В дендрологический парк Порецкого лесничества

Разделы: География


В качестве экскурсионных объектов школы можно использовать дендрологические парки. В них, как правило, представлены древесные и кустарниковые растения, имеющие различное географическое происхождение. Учитель географии и биологии, предварительно ознакомившись с видовым составом коллекции парка, может показать ученикам в натуре специфические особенности растений Северной Америки, Дальнего Востока, юга России и других географических регионов.

Приблизительно в одном километре от Порецкой школы Можайского района Московской области находится дендрологический парк Порецкого лесничества, в котором сосредоточено около 100 видов растений. Этот парк является основным объектом проведения экскурсий, как для учащихся начальной школы, так и для ребят основной школы.

Маршруты экскурсий намечаю, заранее планируя последовательно показать учащимся виды растений Северной Америки, особенности лесов Дальнего Востока, реликтовые и экзотические виды растений.

К примеру, на экскурсии подробно рассказываю ученикам о растительности Северной Америки и Евразии. Одной из важных особенностей растений этих континентов является распространение близких между собой видов растений. Это явление свидетельствует о том, что происхождение Северной Америки и Евразии было единым и разделение произошло после формирования растительности. Близких между собой видов растений демонстрирую учащимся на дубах, клёнах, ясенях, елях. Показываю общие черты и различия этих растений. Например, дубу черешчатому, распространённому в Евразии, соответствуют дубы красный и болотный, произрастающие в Северной Америке, и дубы монгольский на Дальнем Востоке. Сравнение различных видов дубов даёт возможность показать ученикам и значительные отличия, которыми обладает этот род. Например, наши южные дубы отличаются более узкими цельнокрайними листьями и очень плотные. У американских дубов желуди созревают не за один год, как у наших, а за два, поэтому на ветках дуба ребята одновременно видят маленькие желуди текущего года и крупные прошлого. Школьников очень удивляет, что листья у американских дубов по форме не похожи на листья наших среднеевропейских представителей. По ходу экскурсии рассказываю ученикам об особенностях условий обитания растений. И ребята делают вывод, что такое разнообразие видов дубов является приспособлением растений к различным условиям обитания.

Зону широколиственных лесов Северной Америки представляют в коллекциях парка ясень американский, клён серебристый и многие другие виды.
Есть в парке немало представителей Дальнего Востока: ясень маньчжурский, липа амурская и другие виды. В парке широко представлены хвойные породы таёжной зоны Евразии: сосны веймутова горная, лиственницы сибирская, европейская и даурская, ели сибирская, канадская, колючая, чёрная и серебристая, пихты сибирская и бальзамическая, кедр европейский и сибирский. Есть и реликтовые растения: туи, сирень венгерская и другие виды.

По пути в парк мы с ребятами определяем, какие формы рельефа пересекает наш маршрут. Для этого я стараюсь включить, как можно больше различных форм рельефа и других природных объектов. Возле некоторых из них делаем небольшие привалы. Один из наших маршрутов проходит по следующим природным объектам: школа – дорога – церковь – смешенный лес – овраг – речная долина – родник – лесная тропа – река – парковая зона – лесная поляна – дендрологический парк.

Все ребята перед экскурсией могут получить разные задания, можно по группам:

  1. Составление схемы маршрута с обозначением природных объектов;
  2. Определить степень загрязнённости реки Иночь и Порецкого парка;
  3. Сбор листьев для гербария;
  4. И т.д.

Экскурсии в дендрологический парк сочетают в себе не только элементы обучения школьников по предмету, но и значительно расширяют их географический кругозор, укрепляет межпредметные связи географии и биологии, способствуют природоохранному, экологическому воспитанию учащихся.