Разучивание музыкального произведения – довольно длительный процесс, итогом которого является публичное исполнение произведения в завершенном виде.
Процесс разучивания вокально-хорового произведения можно разделить на три основных периода:
- Эскизный, или начальный;
- Технологический, или подготовительный;
- Художественный, или заключительный.
На двух начальных фазах коллектив технологически овладевает материалом, а заключительный этап связан с художественным совершенствованием исполняемого произведения. Эти три периода репетиционной работы должны иметь ярко выраженный последовательный характер.
Первый, «эскизный», этап работы над вокально-хоровым произведением посвящен его разбору. На этом этапе хоровой коллектив знакомится с произведением. Как показывает практика, первое знакомство хора с новым сочинением закладывает правильные и скорейшие пути его выучивания. Первоначальный разбор произведения может происходить как на занятиях со всем составом хора, так и на занятиях с группами. Раздельные репетиции обеспечивают наиболее быстрое освоение материала, дают возможность тщательно выверить ансамблирование каждой партии, способствуют достижению выразительного, рельефного звучания мелодических линий в многоголосии. Поэтому на первом этапе работы над новым произведением все-таки следует отдавать предпочтение групповым репетициям.
Хормейстер может избрать любую из известных форм ознакомления с новым произведением. Можно, например, кратко рассказать хору о произведении и его авторе, об исполнительских трудностях и особенностях звучания нового сочинения, дать прослушать имеющуюся аудиозапись и т.д. Очень полезно сыграть произведение на фортепиано (возможно, с одновременным пропеванием), выделяя мелодические линии, штрихи и оттенки. Предварить этот показ следует пояснениями, ориентирующими певцов в содержании, стиле, музыкальной структуре сочинения.
Далее следует переходить непосредственно к вокально-хоровому знакомству с произведением. И здесь незаменима такая форма работы, как сольфеджирование. Весь первый период работы над вокально-хоровым произведением лучше строить исключительно на сольфеджировании. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимание хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения, проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. вся музыкально-теоретическая основа произведения. Когда хористы в основном ознакомились с нотным текстом, дирижер должен повысить требования. Теперь уже ни одна малейшая интонационная, ритмическая, динамическая или же какого-либо иного порядка неточность не должна быть им пропущена. Хормейстер на все должен реагировать быстро, каждую остановку в пении или же замечание постараться детально и вразумительно объяснить, чтобы хоровой коллектив знал, с какой целью остановлено пение.
Когда хористы прочно выучили хоровые партии, достигли уверенности в их исполнении, справляются с имеющимися интонационными, ритмическими и иными трудностями, можно говорить о завершении первого периода работы над вокально-хоровым произведением.
Второй, «технологический», период (или период разучивания произведения) обычно более продолжителен по времени. На этом этапе работы закладываются основные принципы вокально-ансамблевого освоения материала. Здесь предполагается выполнение в изученном материале авторских ремарок (например, указаний темпа, агогики, ритма, способов звуковедения, различных штрихов, динамики), соблюдение норм литературного произношения и т.п. Разучивать произведение следует без сопровождения инструмента – a cappella, предпочтение отдавать занятиям со всем составом хора.
Основная задача хормейстера в данном периоде работы над произведением – методически грамотное соблюдение определенных фаз в работе. Вначале разъясняются интонационно-ритмические моменты партитуры, затем в спокойном темпе устанавливаются места для взятия дыхания; динамика при этом должна быть умеренной. Только после этого следует приступать к работе над словом. В качестве переходного момента от сольфеджирования к пению со словами следует использовать пение на разнообразные вокальные слоги («ла», «лё», «ло», «ма», «мо», «зи», «ли», «ку», «ди» и др.), которые подставляются вместо названий нот или слогов литературного текста. Рекомендуется использовать такие вокальные слоги, которые имеют свойство собирания звука. Слоги, избираемые хормейстером для вокальной работы, по своей окраске и тембровой наполненности должны соответствовать фонетике литературного текста, в том числе гласным звукам, наиболее часто встречающимся в данном произведении. Пение на слоге – необходимая сторона разучивания произведения еще и потому, что в момент устоявшегося в хоре звучания на одной какой-либо вокальной гласной происходит «впевание» вокальной позиции и формирование будущей тембровой окраски звука, которую затем можно перенести в пение со словами. Пение на вокальном слоге дает возможность проверить ровность звучания на протяжении всей мелодической линии хоровой партии, поработать над единообразием вокальных гласных, сглаживанием регистров.
Следующий этап работы в этом периоде – изучение хористами поэтического текста, произношение (артикуляция) которого должно быть четким и ясным.
