Полезные ископаемые (урок с использованием стратегий смыслового чтения). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями, со свойствами полезных ископаемых, их применением и способом добычи, месторождениями полезных ископаемых.

Задачи:

  • познакомить учащихся с видами полезных ископаемых, способами их добычи, расширить представления об их использовании;
  • развивать речь, логическое мышление, учить рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду человека.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Оргмомент

 

 

2 этап. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

- Что составляет основу экономики?

Основа экономики – это природные богатства и труд людей

- Для чего требуются природные богатства и труд людей? Требуются для производства товаров и услуг
- Какие природные богатства использует экономика? Воздух, вода, полезные ископаемые, земля (почва), растения, животные
- Приведите примеры использования природных богатств. Ответы учеников
- Природные богатства сами по себе не обеспечат нас товарами и услугами. Что нужно еще? Труд человека
- Расскажите о роли труда людей в экономике. Ответы учеников
3 этап. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задачи урока

 

1. Разгадать ребус:

Какое слово у вас получилось?

 

2. Стратегия «Мозговой штурм»

Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? На ответы дается 1 мин.
(записываю слово «ископаемые» на доске)

ископаемые

(Ученики высказывают все ассоциации с этим словом, на доске фиксируются все ответы ребят.)

Подумайте, о чём может быть наш урок. О полезных ископаемых, как их добывают, какими они бывают.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Какова цель нашего урока?
На какие вопросы мы должны получить ответы на нашем уроке?

Полезные ископаемые
В этом вам помогут вопросительные слова:
Какие…
Где…
Как…
Как…

Придумайте вопросы с этими словами.
Составим план нашего урока.

Какие полезные ископаемые мы знаем?
Где их добывают?
Как их добывают?
Как их используют?

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Какой пункт будет следующим?

- Что мы сделаем дальше?

- Как закончим наш урок?

Повторение

Новый материал

Закрепление нового материала

Итог урока и самостоятельная работа

4 этап. Первичное усвоение новых знаний

1. Стратегия «Батарея вопросов»

Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые».

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

 

- Почему ископаемые называют полезными?

- Так что такое полезные ископаемые?

Произошло от слова «копать».

Приносят пользу человеку.

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

Это природные богатства, которые люди добывают из земли  и используют для своих нужд.

Нефть, природный газ, гранит, руда, известняк и т.д.

- Чем эти полезные ископаемые отличаются друг от друга? Одни жидкие, другие твердые, третьи газообразные.
- Как добывают полезные ископаемые? Добывают в шахтах, карьерах, скважинах.

2. Стратегия INSERT

- Приготовьте простые карандаши. Сейчас мы будем читать текст, вам необходимо помечать в тексте значками следующие моменты:
˅ - уже это знаете
+ - это новая информация для вас
-  - думаю иначе
? – не понял, есть вопросы

(Текст у каждого ученика.) <Приложение1>

Индивидуальная работа
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк, на самом деле очень близки между собой.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Ископаемые - потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Полезные ископаемые делятся на 3 группы: горючие - нефть, газ, уголь, торф;
рудные (из них получают металлы) – железная руда, медная руда, свинцовая руда, алюминиевая руда;  
нерудные (применяются в строительстве) – песок, гранит, известняк, глина. [3]
Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи.[2]
Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в море. [1]
(Чтение текста вслух хорошо читающими детьми.)

- Какие моменты из текста вы уже знали, пометили ˅?

- Какая информация для вас была новой?

- По каким моментам вы думали иначе?

- Что для вас осталось непонятным, есть вопросы?

(Ученики отвечают, какие моменты в тексте они уже знали, что для них было новым, по каким моментам они думали иначе, задают вопросы, если что-то не понятно.)

ФИЗМИНУТКА

3. Стратегия «Карта мышления» (интеллект-карта)

- Сейчас приготовьте цветные карандаши и  положите перед собой лист для интеллект-карты.

 

- О чём говорится в тексте?

- Запишем эти слова в интеллект-карту посередине листа.

О полезных ископаемых

- На какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые?

-  Внесём эти данные в интеллект-карту другим цветом. Зарисуем.

Горючие, рудные, нерудные.
- Приведите примеры полезных ископаемых по группам. Горючие: нефть, газ, торф, уголь.
Рудные: алюминиевая руда, железная руда, свинцовая руда, медная руда.
Нерудные: песок, глина, гранит, известняк.

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

- Внесем эти данные в интеллект-карту.

Месторождения

- Кто изучает месторождения полезных ископаемых?

- Запишите в интеллект-карту и нарисуйте геолога.

Геологи

- Где добывают полезные ископаемые?

- Внесем данные в интеллект-карту и нарисуем.

Полезные ископаемые добывают в карьерах, шахтах и скважинах.
   
- Покажите своему соседу вашу интеллект-карту.

Рисунок

Изучение  нового материала

Закрепить полученные знания

5 этап. Первичная проверка понимания

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Что мы должны делать дальше?

(Листы с заданиями в формате ВПР)

<Приложение2>

 

5.1. На картинках представлены изображения полезных ископаемых. Запиши на строчках ниже название каждого из этих полезных ископаемых рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

1______________     3_________________
2______________     4_________________

5.2. Какие из этих полезных ископаемых добывают в шахте (А), а какие – в карьерах (Б)?

Номера полезных ископаемых А: ______________________________

Номера полезных ископаемых Б: _______________________________

(Поиск информации в учебнике или в атласе-определителе «От земли до неба)

Защита выступлений микрогрупп

6 этап. Первичное закрепление

Работа в микрогруппах.
По плану описать выданный образец полезного ископаемого:

  1. Название
  2. Основные свойства
  3. Применение
  4. Места и способы добычи в нашем крае

 

7 этап. Итог урока. Рефлексия. Экспресс диагностика

- Какова была цель нашего урока?

 - Достигли ли мы ее?

- Как мы ее достигали?

 

- Сейчас я буду читать утверждения. Если вы считаете, что утверждение верно – ставите +, если неверно - .

1. Полезные ископаемые изучают биологи.
2. Полезные ископаемые бывают горючими, рудными и нерудными.
3. Торф – это горючее полезное ископаемое.
4. Нефть – это рудное полезное ископаемое.
5. Каменный уголь добывают в скважине.
6. Глину добывают в карьере.
7. Места, где залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

 

Взаимопроверка. -, +, +, -, -, +, +

7 этап. Домашнее задание

 

 

Используемые ресурсы.

  1. www.doc4web.ru Конспект урока для 3 класса «Полезные ископаемые и их значение в жизни человека».
  2. www.uchitelya.com Презентация "Кладовые Земли" 3 класс Северина О.А.
  3. www.moi-detsad.ru   Проект «Каменная сказка»  Забродина Ольга Михайловна.