Эмоциональное выгорание воспитателя как фактор риска психологической безопасности образовательной среды ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека (А.Маслоу), без нее невозможно нормальное развитие ни личности человека, ни общества в целом. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А.Баева).

Создание психологически безопасной среды образовательного учреждения является важнейшим фактором благополучного психофизического развития ребенка.

Психологическое насилие в образовательной среде дошкольного учреждения зачастую неочевидно, но наносит тяжелый вред личностному развитию ребенка, которое напрямую связано с эмоциональными контактами с близкими взрослыми.

По мнению ряда отечественных авторов (Е.А.Семенова, Е.Л.Аршинская, Е.В.Бурмистрова, Е.Б.Лактионова, М.Г.Гераськина и др.), факторами риска на уровне образовательной среды могут быть:

1) условия обучения в образовательном учреждении (освещенность учебных помещений, размеры мебели, вентиляция, полиграфические параметры учебной литературы и др.);

2) учебная перегрузка обучающихся (неравномерное распределение учебной нагрузки, превышение нормы времени, предусмотренного возрастными и гигиеническими нормами на приготовление домашних заданий и т.п.);

3) стиль межличностных взаимоотношений педагогов, обучающихся и их родителей (повышенная конфликтность в среде обучающихся, педагогические конфликты, нарушенные детско-родительские отношения и др.)

В.Н.Алешин считает основным источником риска авторитарный стиль общения в образовательной среде между взрослым и ребенком, традиционными источниками такого являются:

- иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;

- собственный опыт педагога, кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих технологий в педагогическом процессе;

- попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;

- охотное подчинение некоторых учащихся из-за страха перед учителем;

- существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;

- ожидания авторитарного поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей.

Обязательной внутренней установкой педагога дошкольного учреждения должна быть способность к эмпатии, безусловному принятию личности ребенка.

Многие педагоги ДОУ в своей воспитательной работе делают акцент на развитии познавательной сферы ребенка – обучают чтению, счету и т.п., развитию же  эмоциональной сферы не придают значения.

Тем не менее, воспитатели сами нуждаются в психологической поддержке.

Осуществляя  профессиональную деятельность в сфере «человек-человек», педагог несет большую эмоциональную нагрузку. Возникают нарушения психоэмоциональной сферы, развиваются  симптомы эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность и др.). И как следствие – возможны нарушения когнитивной функции, снижение мотивации.

Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие - большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей - высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся все делать с высокой степенью ответственности, недостаток времени не позволяет чаще всего в полном объеме выполнить спланированное ранее и именно это приводит их к эмоциональной и физической перегрузке.

На основании проведенного психологической службой нашего ДОУ исследования, целью которого являлось выявление уровня эмоционального выгорания у педагогов, определение отношения педагогов к образовательной среде ДОУ; изучения особенностей отношения детей к своим воспитателям, психологического климата в группе, была доказана необходимость систематической и комплексной тренинговой работы с воспитателями для профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания, эффективного взаимодействия с детьми и развития их эмоционального интеллекта.

Для создания психологически безопасной среды для детей в ДОУ необходимо создавать психологически комфортные психологические условия для педагогов.
В нашей образовательной организации для обеспечения психологической безопасности образовательной среды используется следующая схема работы.

Направление деятельности

Цель деятельности

Путь достижения

Планируемый результат

Психологическая диагностика

1.Раннее выявление предпосылок отклоняющегося развития у детей.
2.Ранняя диагностика нарушений в эмоциональной связи ребенка с мамой.
3.Ранняя диагностика предпосылок эмоционального выгорания у педагогов

Тестирование, наблюдение, беседа.

1.Своевременное информирование родителей о возможных отклонениях в развитии ребенка.
2.Своевременное обращение внимание родителей на эмоциональные трудности ребенка в зависимости от эмоционального состояния матери.
3.Своевременное планирование и оказание консультативной, профилактической и других видов помощи педагогам.

Психологическая коррекция

1.Предупреждение отклоняющегося развития у детей.
2.Профилактика нарушений в эмоциональных связях ребенка и матери.
3.Профилактика предпосылок эмоционального выгорания у педагогов

Индивидуальные, групповые, подгрупповые занятия.

1.Снижение количества воспитанников с выраженными трудностями обучения при групповой форме работы.
2.Снижение количества детей и родителей с выраженными трудностями эмоциональной коммуникации.
3.Снижение эмоциональной напряженности педагогов в течение учебного года

Психологическое консультирование

1.Оказание помощи родителям в осознании причин отклоняющегося развития у ребенка.
2.Оказание помощи педагогам в осознании причин повышенной утомляемости и изменении мотивированности труда.

Индивидуальная беседа

1.Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, связанными с недостаточным вниманием со стороны родителей к расширению кругозора детей, улучшение психоэмоционального состояния родителей.
2.Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей

Психологическое просвещение

1.Расширение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и развития ребенка, поддержке его психоэмоционального благополучия, в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья.
2.Расширение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах обучения и развития ребенка, поддержке его психоэмоционального благополучия, в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, в вопросах работы с семьей

Консультации, индивидуальные беседы, стендовое информирование

1.Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребенка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребенка, и успешности ребенка в образовательном процессе. Признание родителями права ребенка быть индивидуальностью (иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей).
2.Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учета в образовательном процессе для повышения качества образования детей. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным уровнем коммуникативных возможностей

Психологическая профилак-тика

1.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников.
2.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у родителей.
3.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов.

Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия.

1.Снижение количества воспитанников с признаками психоэмоционального напряжения.
2.Снижение количества родителей с признаками психоэмоционального напряжения.
3.Снижение количества педагогов с признаками психоэмоционального напряжения.

Программа сохранения психологической безопасности личности педагога ДОУ

1. Аудит и мониторинг профессиональных качеств и личностных особенностей педагогов.

- Диагностика психофизиологических, личностно-профессиональных особенностей личности.

- Изучение структуры профессиональной деятельности личности и ее влияния на состояние здоровья, стиля деятельности, способов принятия решений в кризисных ситуациях

- Собеседование по результатам тестирования.

- Психологическое тестирование при кризисных (проблемных) ситуациях.

1 раз в полугодие

2. Психологическое сопровождение и просвещение по вопросам психологии здоровьесбережения, межличностного взаимодействия, с целью повышения компетентности по психологической безопасности личности (теоретическая подготовка)

Ежемесячно

3. Тренинги и семинары:

- для профилактики эмоционального выгорания;

- по построению эффективного общения;

- личностного роста;

- психологическая разгрузка.

Ежемесячно

4. Педагогический клуб

Организация встреч педагогов для обмена опытом и неформального общения.

Ежемесячно.