Конспект урока по русскому языку по теме «Сложноподчинённое предложение: синтаксис и пунктуация. Закрепление пройденного». 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • Обучающие
    - продолжить формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности;
    - закрепить навыки при выполнении различных видов грамматических разборов;
    - формировать умения при выполнении комплексного анализа текста;
    - контролировать степень усвоения навыков учебной деятельности.
  • Развивающие
    - работать над развитием речевых способностей учащихся при замене синонимичных синтаксических конструкций;
    - продолжать работу по развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: Раздаточный материал для промежуточного контроля (текст для анализа, тесты).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Устно

Вопросно-ответная беседа на повторение пройденного материала:

- Дайте определение СПП;

- Назовите виды придаточных предложений в СПП;

- Назовите способы подчинения в СПП с несколькими придаточными;

- Расскажите о пунктуации в СПП при последовательном подчинении придаточных и стечении союзов ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и др.

2. Словарно-орфографическая работа

(у доски: записать словосочетания, обозначить и объяснить встретившиеся орфограммы)

Доблестный ветеран, традиционный фестиваль, картинная галерея, искусственное освещение, кожаный чемодан, стеклянная витрина, старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор, ветряной двигатель, безветренная погода.

3. Грамматические разборы (3 ученика у доски)

  • разобрать словосочетание «профессионально комментировать»;
  • разобрать  по составу «усыпанный»;
  • сделать фонетический разбор «вкусно».

4. Комплексный анализ текста

Составьте текст из предложений, расставьте недостающие знаки препинания.

А. Это были поэмы Пушкина.

Б. Минуту смотришь на неё очарованный а потом счастливо обежишь её всю и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

В. Я прочитал их все сразу охваченный тем жадным чувством которое испытываешь попадая в невиданно красивое место – всегда стремишься обежать сразу.

Г. Так бывает после того когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся перед тобою сухая поляна вся в цветах и солнце.

  • найдите слово с чередующейся гласной в корне;
  • найдите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов;
  • найдите в тексте простое предложение, ССП, СПП с однородным подчинением придаточных, начертите его схему;
  • найдите обособленные определения, чем они выражены?
  • каким членом предложения является деепричастный оборот? Найдите его;
  • докажите, что приведенный отрывок является текстом (определите его принадлежность к стилю речи, тип текста, тему, способы связи предложений между собой);
  • какое средство художественной выразительности лежит в основе этого текста?

5. Перестройте предложения, устраняя синтаксические ошибки

  • В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.
  • Автор осуждает Игоря, что он повёл на битву свою дружину.
  • Смеха боится даже тот, который ничего не боится.

6. У доски синтаксический разбор предложения №1

7. Выполните тестовые задания

1. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие:

  1. страница, предки, письмецо;
  2. посадка, тапки, вместе;
  3. все, птица, текст;
  4. пехота, вкусно, кашевар?

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:

  1. пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. в…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. акв…рельный, з…ря, ук…рить?

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
  2. Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.
  3. Окно на кухне было (не)занавешено.
  4. (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад.

4. В каком предложении слово ГОРДЫНЯ употреблено неправильно?

  1. Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
  2. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
  3. Непомерная гордыня обуяла этого человека.
  4. Новый клуб – гордыня поселка.

5. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. чахнуть, угасать, таять;
  2. одобрять, хвалить, хвастаться;
  3. хитрить, лукавить, лицемерить?
  4. устать, измучиться, изнемочь?

6. В каком предложении нет фразеологического оборота?

  1. Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.
  2. Он объявил нам, что ноги его не будет в этом доме.
  3. Девочка сидела на диване ,поджав ноги.
  4. Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.

7. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква «О»?

  1. погл…щать, оп…лчиться, оп…здать, укр…щать;
  2. бл…кировать, д…лбить, зак…литься, осл…жнять;
  3. пропол…скать (рубашку), подк…пать, гл…тать, раск…лить;
  4. задр…жать, раск…лоть, ор…сить, раздр…жать.

8. Нужна ли запятая на месте пропуска?

В это время прогремел взрыв (…) и из окопов донеслись крики.

  1. сложное предложение, запятая нужна;
  2. простое предложение с однородными членами, запятая не нужна;
  3. сложносочинённое предложение, запятая не нужна, есть общий второстепенный член предложения;
  4. простое предложение с однородными членами, запятая нужна.