Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека (А.Маслоу), без нее невозможно нормальное развитие ни личности человека, ни общества в целом. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А.Баева).
Создание психологически безопасной среды образовательного учреждения является важнейшим фактором благополучного психофизического развития ребенка.
Психологическое насилие в образовательной среде дошкольного учреждения зачастую неочевидно, но наносит тяжелый вред личностному развитию ребенка, которое напрямую связано с эмоциональными контактами с близкими взрослыми.
По мнению ряда отечественных авторов (Е.А.Семенова, Е.Л.Аршинская, Е.В.Бурмистрова, Е.Б.Лактионова, М.Г.Гераськина и др.), факторами риска на уровне образовательной среды могут быть:
1) условия обучения в образовательном учреждении (освещенность учебных помещений, размеры мебели, вентиляция, полиграфические параметры учебной литературы и др.);
2) учебная перегрузка обучающихся (неравномерное распределение учебной нагрузки, превышение нормы времени, предусмотренного возрастными и гигиеническими нормами на приготовление домашних заданий и т.п.);
3) стиль межличностных взаимоотношений педагогов, обучающихся и их родителей (повышенная конфликтность в среде обучающихся, педагогические конфликты, нарушенные детско-родительские отношения и др.)
В.Н.Алешин считает основным источником риска авторитарный стиль общения в образовательной среде между взрослым и ребенком, традиционными источниками такого являются:
- иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;
- собственный опыт педагога, кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих технологий в педагогическом процессе;
- попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;
- охотное подчинение некоторых учащихся из-за страха перед учителем;
- существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;
- ожидания авторитарного поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей.
Обязательной внутренней установкой педагога дошкольного учреждения должна быть способность к эмпатии, безусловному принятию личности ребенка.
Многие педагоги ДОУ в своей воспитательной работе делают акцент на развитии познавательной сферы ребенка – обучают чтению, счету и т.п., развитию же эмоциональной сферы не придают значения.
Тем не менее, воспитатели сами нуждаются в психологической поддержке.
Осуществляя профессиональную деятельность в сфере «человек-человек», педагог несет большую эмоциональную нагрузку. Возникают нарушения психоэмоциональной сферы, развиваются симптомы эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность и др.). И как следствие – возможны нарушения когнитивной функции, снижение мотивации.
Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие - большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей - высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся все делать с высокой степенью ответственности, недостаток времени не позволяет чаще всего в полном объеме выполнить спланированное ранее и именно это приводит их к эмоциональной и физической перегрузке.
На основании проведенного психологической службой нашего ДОУ исследования, целью которого являлось выявление уровня эмоционального выгорания у педагогов, определение отношения педагогов к образовательной среде ДОУ; изучения особенностей отношения детей к своим воспитателям, психологического климата в группе, была доказана необходимость систематической и комплексной тренинговой работы с воспитателями для профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания, эффективного взаимодействия с детьми и развития их эмоционального интеллекта.
Для создания психологически безопасной среды для детей в ДОУ необходимо создавать психологически комфортные психологические условия для педагогов.
В нашей образовательной организации для обеспечения психологической безопасности образовательной среды используется следующая схема работы.
Направление деятельности | Цель деятельности |
Путь достижения |
Планируемый результат |
Психологическая диагностика |
1.Раннее выявление предпосылок отклоняющегося развития у детей. |
Тестирование, наблюдение, беседа. |
1.Своевременное информирование родителей о возможных отклонениях в развитии ребенка. |
Психологическая коррекция |
1.Предупреждение отклоняющегося развития у детей. |
Индивидуальные, групповые, подгрупповые занятия. |
1.Снижение количества воспитанников с выраженными трудностями обучения при групповой форме работы. |
Психологическое консультирование |
1.Оказание помощи родителям в осознании причин отклоняющегося развития у ребенка. |
Индивидуальная беседа |
1.Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, связанными с недостаточным вниманием со стороны родителей к расширению кругозора детей, улучшение психоэмоционального состояния родителей. |
Психологическое просвещение |
1.Расширение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и развития ребенка, поддержке его психоэмоционального благополучия, в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья. |
Консультации, индивидуальные беседы, стендовое информирование |
1.Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребенка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребенка, и успешности ребенка в образовательном процессе. Признание родителями права ребенка быть индивидуальностью (иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей). |
Психологическая профилак-тика |
1.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников. |
Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия. |
1.Снижение количества воспитанников с признаками психоэмоционального напряжения. |
Программа сохранения психологической безопасности личности педагога ДОУ
1. Аудит и мониторинг профессиональных качеств и личностных особенностей педагогов.
- Диагностика психофизиологических, личностно-профессиональных особенностей личности.
- Изучение структуры профессиональной деятельности личности и ее влияния на состояние здоровья, стиля деятельности, способов принятия решений в кризисных ситуациях
- Собеседование по результатам тестирования.
- Психологическое тестирование при кризисных (проблемных) ситуациях.
1 раз в полугодие
2. Психологическое сопровождение и просвещение по вопросам психологии здоровьесбережения, межличностного взаимодействия, с целью повышения компетентности по психологической безопасности личности (теоретическая подготовка)
Ежемесячно
3. Тренинги и семинары:
- для профилактики эмоционального выгорания;
- по построению эффективного общения;
- личностного роста;
- психологическая разгрузка.
Ежемесячно
4. Педагогический клуб
Организация встреч педагогов для обмена опытом и неформального общения.
Ежемесячно.