Неотъемлемой и важнейшей частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий. В последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличие специальных технических средств (персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств), компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам. Именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
В проектировании урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий необходимо учитывать особенность системно-деятельностного подхода — взаимосвязь всех структурных компонентов урока: целей и задач, этапы проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.
Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
За основу в процессе развития коммуникативных УУД нами взята «Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики» предложенная А.Г.Асмоловым.
В соответствии с этим подходом можно выделяют следующие коммуникативные УУД:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Методы и приемы формирования:
- мозговой штурм;
- диспут;
- дискуссия;
- телеконференция;
- работа в парах;
- групповая работа.
- составление плана решения задачи в парах;
- ментальная карта;
- составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения.
- обсуждение и заполнение пропусков;
- чтение алгоритма и определение результатов его выполнения;
- кейс-метод.
- проект;
- поиск и исправление ошибок в парах;
- задание на сопоставление в парах;
- взаимный диктант;
- составление вопросов в группах;
- взаимоконтроль.
Таким образом, на уроках информатики в 5 классе развитие коммуникативных УУД реализую следующим образом.
Например, при изучении темы «Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы» обучающимся предлагается задание после изучения нового материала – продумай вопрос для своего одноклассника по теме, задай свой вопрос и проверь правильность ответа. Таким образом развиваем инициативное сотрудничество – умение задавать вопросы, проявлять активность, использовать речь для регуляции своего действия.
Тема «Передача информации». На этапе закрепления организую работу в парах. Предлагаю обучающимся инструкцию работы в паре. Задание: заполните таблицу «Источники и приемники информации, характер передачи». Определите источники и приемники информации в предложенных ситуациях, отметьте, каков характер передачи информации. Обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, в паре - сотрудничать, высказывать и доказывать свою точку зрения, приходить к общему решению. Затем проводится проверка выполненных работ: ответственный в паре высказывает общую точку зрения. Другие обучающиеся имеют возможность высказать замечания, задать вопросы, уточнить.
Тема «Электронная почта». Обучающиеся получили на предыдущем занятии домашнее задание: подготовить сообщение «История происхождения и применение знака «@» (эт)». Перед прослушиванием сообщений обучающихся предлагаю вопросы, на которые следует найти ответы в тексте выступления одноклассников. Таким образом привлекается внимание обучающихся, что способствует развитию умения слушать и слышать друг друга. А перед пятиклассниками, выступающими с сообщением, стоит сложная задача – донести информацию до слушателей. Речь должная быть грамотной, понятной, выразительной, сообщение - полным и интересным. Поэтому сообщения проверяются учителем заранее, а ребята знакомятся с критериями оценивания выступлений. В этом случае развивается умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
После выступлений прослушиваем ответы обучающихся класса на заранее подготовленные вопросы, ребята дополняют друг друга, исправляют. Важно создать благоприятные условия для диалога, общения, высказывания личной точки зрения.
Тема «Кодирование информации». На каждом этапе урока используются различные приемы формирования коммуникативных УУД. Так, на этапе актуализации предлагаю следующее задание: заполните пропуски слов в карточке. Работа организована в парах, обучающиеся имеют возможность обсудить, рассмотреть различные варианты, в ходе обсуждения выбрать подходящий ответ. В данный момент к обучающимся приходит понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной и нужно быть готовым к обсуждению и выработке общей (групповой) позиции.
На этапе объяснения нового материала задаю наводящие вопросы, привлекаю к обсуждению, привожу свои примеры и предлагаю поддержать беседу примерами из собственной жизненной ситуации. Например, «Какой код используется для оценки ваших знаний школе?», «О чем можно узнать по номерному знаку автомобиля?», «Какой код используют в музыкальной школе?», «Что означает код из шести цифр на конверте при отправке письма?», «Есть ли коды в современных супермаркетах?», «Приведите свои примеры, где вы встречались с кодами в жизни?» и другие вопросы по теме.
В ходе изучения способов кодирования, предлагаю задание: определите способ кодирования по данному примеру. Обучающиеся формулируют свою точку зрения и доказывают ее. Ребята дополняют или исправляют друг друга. В данном случае умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Тема «Диаграммы». На уроке организуется групповая работа. Обучающиеся распределяются на 5 групп таким образом, чтобы в каждой группе присутствовали ученики разных учебных возможностей. После этапа целеполагания обучающиеся повторяют правила работы в группе. Затем каждая группа получает текст с описанием одного из видов диаграмм: круговой, линейной, столбчатой, графика. Ответственный в группе распределяет материал для изучения между участниками группы. В течение 10 минут обучающиеся готовят свой фрагмент для объяснения и знакомят участников группы со своим материалом. Таким образом развиваем умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Задача ответственного в группе обеспечивать бесконфликтную совместную работу. На следующем этапе урока группы рассказывают о своем виде диаграмм коллективу: приводят примеры применения, показывают изображения, отмечают достоинства и недостатки. В ходе такой организации урока даем возможность обучающимся оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Также развитию коммуникативных УУД на уроках информатики в 5 классе способствуют следующие формы работы: совместное рисование, создание анимации, заполнение таблиц, сочинение и ввод рассказов и сказок и другие творческие формы работы.
Критериями оценки сформированности коммуникативных УУД у обучающихся выступают: соответствие возрастным психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств коммуникативных УУД заранее заданным критериям. В начале года и в конце можно организовать наблюдение и оценить коммуникативные качества по мониторингу уровня сформированности УУД.