Метод проектов как педагогическая технология: работа в сотрудничестве

Разделы: Общепедагогические технологии


В свете новых стандартов в профессиональных компетенциях педагога появилось требование к формированию проектировочных умений обучающихся: формулировать проблему и цель, предлагать способ ее решения и ход  достижения, анализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения. Перечисленные умения можно реализовать через метод проектов, основанный на постановке социально значимой цели, ее детальной разработке и практическом достижении.

Сегодня проекты набирают все большую популярность и могут стать могучим средством обучения ребенка умению мыслить. В ходе выполнения проектных заданий обучающийся оказывается вовлеченным в активную познавательную деятельность и учится творить. Результатом становится конкретный продукт труда и размышлений.

Проектирование в школе невозможно без помощи учителя, который из носителя готовых знаний превращается в наставника творческого процесса обучающихся. При выполнении проекта обучающиеся попадают в среду неопределенности, и именно это активизирует их познавательную деятельность.

Несколько слов о метапредметном проекте, который основывался на базе таких учебных предметов, как русский язык и литература, экология и биология, искусство и краеведение. Кураторами данного проекта являлись два педагога-предметника: учитель русского языка и литературы и учитель химии и биологии.
Выбор темы исследования был продиктован интересом автора проекта (обучающаяся 8 класса) к творчеству нашего земляка, журналиста, фотокорреспондента и писателя Василия Михайловича Пескова.

Через факты биографии Пескова, анализ его творческих работ (цель  исследования) обучающаяся стремилась показать, что «…сам человек – тоже частица природы, и ему обязательно надо жить с природой в мудром согласии».

В ходе исследования автор проекта изучала интервью с Песковым, рассматривала фотографии, выполненные им, читала его книги, заметки, анализировала произведения и Интернет-источники, беседовала с людьми, интересующимися творчеством Василия Михайловича.

Было выяснено, например, что Василий Михайлович не просто писал о природе, он переживал за ее состояние: до самого президента дошёл. В 2005 году, когда на встречу с журналистами приехал Владимир Путин, Песков заговорил с президентом о проблеме сохранения лесов.

В заключение проекта автор акцентирует внимание на том, что Песков всегда переживал о том, каким будет завтра, с тревогой думал, что ждет человека в будущем. Он понимал, что для России наступили нелегкие времена и никакой футуролог не в силах объяснить, что будет с человеком через полвека.
Исследование привело к следующему выводу: главная тема творчества Пескова – отношения Человека и Природы. Это глобальная тема человечества. Не случайно 2017 год был объявлен Годом Экологии.

Работа над проектом играет большую роль в развитии познавательных интересов обучающихся, так как в процессе создания готового продукта происходит интеграция между общими способами решения учебных, творческих задач и общими способами мыслительной, речевой, художественной деятельности. Так, например, автором проекта был создан альбом под названием «Окно в живую природу», в котором представлены флора и фауна черноземного края: рисунки  с цитатами из работ В.М.Пескова и фотографии работ таксидермиста (дедушки автора проекта). «Уроки Пескова – простота жизни, простота слога, простота красоты, выраженной в каждой строке и фотографии нашего земляка», - утверждает обучающаяся в своем исследовании. Данный проект был представлен на районном конкурсе “Литературный лабиринт” и экологической конференции.

Итак, с помощью объединения различных областей знаний проект формирует целостное видение картины окружающего мира. Метод проектов предоставляет возможность самостоятельно приобретать знания в ходе решения практических задач и становится средством овладения универсальными приемами познания.