Данное занятие проводится в рамках программы коррекционной работы с учащимися 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (с ТМНР)
Цель: научить ребенка определять форму предметов, находить общее и выделять разное по форме, цвету, размеру.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроения.
- Стимуляция двигательной активности.
- Стимуляция положительного эмоционального реагирования на деятельность на занятии.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
- Уточнение умений детей различать и показывать по названию и по цвету геометрические предметы.
- Развитие умений классифицировать предметы по форме, цвету и размеру.
- Повторение счета в пределах десятка.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Материалы для занятия: массажный шарик Су-Джок с пружинками-колечками, стеклянные камешки для аквариума (несколько вариантов различных по цвету и форме).
Структура занятия
I. Вводная часть
Ритуал начала занятия Приветствие «Солнышко».
II. Основная часть
- Разминка: массаж ладошек шариком Су-Джок
- Пальчиковая гимнастика
- Разминка «Ладушки»
- Упражнения на координацию рук по моторным пробам Н.И.Озерецкого
- Упражнения с камешками для определения общего и разного признака
- Повторение счетных операций в пределах десятка.
- Формирование навыков адекватного использования предметов, через взаимодействие с ними
- Тактильная стимуляция пальцев рук
- Игра Ладушки-ловушки» развитие реципрокной координации, двигательного праксиса, расширение углов зрения ребенка.
III. Заключительная часть
Повторение эмоционального, познавательного, сенсорного и двигательного опыта, достигшего ребенком на занятии.
IV. Ритуал окончания занятия
Обеспечение положительного эмоционального настроя по окончании занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы.
Ритуал окончания занятия.
Планируемые результаты:
- развивается мелкая моторика рук,
- ребенок осваивает двигательные операции с мелкими предметами,
- выделяет признаки предметов,
- осуществляет классификацию.
Список использованной литературы:
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - Москва; Просвещение, 1988.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - Москва; Академия, 2001.
- Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - Москва; Генезис, 2007.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - Москва; ТЦ Сфера, 2001.
- Широкова Г.А. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2006.
Ход занятия
Этап |
Содержание |
Используемые материалы |
Вводная часть |
Ритуал начала занятия «Приветствие» |
|
Основная часть |
Разминка: "Ежик, ежик чудачек По каждому пальчику перекатываем пружинки-колечки. Повторяем название каждого пальчика. Пальчиковая гимнастика: Пальцы ребенка сжаты в кулачок под считалку «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять, Колечко на пальчике "Покатилось, покатилось Повторяем названия пальцев, проговаривая каждый. Пальчики встречаются: Пальчик – мальчик, где ты был? Игра в ладушки в сопровождении команд психолога. Хлоп! (хлопок в ладоши, ребенок и психолог,) Игра в ладошки по моторным пробам Н.И.Озерецкого: (развитие внимания, реципрокной координации) |
Шарик Су-Джок с пружинками для пальчиков |
Работа со стеклянными камешками "подушечками". Развитие интеллектуальных способностей, мелкой моторики, тактильных ощущений, цветовых представлений.
В заключение делаем выводы: камешки одинаковые по форме, но разные по цвету. Сколько камешков каждого цвета? Сколько всего? (повторяем) Каких больше и каких меньше? Есть группы, в которых одинаковое количество камешков, повторяем какие. |
Разноцветные стеклянные камешки для аквариума | |
Игра «Ладушки-ловушки» (развитие динамического праксиса, реципрокной координации, формирование навыков внимания, динамической координации, расширение полей зрения) Психолог и ребенок стоят друг напротив друга, между ними черта (можно провести мелом, положить скакалку или веревку). Специалист объясняет ребенку условия игры: «Между нами река, наши ноги приклеены к полу, нужно поймать мою руку своей рукой, хлопнув по ладошке. Переступать черту нельзя, тот, кто наступит – сгорел!» Психолог водит своей рукой по кругу перед ребенком и по сторонам, стараясь не попасться ребенку, ребенок должен правой рукой поймать его правую руку, стукнуть ладошкой так же, как в игре "Ладушки", положение руки точно должно совпасть с рукой психолога, затем руки меняем. Вариант 2: ребенок должен попасть указательным пальцем правой руки в ладонь психолога, затем тоже самое левой рукой. |
Мел, скакалка или веревка | |
Заключительная часть |
Психолог предлагает ребенку переложить стеклянные камешки в контейнер и пошуметь ими, опустив в контейнер руки. Затем вытащить неглядя любой камешек и назвать его форму и цвет. |
|
Ритуал окончания занятия |
Упражнение: Что мы делали сегодня? Ребенок повторяет, что делал на занятии, обсуждаем, что запомнилось, что понравилось, а что нет. Мы ссорились, (сжать кулачки) |
|