Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из важнейших потребностей ребенка – сироты. Лишенный родительской любви, отвергнутый собственными родителями, переносящий оскорбления, издевательства, насилие, побои, холод и голод ребенок не имеет условий для нормального развития. У него развиваются стойкие эмоциональные нарушения, невротические расстройства. Сложные социальные условия создают стрессовые ситуации, из которых ребенку, в силу возраста, трудно найти выход. Поэтому дети, попадающие в детский дом, как правило, уже имеют нарушения в личностном развитии [2].
Комплекс деприваций деформирует личность ребенка – сироты, что создает различные препятствия на пути к его интеграции с обществом. В связи с этим воспитанники детских домов оказываются неприспособленными к жизнедеятельности в обществе [1].
Неприспособленность проявляется в неопределенности жизненных позиций, трудностях в семейно-бытовой и профессиональной ориентации, восприимчивости к негативным влияниям среды, неадекватности поведения, сложности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Воспитанники детских домов конфликтны в общении и со взрослыми и со сверстниками. Часто они бывают, агрессивны, стремятся обвинить во всех своих бедах окружающих, неспособны конструктивно разрешить возникшую ситуацию [4].
Наше общество состоит не из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок, поведения в обществе, а также оказывает влияние на развитие личности [3].
В 2016-2017 учебном году нами была проведена экспериментальная работа, на базе ГКУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополя, направленная на развитие коммуникативных навыков и культуры межличностного общения у детей в условиях детского дома.
В раках данной работы нами была разработана программа «Учимся общаться» направленная на развитие благоприятного отношения к себе и окружающим, развитие коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, воспитание культуры общения у воспитанников.
Целью данной программы явилось, повышение уровня коммуникативной компетентности, как основы эффективного и гармоничного общения с окружающими.
Задачами исследования выступили: развитие навыков общения; знакомство с базовыми понятиями из области психологии общения; развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств другими людьми; развитие способности адекватно фиксировать переживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и т.д.; развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; сплочение воспитанников, формирование взаимного доверия, умения организовывать совместные действия; формирование у воспитанников чувства эмпатии; формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям; воспитание толерантности.
Программа строилась на основе следующих принципов:
- принцип системного подхода к формированию социальных взаимоотношений с окружающими у воспитанников, создание условий для самопознания и самовоспитания;
- принцип уважительного отношения к личности ребёнка, внимание к его внутреннему миру;
- принцип сотрудничества с ребёнком – оказание помощи в проблемных ситуациях; наработка навыков саморегуляции и контроля.
Программа включает в себя пять разделов, связанных последовательной логикой формирования социальных взаимоотношений, которые реализуются через теоретические и практические занятия, в соответствии с планом включают в себя 38 занятий, рассчитанных на 41 час работы. Занятия проводятся как индивидуально, так и в рамках воспитательных часов: 1 раз в неделю, по 45 минут.
В занятиях использовались игры и упражнения, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии. На начальном этапе и при подведении итогов проводится диагностика.
В первом диагностическом разделе с целью решения поставленных задач были подобраны следующие диагностические методики: методика «Умеете ли вы слушать» (в описании Нещерет Т.В.), цель данной методики исследование особенностей коммуникативной сферы; методика «Самооценка конфликтности», (в описании Емельянова С.М.) позволила определить степень конфликтности воспитанников и методика Бойко В.В., с целью изучения коммуникативной толерантности.
Так же нами были разработаны критерии оценки формирования социальных взаимоотношений у воспитанников младшего возраста.
Второй раздел программы состоял из четырех блоков.
Первый блок «Я в обществе», цель данного блока формирование представления об общении, в соответствии с общепринятыми нормами. В ходе реализации данного нами решались следующие задачи: развитие базовых коммуникативных умений; обучение правильному общению со сверстниками и старшими по возрасту; формирование представлений об эмпатии; воспитание культуры общения; развитие навыков речевого общения; формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям и развитие навыков уверенного поведения и саморегуляции.
Занятия этого раздела включают в себя краткий дискуссионный материал, который даёт ответы на такие вопросы, как: Что такое общение? Для чего необходимо людям общаться? Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного? Какие существуют правила успешного общения; приёмы общения.
Второй блок программы «Наш внутренний мир», цель данного блока формирование умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния; показать, как некоторые особенности человека могут влиять на его поступки. Реализуя данный блок мы ставили перед собой следующие задачи: дать определение понятиям: доброта, характер, воля, эмоции, чувства, настроение; обучение умению конструктивно выражать свои эмоции и чувства; развитие наблюдательности по отношению к другим людям; формирование умения координировать совместные действия.
Занятия включают краткие теоретические блоки, разъясняющие содержание некоторых понятий, тестовый материал, который помогает воспитанникам понять себя и решить, что делать в некоторых ситуациях. А так же, игры, упражнения и работу с иллюстрационным материалом.
Третий блок «Агрессия и конфликты в нашей жизни», цель данного блока формирование умения решать конфликтные ситуации конструктивным способом. Задачи были сформулированы следующим образом: ознакомление воспитанников с понятиями: обида, агрессия, конфликт; определение особенностей поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтных ситуаций; развитие навыков саморегуляции в критических ситуациях; развитие благоприятного отношения к себе и окружающим.
В раздел входят краткие теоретические блоки, разъясняющие, что такое конфликт, как он зарождается, способы его решения, а так же избегания. В данном разделе воспитанникам предлагается с помощью тестового материала проанализировать своё поведение и составить правила бесконфликтного поведения. Занятия содержат дискуссионный материал: «Что такое гнев?», «Как перестать обижаться?», «Чем опасно чувство зависти?».
Четвёртый блок «Мы - команда», цель - формирование умений взаимодействия в коллективе.
Задачи данного блока: воспитание толерантного отношения к окружающим; развитие групповой сплочённости; формирование доверительных отношений в группе; обучение воспитанников социальной наблюдательности; развитие навыков координации совместных действий; развитие умения выдвигать и отстаивать свои идеи.
В занятия был включён игровой и практический материал, который позволит воспитанникам развить в себе социальную наблюдательность, внимание, умение общаться, почувствовать себя членом команды.
По ходу реализации программы нами учитывался возраст, интересы воспитанников и в соответствии с ними вносились дополнения и изменения в программу.
В ходе проведения экспериментальной работы воспитанники овладели следующими навыками общения, способностью говорить точно, кратко, по существу; умение контролировать и адекватно выражать свои чувства; умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению; чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников; стремление понять другого человека; умение организовывать дружную совместную работу.
Результаты констатирующего этапа показывают, что воспитанники научились слушать собеседника, стали проявлять культуру общения (культура речи, уровень общения с младшими и старшими по возрасту); чётко выражать свои мысли; уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях; контролировать и адекватно выражать свои чувства; приобрели навыки самоанализа; овладели навыками организации совместных действий; более внимательно и чутко относиться к окружающим, способны к сопереживанию, а так же стали воспринимать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции партнёров по общению.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что реализация программы направленной на развития коммуникативных навыков и культуры межличностного общения у детей в условиях детского дома способствует гармонизации межличностных отношений. А индивидуальный подход и учет индивидуально-психологических особенностей детей, позволяет процесс сделать максимально эффективным.
Список литературы.
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психоэмоциональном развитии и эмоциональной сфере: Методическое пособие для педагогов общего и специального образования. – М., 2003.
- Шульга Т., Олифриенко Л., Быков А. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. – М.: Издательство УРАО, 2003.
- Журкова В.Н., Маничева С.А. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы – СПб.: Прайм -Еврознак, 2008. - 355 с.
- Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2005.