Объединение внеурочной деятельности «Музей в твоем классе».
Класс: 2.
Цель занятия: формирование эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины.
Задачи:
- Учить обращать внимание на мельчайшие подробности, которые приводят к пониманию смысла картины и её настроения.
- Формировать информационно-коммуникативные компетенции.
- Продолжать работу по формированию бережного отношения к миру искусства.
Оборудование: лупы, рамки, дополнительные картины для работы по теме исследования, презентация «Картины З.Серебряковой»; раздаточный материал- список репродукций; компьютер; мультимедийный проект.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
- Эстетическое чувство прекрасного на основе созерцания картин художников;
- Осознание значимости полученных знаний об искусстве.
Регулятивные УУД:
Научится:
- Принимать, сохранять учебную задачу и стараться её выполнить
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
- Ставить новые учебные задачи;
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Оценивать свои достижения на занятии.
Познавательные УУД:
Научится:
- Ориентироваться в различных жанрах искусства;
- Извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (картина, презентация, таблица, пазл);
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего мира;
- Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
- Различать некоторые особенности натюрморта, портрета и группового портрета;
- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; умение делать выводы на основании полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
- Задавать вопросы;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении результатов поиска информации.
Получит возможность научиться:
- Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию;
- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, выступающего).
Планируемые результаты:
- Обучающиеся научатся: внимательно рассматривать и устно описывать картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
- Обучающиеся получат возможность научиться: пробовать себя в роли исследователя; оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
№ |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. Мотивация. | Учитель (читает стихотворение) В нем предметы старины |
Готовят рабочие места, настраиваются на работу. |
2 | Актуализация и обобщение знаний | Вот и мы с вами отправляемся в очередное путешествие по музею. Учит. - Ребята при помощи людей какой професси вещи приобретают вторую жизнь, становятся музейными экспонатами? (реставратор) - А как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод) Сегодня вашим экскурсоводом буду я, а вы примериете на себя роли реставраторов и исследователей. |
Дают ответы
Ответы детей |
Итак, в путь. Мы попадаем в один из залов музея и перед нами картина Петра Кончаловского «Сирень», И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса».Что на них изображено? Картины какого жанра будут в этом зале. | Натюрморт | ||
Работа в творческих группах. Если дети затрудняются с ответом, то учитель спрашивает, а где они могут прочитать ответ |
Вытаскивают листочки Вспоминают правила работы в группе.
Называют Иван Хруцкий «Цветы и фрукты» |
||
А теперь мы переходим в другой зал перед нами картины Репина «Портрет Третьякова» и «Портрет Кати» Зинаиды Серебряковой. С творчеством какой художницы-портретистки мы знакомы? А кто такая Катя? | В сведениях о картинах З.Серебрякова Мы рассматривали «Портрет Кати» дочери художницы |
||
3 | Открытие темы | Открытие темы Но прежде чем мы начнем, давайте поставим перед собой цели, которые вы постараетесь достичь на этом занятии. Перед вами листочки, на которых прописано много различных целей. Отметьте каждый для себя то, что считает наиболее важным. Закрасьте половину кружка простым карандашом. |
«За завтраком - за обедом»
Формулируют цель и задачи занятия |
Постановка цели и задач | Познакомиться с новой репродукцией картины Познакомится с различными жанрами живописи Понимать то, что изображает художник на картине Развивать речь, учиться говорить красиво Описывать увиденное Выражать свои мысли и чувства Работать в группе Слушать товарища Пользоваться рамками и лупами для нахождения заданных фрагментов на картине. Рассматривать картину. |
Ответы детей | |
4 | Этап актуализации пробного учебного действия | Спросить нескольких детей. Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом», «За завтраком». Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия. |
Групповой портрет |
5 | Изучение нового материала. Самостоятельная работа учащихся. Поиск нужной информации |
Ребята, я думаю вы заметили, что картина имеет двойное название. Как вы думаете почему? Многие решают, что это обед из-за супницы, которую мы видим на столе. Покажите прямоугольной рамкой супницу. Эта картина была написана более ста лет назад. В те времена было 2 завтрака: в 8 часов – молоко и булка и ближе к 12 второй завтрак, который напоминает современный обед. За столом мы видим детей Зинаиды Серебряковой. |
Ответы детей |
- Скажите, сколько человек находится в столовой? Как вы догадались? | 4 Приготовлен прибор, видны руки, наливающие суп |
||
- Кто может сидеть четвертым за столом? Мальчик, который смотрит прямо на зрителя его зовут Шура- это сокращенно от Александр. Ему 7 лет. Маленькая девочка – Татка сокращенно от Татяна. Ей два с половиной года. Мальчик, который сидит по другую сторону стола их старший брат Женя. Ему 8 лет. Рассмотрите эти фрагменты. |
Папа, мама | ||
Сейчас, вы попробуете себя в роли исследователей. Каждой из групп предложу свое задание. 1 группа выяснит на кого похож Саша. 2 группа на кого похож Женя. 3 группа на кого похожа Татка. Чтобы задание было под силу всем, давайте поиграем в игру «Магнит». Я буду называть часть лица, а вы подбирать слова, которые она притягивает. |
Глаза: карие, голубые, узкие, ясные, ….. Губы: тонкие, большие, пухлые,…. Нос: курносый, длинный, кнопочкой Волосы: светлые, рыжие, кудрявые. |
||
Ну а теперь можем приступить к заданию, не забывайте о правилах работы в группе. - Слово предоставляется группам. |
Ответственый участник группы выходит к доске и доказывает на кого похож один из детей. | ||
А теперь я попрошу вас выдти к доске и рассмотреть в приближении стол. Дети возвращаются на свои места. |
Работают с интерактивным приложением «Музей в твоем классе». Стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью, столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом, суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. |
||
ДОПОЛНИТЕЛЬНО Вернёмся к детям. |
Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде. | ||
- Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? Как вы думаете почему Тате положили подушечку? |
Подушечку. Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок. |
||
- Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков. |
Мать поставит тарелку перед Женей, Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку, Шура звякнет ложкой о дно тарелки, а Женя наберёт в рот очередной глоток воды. Стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой. |
||
Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине. Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё вооружившись рамкой и лупой смело работать с репродукциями нашего Музейного дома, но к сожалению наша экскурсия подходит к концу. | |||
6 |
Рефлексия |
Пришло время подвести итоги всей нашей работы. У кого кружки закрашены полностью? Поднимите руки. Некоторые дети озвучивают. Если ваши кружки не полностью закрашены, это не значит что вы поработали плохо, а это значит, что на следующим занятии вам стоит больше уделить внимания на данный вид работы. - Вы молодцы! Хорошо потрудились сегодня! Удачно вышла у вас работа в группах. Я вижу, какие хорошие отношения сложились между вами. Как красиво вы умеете говорить и доказывать свою точку зрения. На этом наше занятие окончено. |
Ответы детей |
Список использованной литературы
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе». – М.: Академкнига/ Учебник.
- Пособие с репродукциями «Музей в твоем классе». Чуракова Н.А. и др. - М.: Академкнига/ Учебник.