Цель: систематизировать и закрепить знания детей о тканях.
Задачи:
- Закрепить знания детей.
- Активизировать речь детей.
- Закреплять умения отвечать на вопросы.
- Повышать познавательный интерес детей.
- Развивать творческие способности, активность, сообразительность.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
- Вызвать положительные эмоции.
Материалы:
- бумага размером15*15 – 2 экземпляра на каждого ребёнка,
- ткань хлопок размером15*15 – 5 экземпляров на каждого ребенка,
- клей ПВА или карандаш,
- тарелочка для опытов на каждого ребёнка,
- стакан,
- резинка,
- шприц с водой,
- фломастеры на каждого ребёнка,
- образцы тканей.
Воспитатель вносит коробочку и предлагает воспитанникам узнать, что в ней находиться.
Для того чтобы узнать послушайте загадку:
Тут и там, везде есть я,
и такая разная
Из меня одежду шьют,
на диван обивку вьют.
Догадались, кто такая?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о тканях.
Воспитатель: Ребята, какие натуральные ткани бывают? (Ответы детей).
Далее ребята рассказывают о натуральных тканях (хлопке, шерсти, льне и хлопке).
Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, когда она вызревает, она раскрывается. Люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчесывают щетками. Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.
Тёплые ткани делают из шерсти животных: овец, коз, лам, собак, кроликов и верблюдов. Овец на пастбище стригут. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи или отправляют на прядильно-ткацкую фабрику.
Лён
Когда он цветет, то поле покрыто голубыми цветами и похоже на голубое море.
Лен растёт отдельными стебельками, отцветает лён - тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле,съедят клей, которым волокна льна плотно склеены, затем колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань. Сейчас это делают специальные машины.
Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику. Таких гусениц специально разводят. Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.
Воспитатель: Предлагаю вам немного посоревноваться. «Кто лучше знает ткани». Согласны? (Ответы детей)
Для этого нужно разделиться на две команды. Кто быстрее и правильно отвечает на вопросы получает фишку. Побеждает та команда у кого больше фишек.
Вопросы:
Посмотрите на свои столы, на столах находятся образцы тканей.
Я буду называть вам ткань, а вы скажите под каким номером находится та или иная ткань.
1. Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (Ответы детей).
2. Какие ткани растительного происхождения? (Ответы детей).
3. Из шерсти каких животных делают шерстяные ткани? (Ответы детей).
4. Хлопок – это натуральная ткань или искусственная? (Ответы детей)
5. Про такую ткань можно сказать: Свет – цветочек в сыру землю зашел, синю шапочку нашел». (Ответы детей).
6. Что кушает тутовый шелкопряд? (Ответы детей).
7 .Что прочнее бумага или ткань? (Ответы детей)
8. В какой сказке Элиза вязала рубашки из крапивы своим братьям? (Ответы детей).
9. Какой была первая одежда человека? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вот и справились с этими вопросами, а сейчас предлагаю вам отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем (вдох),
Дети по лесу гуляли (шагают на месте),
И грибочки собирали ( наклоны в стороны),
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели (руки вверх)
Чудеса на белом свете:
Вдруг грибками стали дети (руки на пояс),
Шапочкой накрылись (руки на голову),
В травку опустились (присесть),
А потом все дружно встали
Великанами все стали.
Хорошо чуть-чуть размяться,
Снова сядем заниматься.
Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового и интересного о тканях, а хотите стать настоящими научными сотрудниками и провести самые настоящие опыты? Тогда я приглашаю вас в научную лабораторию ткани. Именно там мы узнаем о свойствах ткани.
Дети встают и переходят в мини-лабораторию, где стоят столы для экспериментальной деятельности и рассаживаются по своим местам.
Проводятся опыты с тканью.
1. Что рвется бумага или ткань?
2. Ткань можно склеить.
3. Ткань лучше собирает воду.
4. Узоры на ткани.
Для проведения первого опыта понадобится:
- бумага 15*15;
- ткань хлопок размером15*15 на каждого.
Проведение опыта
Возьмите бумагу, а затем ткань и попробуйте её разорвать.
Что рвется бумага или ткань?
Вывод: бумага рвется легче.
Для проведения второго опыта понадобится:
- подложка;
- клей карандаш;
- ткань размером 15*15 по 2 шт на каждого ребёнка.
Проведение опыта
На подложку положите ткань, намажьте край клеем и соедините со второй тканью.
Что произошло? (ответы детей)
Вывод: ткань можно склеить.
Для проведения третьего опыта понадобится:
- тарелочки с водой;
- ткань 15*15;
- бумага размером 15*15.
Проведение опыта
Попробуйте осушить нашу тарелочку, окуните сначала бумагу, а затем ткань.
Что произошло?
Вывод: ткань лучше собирает воду.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать как на ткани получить красивые узоры? (Ответы детей)
Для проведения вам понадобится:
- фломастеры;
- ткань размером 15*15;
- стакан;
- резинка;
- шприц с водой.
Воспитатель: на подготовленных стаканчиках (на стаканчик натянута ткань и зафиксирована резинкой) в центре нарисуйте точки фломастерами, затем капайте из шприца несколько капель воды и посмотрите что происходит. Происходит появление интересных узоров. Получились неповторимые узоры на ткани.
Воспитатель: А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях. (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань).
- Наша ткань еще очень редкая, она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше.
Представьте, что наша ткань – это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.