
- Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак - это орфограмма?
7. Рефлексия
1. Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словами напишите, какие звуки обозначает гласная буква.
Руч...и, пол...я, друз...я, врем...я, в...юга, сем...я, мор...я.
2. Работа со смарт доской (электронное приложение к учебнику).
- перетащи недостающие слоги
- работа с пословицами
- найди слово, в котором нет мягкого разделительного знака (управляй обезьянкой).
3. Работа в рабочей тетради (раздели слова для переноса) Проверка смартдоска.
8. Подведение итогов
- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?
- Что вас удивило в написании этой орфограммы?
- Всё ли вам было понятно сегодня на уроке?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Какое задание вам показалось трудным?
9. Домашнее задание
Выполнить упр.