Технологическая карта урока "Причастие как часть речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Технологическая карта урока № 14. ФГОС

Класс

7 «А» класс

Тема урока

Причастие как часть речи

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Повторить правило о глаголе и прилагательном как частях речи

Задачи урока

Формировать способности учащихся определять причастие в текстах, определять  отличит. признаки  причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении,

Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий.

Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах.

Материалы и оборудование

Русский язык 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 1/ (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) - М: Просвещение, 2012

И.М.Халабаджах. Русский язык. 7 класс. 1 полугодие. Планы-конспекты уроков, стр.43-46

Карточки для графического диктанта

Оценочные листы.

Используемые технологии

Исследовательское обучение

Методы обучения

Исследовательский

Формы обучения

Индивидуальная, групповая фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:
- научиться определять причастие в текстах, определять отличит. признаки причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении,

Метапредметные:
а) коммуникативные:
- понимать возможность различных точек зрения на вопрос, учитывать разное мнение и уметь обосновывать свое,
б) регулятивные:
- соотносить результат своей деятельности с целью или образцом,
В) познавательные
- перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее  удобную форму,
Личностные:
- оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок

Основные понятия

Часть речи, глаголы, прилагательные, причастие

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности

Хорошо проверь дружок, ты готов начать урок?
Все ль  на месте, все ль в порядке, ручка книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь отметку «пять»

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Актуализация и пробное учебное действие

- Начинаем наш урок.
- Запишите число, а тему определим позже.
- Приготовьте оценочные листы
1 задание. Выполните синтаксический разбор предложения:
В ЗАМЕРШЕМ ВОЗДУХЕ СТОИТ КРЕПКИЙ И НЕЖНЫЙ ЗАПАХ УВЯДАЮЩИХ КЛЕНОВ
 - Назовите слова, которые вызвали затруднения при отнесении их к опред. части речи. Признаки каких частей речи в них можно отметить?
Итак, какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим?

Отвечают на вопрос в тетради словами, фронтальная проверка, оценивают себя в оценочных листах («5» - нет ошибок; «4» - одна две ошибки; «3» - три ошибки; «2» - четыре и больше)

 Отвечают на вопрос учителя, доказывая свою точку зрения, формулируют тему, цели урока (коммуникативные)

Целеполагание и построение выхода из затруднения. Практическая деятельность

- Запишите слова: ЗЕЛЕНЫЙ, ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ, ЗЕЛЕНЕЕТ. Охарактеризуйте эти части речи по следующим признакам: (в таблице)
1. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
3. СИНТАКСИЧЕСКАЯ  РОЛЬ. Сделайте вывод о причастии как части речи.

Отвечают на вопросы учителя, работают в группах, высказывают свое мнение, доказывают его

Открытие нового знания

Сформулируйте сами правило о причастии как части речи (познавательные)
Прочитайте  правило в учебнике и сравните со своим. СТР.33 (регулятивные)

Читают правило в учебнике и сравнивают со своим

Физминутка

Игра «Кто быстрее» по 3 слова – глагола  изъявит. и условного наклонений, повелительного (приводят примеры сами учащиеся (3 человека), зрительная для глаз (движение зрительно по доске: диагональ, периметр, аналогично - в другую сторону

Называют слова, выполняют зрительно физминутку.

Первичное закрепление

2 задание. Упр 73, 74( Устно) по заданию. Какие признаки прил. и глаг можно определить у причастия? – Проверяем работу коллективно

№  НА ДОСКЕ

И.М.Халабаджах. Русский язык. 7 класс. 1 полугодие. Планы-конспекты уроков, стр.46

- Запишите текст. Определите причастия как члены предложения. Определите их морф. признаки

Взаимопроверка, комментируют признаки причастия, заполняют оценочные листы

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

3  задание. Графич.диктант

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Причастие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВА СМОТРИ НИЖЕ: широкий, разбухший, лиловые, покрытые, тающий, сверкающее, смотрящий, расколотые, синеватое, круглая

1 человек – у доски, остальные сравнивают по ключу на доске, оценивают себя

Включение в систему знаний

4.задание № 77 (2 предложения по заданию). Запишите предложения. Определите вид и время причастий. Объясните смысл второго предложения? О каком времени года оно напомнило? Почему? (личностные)

Оценивают работу по ключу на доске, взаимопроверка
1 ученик у доски, проверка коллективно

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке, предварительно посмотрев на выполнение работ в тетради. Какую цель ставили? Удалось ли ее решить? Какие получили результаты? Какое задание вызвало у вас затруднение? Поднимите кисть руки - 5 пальцев - все ясно, 4 пальца - есть вопросы, руки не поднимаем - много непонятного.
Д.З. Упражнение 80, готовиться к зачету, выучить правило о причастии

Ставят себе итоговую оценку (личностные)


Презентация