Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
Традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы на сегодняшний день является достаточно актуальной.
Для реализации развивающего обучения необходимо менять формы обучения; включать в содержание образования разделы, направленные на развитие музыкального мышления ученика: чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент, транспонирование, импровизация и досочинение, подбор аккомпанемента.
Обучаясь игре на инструменте, дети часто испытывают желание перенести на него знакомые им песни. Педагог должен поощрять это стремление и использовать его для развития музыкальных способностей учащегося, предоставляя ему возможность играть эти песни с придуманным им самим сопровождением (аккомпанементом).
Данная статья раскрывает суть некоторых видов аккомпанемента и пути их освоения. Приведенные здесь примеры универсальны, их можно использовать и при работе с талантливыми учениками, и в работе с малоодаренными детьми, и в начальной стадии обучения игре на фортепиано.
Целью работы с учащимся по подбору аккомпанемента является развитие творческой инициативы и самостоятельности ученика, уверенное овладение им музыкальными и теоретическими знаниями, умение применить эти знания на практике.
В данной методической разработке рассматриваются следующие виды аккомпанемента:
- Линеарное сопровождение (второй голос)
- Двухголосный аккомпанемент
- Аккомпанемент на основе гармонических функций
Линеарное сопровождение (второй голос)
Линеарное сопровождение (второй голос) развивается из отдельных «опорных» звуков,которые надо подобрать в качестве поддержки для звуков мелодии на сильных долях и которые бы с этими звуками хорошо сочетались. Для начала учащийся с помощью педагога должен определить тональность мелодии, ее звуковой диапазон, затем из этого диапазона выбрать несколько опорных звуков, которые войдут в аккомпанемент (например, звуки тонического трезвучия). Это уже будет сопровождение, пока еще довольно неуклюжее, но оно сразу оживится, если попытаться соединить опорные звуки плавным движением с проходящими нотами или обыграть их (при их повторении) вспомогательными звуками.
При таком плавном соединении опорных звуков, образующем линеарное ведение баса в сопровождении, часто возникает тип аккомпанемента, который следовало бы разучивать как отдельное упражнение: ведение левой руки в сексту, дециму или терцию с мелодией и противоположное движение второго голоса.И то, и другое особенно подходит для песен с поступенным развитием мелодии.
В качестве подготовительных упражнений к линеарному сопровождению рекомендуется играть с учеником пентахордовые последовательности или гаммы следующим образом:
1) В противоположном движении.
2) В виде канона; при этом возникают пассажи в сексту и дециму, а также противоположное движение. Использование канонической имитации в левой руке может послужить толчком для того, чтобы обратить внимание ученика на различные возможности имитации других мелодических оборотов.
3) С движением второго голоса в сексту и терцию с мелодией (при этом в заключительном обороте используется интервал квинты).
Все эти подготовительные упражнения, включая и мелодическую имитацию, можно применить в процессе подбора аккомпанемента к песне.
Все из предложенных выше образцов линеарного сопровождения могут быть использованы уже в самый первый периодфортепианного обучения. Поначалу достаточен небольшой диапазон мелодий (например, пятиступенный), чтобы с помощью опорных звуков и их соединений на основе подготовительных упражненийсоставить простые, но все же достаточно интересные линеарные формы сопровождений. По мере накопления теоретических знаний учащегося и с ростом его инструментальной техники диапазон мелодий, разумеется, необходимо расширять.
Хотя рассматриваемый вид аккомпанемента очень несложен, он уже допускает целый ряд вариантов и побуждает учащегося к выдумке, к импровизации, к творчеству.
Дальнейшие виды линеарного сопровождения связаны с применением в басу диатонических или хроматических гаммообразных пассажей. Здесь уже требуется от учащегося четкого ощущения самостоятельности мелодической линии контрапунктирующего голоса.
Чтобы ученик при выработке умения сочинять такого рода басовую мелодическую линию мог действовать по определенной системе, педагог должен дать ему некоторые ориентиры. Например: используя гаммообразные мелодические ходы (диатонические или хроматические), следует устремлять их к звукам, которые могут гармонически поддерживать мелодию песни на сильных долях или хотя бы в завершениях фраз; такими звуками являются большей частью основной тон или терция соответствующей гармонии (в нотном примере они обозначены крестиком). Отсюда вытекает требование ритмической гибкости басовой линии, приспосабливающейся к тому, чтобы вовремя достичь «опорных точек».
