«Прогресс – отец проблем».
Честертон (анг. мыслитель XIX–н.XX веков)
Обучающиеся: 8-х, 10-х классов.
Предмет: география, история, обществознание.
Дидактические цели проекта / ожидаемые результаты
- осмысление глобальных проблем, актуализация знаний по другим предметам.
- развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом;
- учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Прогнозируемые результаты:
- после занятия учащиеся смогут называть глобальные проблемы, приводить их примеры;
- смогут выделять основные группы глобальных проблем;
- смогут анализировать информацию СМИ с точки зрения глобальных проблем;
- смогут выразить своё отношение к проблемам современного общества, оценить степень важности данного вопроса;
- смогут высказывать свои предположения по их решению.
Оборудование и программное обеспечение: компьютеры, принтер, сканер, проекционная система, Интернет, СD-носители, пакет Microsoft Office, программа создания медиаресурса Windows Movie Maker.
Краткая аннотация проекта: учащиеся, работая в группах, обсуждают предложенные задания, готовят выступление по заданной теме, задают вопросы, предлагают варианты решения проблем. Рефлексия.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос: Глобализация - благо или катастрофа для культуры?
Проблемные вопросы:
- Что такое глобализация на мировом уровне?
- Что такое глобализация на бытовом уровне?
- Есть ли грань между духовной и материальной культурой?
Вопросы учебной темы:
- Что такое глобализация?
- Что такое культура?
- В чем суть понятий "Духовная и материальная" культура?
- Какие глобальные проблемы существуют в современной России?
План проведения проекта
- Постановка основополагающего вопроса.
- Постановка вопросов учебной темы.
- Формирование творческих групп учащихся.
- Работа над вопросами учебной темы.
- Ответ на основополагающий вопрос.
Материалы по сопровождению и поддержки проектной деятельности
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Список глобальных проблем
Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.
- проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
- предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
- обеспечение человечества ресурсами;
- глобальное потепление;
- озоновые дыры;
- проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
- демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых);
- терроризм.
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура – по принципу положительной обратной связи.
Попытки решения
- Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х.
- Ядерное разоружение.
- Энергосбережение.
- Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами.
- Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.
- Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.
- Римский клуб (1968).
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.
Многообразие ликов современной культуры, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.
Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальные проблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие.
Визитная карточка проекта
Ответ на основополагающий вопрос
Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.
Список использованных источников информации
- Ростошинский Е. Н. Культурология и глобальные проблемы современности.
- Глобальные проблемы современности / Стариков Валерий. Интересное обществознание. Учебное пособие для 10-11 класса полной средней школы. — Березники, 2009.
- Глобальные проблемы современности / Нижников С.А. Философия: курс лекций " Обзор состояния и перспектив борьбы за радикальное продление человеческой жизни".
- Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993.
- Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 1999. - № 3.
- Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные отношения, 1993.
- Энциклопедия для детей: Т.3 (География). - Сост. С.И. Исмаилова. - М.: Аванта +, 1994.
- Лосев К.С. Вода. - Л.: Гидрометеоиздат, 1989, 272 с.
- Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.
Интернет-ресурсы:
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:0005-027-Osnovnye-osobennosti-globalnykh-problem.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:0009-046-Vazhnejshie-globalnye-problemy-sovremennosti.png]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:0_6e1c1_37b5ad46_XL.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:139929_01.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:5734562.png]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:049050053048056056056057051124053048048124052048048.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Img2.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:114.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:0020-064-Vazhnejshie-globalnye-problemy-sovremennosti.jpg]
- [http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:0011-011-Predlozhite-puti-reshenija-ekologicheskoj-problemy.jpg]