Следует придерживаться правила пения: продолжительность музыкального звука должна соответствовать продолжительности гласной буквы, а сама гласная – не менять своей основной формы, что способствует получению протяженности, плавности звука. В работе над текстом чрезвычайно важно придерживаться и другого правила – согласные должны произноситься в самый последний момент после максимального пропевания гласной буквы. Здесь наибольшей трудностью является достижение певцами одинаковой силы звука, отдачи при активной артикуляции.
При изучении поэтического текста не следует целиком полагаться на способность хористов быстро заучивать слова. Хормейстер может применить различные приемы, облегчающие процесс выучивания слов – ритмическое чтение текста всем хором, чтение хором текста вне ритмического рисунка произведения, в быстром темпе, скороговоркой и т.п.
Далее следует приступать к работе над вокальным ансамблем и строем. Начинается сложный и трудоемкий процесс по выравниванию общей звучности, сглаживанию певческих регистров, единовременному взятию дыхания в установленных местах, динамической уравновешенности. Особое внимание следует обратить на фразировку музыкальных построений. В результате этой работы в хоре должно быть достигнуто полное слияние голосов, развита легкость и подвижность звучания.
Далее ведется целенаправленная работа над музыкальной фактурой произведения (мелодика, ритм, темп, динамика), а также над вокальными средствами выразительности (звукообразование и звуковедение, штрихи, тембр и т.д.).
Сведение хоровой звучности в единый поток, уравновешенность всех деталей, придание хоровому звучанию благородства и культуры – главная задача хормейстера на этапе разучивания произведения.
Последний этап, «заключительный», - самый главный в процессе работы над вокально-хоровым произведением. На этом этапе в исполнение вносится одухотворенность, раскрываются тайны композиторского замысла. Исполнитель становится как бы «соавтором». Во время этого периода окончательно проверяется техническая готовность хорового коллектива к исполнению, осуществляется последняя корректировка элементов хоровой звучности.
Заключительный период работы над вокально-хоровым произведением является важным моментом его художественного совершенствования. На этом этапе хормейстер проверяет степень готовности певцов к публичному выступлению. Занятия должны проходить со всем составом хора.
В этот период происходит так называемый процесс «впевания» произведения, во время которого происходит собирание отшлифованных компонентов в единое целое, ведется проверка выработанных вокально-хоровых навыков, правильности выбора средств музыкальной выразительности и т.д. На этой стадии обычно бывают видны все недостатки, просчеты, недоработки и поэтому хормейстеру нередко приходиться возвращаться к доучиванию, с тем, чтобы снова выверить звучность, исправить неудавшиеся моменты. Но, даже соблюдая четкую последовательность в определении задач, на завершающих репетициях руководитель коллектива должен выделить наиболее существенные детали, выражающие главную сущность произведения, и уж потом решать остальные технические задачи.
Когда «впевание» произведения заканчивается, наступает период генеральных репетиций, или, как их еще называют, прогонов. Прогоны проводятся обычно в обстановке, близкой к концертной, и обязательно без остановок. На прогонах необходимо петь выученное произведение так, как бы оно звучало в концертном исполнении, с выполнением всех отработанных задач – устойчиво в вокально-техническом отношении, эмоционально выверенно, понятно для слушателей и пр.
На последних прогонах полезно давать дополнительную информацию об исполняемом сочинении – это привносит в интерпретационные ощущения певцов обостренное чувство сопереживания. На прогонах хористы должны исполнять произведение только стоя, причем обязательно на хоровых станках.
Последние две-три репетиции – генеральный прогон – следует проводить в том же концертном помещении, где предполагается выступление хора, либо в обстановке, близкой к концертному исполнению. На генеральных прогонах уточняются трактовка произведения, темповые соотношения, динамика, образная характеристика, определяются моменты организационного порядка – выход коллектива на сцену, уход со сцены, расположение хора, солистов, концертмейстера в связи с акустикой зала. Генеральные прогоны обычно проводятся накануне выступления. После последнего прогона целесообразно предоставить коллективу небольшой отдых.
Нельзя не сказать несколько слов о подготовке хора к выходу на сцену. Предконцертная репетиция длится недолго и носит характер «разогревания» певческих голосов. В это время на хормейстере «замыкаются» многие важные компоненты всей предыдущей работы хорового коллектива. В короткий отрезок времени дирижер должен собрать внимание хористов, успеть пропеть с ними наиболее важные фрагменты произведений, а главное – настроить певцов на успешное выступление.
Концертное исполнение – самый ответственный момент в работе над произведением, это - итог работы над ним. Хоровой коллектив выступает теперь как создатель художественных ценностей, как просветитель и воспитатель художественного вкуса слушательской аудитории.
В концертном выступлении как бы «спрессован» многомесячный труд певцов и хормейстера, подытожены все их творческие достижения.