При всяком линеарном сопровождении особое значение следует придавать ритмической самостоятельности и разнообразию в ведении контрапунктирующего голоса. Испытанным приемом, на который здесь надо ориентироваться, является активизация сопровождения именно тогда, когда мелодия находится в покое, и наоборот. Само собой разумеется, что звучание может быть обогащено еще и применением двухголосного ведения мелодии. Отсюда позднее можно развивать линеарный третий голос.
Двухголосный аккомпанемент
Наипростейшей формой двухголосного сопровождения вообще является типичное для волынки сопровождение — квинтовый бурдон(квинта, образованная I и V ступенями тональности). Его можно применять в качестве органного пункта на протяжении довольно значительных отрезков мелодии. Квинтовый бурдон может выполнять также ритмическую функцию, например: при подчеркивании сильных долей, в качестве ритмического дополнения в момент покоя мелодии, как синкопа или ритмическое остинато и т.д. Несколько более красочная разновидность этого вида аккомпанемента получается при переходе квинты в сексту и обратно (движение подобное маятнику); это особенно подходит для песен с волнообразной мелодикой.
Следующий шаг в работе над двухголосным аккомпанементом – это освоение аккомпанемента с меняющимися интервалами. Образуются они из одноголосных последовательностей, которые сначала нужно подобрать к данной мелодии.
Двухголосное сопровождение из остинатных последовательностей можно, однако, рекомендовать лишь с оговорками, так как оно годится лишь для немногих песен. Но, несмотря на это, учащиеся должны экспериментироватьи с таким типом аккомпанемента, испытывать его на многих песнях. Тогда они на собственном слуховом опыте смогут определить, при каких мелодических структурах возможно применение такого сопровождения, а где оно сразу же исключено. Едва ли тут найдется определенное правило, но лучше всего выбирать песни, мелодия которых не слишком зависит от основных гармонических функций и строится не по принципу тесной связи с гармонией. Все эти двухголосные аккомпанементы могут исполняться как с одновременным звучанием интервалов, так и в разложенном их виде.
Аккомпанемент на основе гармонических функций
Знакомство с этим видом аккомпанемента следует начать с гармонизации песенных мелодий тремя главными трезвучиями — тоникой (Т), субдоминантой (S) и доминантой (D). Причем особое внимание необходимо обратить на то, чтобы учащийся воспринимал саму специфику звучания каждого из этих трезвучий и умел различать их на слух. На начальном этапе освоения данного вида аккомпанемента учащемуся следует поупражняться в исполнении сопровождения из трезвучий основных гармонических функцийбез подключения мелодии: мелодию играет или поет педагог, а ученик сопровождает ее соответствующими аккордами (в левой руке — основной тон, бас; в правой — весь аккорд). Позднее мелодию должен напевает сам ученик.
Сопровождение должно быть стилизовано в соответствии с характером песни, исполняться в различных мелодических положениях аккорда — как в мажоре, так и в миноре (с учетом теоретических знаний учащегося). От этих предварительных упражнений легко перейти уже к исполнению аккомпанемента и мелодии вместе. В функциях субдоминанты и доминанты рекомендуется включать неполные формы, чтобы можно было применить основные тоны этих гармоний в басу.
Ни один из составленных таким образом аккомпанементов к песням — даже наипростейший из них — не должен нарушать теоретических законов или идти вразрез с естественным ощущением музыки учащимся. Недостатки такого рода в каждом случае должны поправляться педагогом. При этом учащимся нужно постоянно разъяснять, почему тот или иной оборот «запрещается» или некрасиво звучит.
Решающее значение при оценке той или иной обработки песни имеет и выбор определенного вида сопровождения.
Для каждой песни подходит не любой аккомпанемент, а лишь такой, который не противоречил бы ее смыслу и стилю. Поэтому педагог должен прорабатывать с учащимся как можно большее количество видов сопровождения. Чем больше способов аккомпанемента ученик будет знать, тем лучше он сможет приспособить сопровождение к характеру данной песенной мелодии. Кроме того, часто бывает нужно комбинировать различные типы сопровождения в рамках одной песни.
По мере накопления импровизаторского опыта ученика можно перейти к сочинению маленьких вступлений и заключений к песням, составляя их из особо характерных мелодических или ритмических элементов напева. Можно применять и варьирование определенной мелодии, и перенос мелодии в другой голос - фантазию ограничивать не следует.
Педагог должен всячески поощрять своих учеников в стремлении к творчеству и помогать учащимся найти свой собственный музыкальный язык.