Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория профессора Чудакова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
  • Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
  • Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие:

  • Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитывающие:

  • Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
  • Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Предварительная работа:

  • Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.
  • Беседа с детьми «Волшебный камень».
  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
  • Подбор музыки и картинок по данной теме.

Оборудование для ребенка: железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, бумага, магниты разного вида, кнопки, скрепки; тарелки с песком, стаканы с водой,

Ход занятия

Дети заходят в зал.

- Давайте встанем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас. Как мы должны встать? (Дети принимают решение, что надо встать в круг. Предлагаю каждому поздороваться глазами  с соседом).

- Я поздороваюсь первая. (Заглядываю в глаза ребёнку, слегка киваю головой и дотрагиваюсь до плеча. Дети по очереди продолжают приветствие).

- А теперь давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки. (Цель: упражнение направлено на повышение общего эмоционального фона, улучшение психологического климата, развитие дружеских взаимоотношений).

- Ребята, слышите, кто-то идет. (звучит музыка из м/ф «Фиксики»)

Входят Фиксики.

Нолик:

Я Нолик, меня вы, ребята, узнали?
Мы с вами в мультфильме встречались, в журнале.
С Дим Димычем вместе я часто играю
И Симке приборы чинить помогаю.

Симка:

Я маленький фиксик по имени Симка
В приборе любом заменю я пружинку.
Ещё я слежу, чтобы эти мальчишки
Дим Димыч и Нолик, шалили не слишком.

Симка: Здравствуйте, ребята! У нас произошло одно происшествие. Нолик притащил нашу семейную фотографию в лабораторию профессора Чудакова. Игрался ею на занятии и порвал на кусочки. Дедус рассердился, что Нолик его не слушает, взял и спрятал кусочки фотографии в разные места лаборатории, правда, метки оставил. Эта фотография была дорога нашим родителям. Мы хотели её склеить, но одним нам никак не отыскать фрагменты фотографии. Вот если бы вы нам помогли….»

- Ребята, а давайте поможем Нолику и Симке! Отправляемся в лабораторию профессора Чудакова.

Давайте сначала вспомним правила поведения.

А политим мы с помощью ФИКСИБОРДА. Чтобы полететь нужно сказать:

1, 2, 3 взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами в лаборатории профессора Чудакова. (Дети садятся за столы)

На магнитной доске коллекция магнитов.

- Посмотрите сюда. Как вы думаете, что это? (Магниты)

- А зачем в лаборатории столько магнитов? (Дети высказывают свои предположения)

- Профессор Чудаков, наверное, изучает волшебные свойства магнитов? Кто знает, что такое «магнит»? (Предположения детей). А давайте проверим.

ОПЫТ № 1

- Посмотрите, на столах лежит много предметов. Нам нужно узнать какие предметы притягивает магнит. Что нужно для этого сделать? (Ответы детей)

- Подойдите к столам, возьмите магниты, подносите к предметам, если они притягиваются к магниту, то отложите их в жёлтую тарелочку, если нет, то в синюю.

(Дети выполняют задание).

- Какай вывод можно сделать? (Магнит притягивает к себе только железо).

- Ой, я вижу какой-то знак. Что это? (Метка фиксиков).

- Значит где-то должен быть фрагмент фотографии… Вот же он… Ксюша, вот тебе коробочка, сюда мы будем складывать найденные фотографии, ты будешь ответственной.

ОПЫТ № 2

На столе стаканы с водой, на дне скрепка.

- Ну опять Нолик искал фотки и натворил дел. Посмотрите, что лежит на дне стакана? (Скрепка).

- Как не замочив рук вытащить скрепку из воды? (Предположения детей)

- Попробуем с помощью магнита.

Дети проделывают опыт.

- Из какого материала сделан стакан? (Из стекла) Какой вывод можно сделать? (Магнит действует на расстоянии, даже через стекло.)

Находят метку, берут фрагмент фото.

ОПЫТ № 3

Нолик: Я хотел найти фрагменты фотографии, что просыпал гайки в песок, который профессор приготовил для опытов. Как быстро собрать гайки? (Ответы)

Предположение: Магнит притягивает всё железное, поэтому можно воспользоваться им.

Дети достают все гайки с помощью магнита, складывают в тарелочку, находят метку, берут фрагмент фото.

Физкультминутка.

Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути), а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны.

ОПЫТ № 4

Воспитатель:  У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».

Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте.

Дети определяют полюса.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами».

ОПЫТ №5 «Магнитные свойства можно передать обычному железу»

Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).

Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).

Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Сложить фотографию из найденных фрагментов.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ну что, понравилось быть учеными? Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.

Нолик: Молодцы! Спасибо вам, ребята, за помощь.

Симка: А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, мы хотим оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали.