Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Задачи:
- Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
- Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
- Воспитывать чувства товарищества и дружбы.
Оборyдование: музыкальное сопровождение, столы, стулья, ноутбук, картинки Феи и сердечек, портрет В.Осеевой, шляпа.
Ход викторины
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
– Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становиться
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длиться до вечера.
- Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (ответы детей).
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Сегодня приглашаю вас на игру-викторину, чтобы проверить, вежливы вы или нет, чтобы избежать упрёков в свой адрес: «Какой ты невежа!». Послушайте небольшой рассказ.
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.
- Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините, пожалуйста, или простите, пожалуйста.)
Воспитатель. Итак, у нас будет две команды: команда «Улыбка» и команда «Радость». Согласны?
Оценивать наш конкурс будет наша гостья – Фея Вежливости. За правильные ответы Фея Вежливости прислала вам вот такие сердечки. Побеждает та команда, у которой наберется большее количество сердечек.
Итак, мы начинаем!
Вопросы и задания викторины.
Раунд 1. Доскажи словечко
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините).Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания).Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
Фея вручает вам сердечки, молодцы!
Раунд 2
Каждой команде поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-й команде.
1) Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
2) Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
4) Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите? (Извинится и помочь встать)
6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите? (Попросить вежливо:» Дай пожалуйста»)
Раунд 3. «Будь внимательным»
Воспитатель: Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.
- встаньте, пожалуйста;
- попляшите;
- похлопайте в ладоши, пожалуйста;
- покружитесь, пожалуйста;
- потопайте ногами;
- поменяйтесь местами с соседом, пожалуйста
- одолжите соседу карандаш.
- обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;
- отойдите к двери;
- сядьте, пожалуйста.
Перерыв.
Немного поиграем «Запрещенное движение».
Раунд 4. Словарь вежливых слов
- А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы «Вежливые слова»?
Представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок.
(Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка).
Раунд 5. Народная мудрость
Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Задание такое: Соедините начало пословицы с её окончанием.
- Итак, проверяем.
- Доброе слово и кошке приятно.
- На добрый привет – добрый ответ.
- Ласковое слово слаще меда.
- Вежливость необходима каждому.
Раунд 6. «Вопросы из шляпы»
А сейчас предлагаю вспомнить произведения нашей с вами любимой писательницы В.Осеевой. (вывешиваю портрет писательницы)
1. Как, по мнению старика из рассказа «Волшебное слово» нужно было произносить это самое волшебное слово? Что это за слово?
Говорить его надо было тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Пожалуйста
2. Как звали большую черную собаку, которую подобрали Коля и Ваня? Жук
3. Кто оказался настоящим хозяином собаки, Коля или Ваня. Как это произошло? Коля. На собаку напали две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Коля бросился на помощь Жуку, а Ваня вскарабкался на дерево
4. О каких подвигах мечтал мальчик Юра из рассказа «Хорошее»?
Спасти сестренку, когда тонет.
Застрелить волков, которые набросились на няню.
Спасти собаку из колодца.
5. За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо».
Мальчики не заступились за котенка, которого чуть не разорвала собака.
6. Что оставил старичок на песке? На песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
7. Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»?
Ловок, силен, поет, как соловей…?»
8. К какому рассказу подходит пословица?
Доброе слово и кошке приятно. «Волшебное слово».
9. К какому рассказу подходит пословица?
Надо так давать, чтобы можно было взять. «Синие листья».
10. В рассказе «Навестила» Муся пришла к больной Вале. Что ждала Валя от подруги? Помогла ли Муся Вале? Муся могла помочь принести теплую грелку и полоскание от флюса.
11. В рассказе «Три товарища» Володя поступил не так, как Коля и Миша. Что случилось с Витей, и как помог ему Вова? Витя потерял завтрак.
Володя поделился завтраком.
12. Что случилось с бабушкой рассказе «Просто старушка» и как отреагировал мальчик. Старушка поскользнулась, мальчик помог.
13. Чем отличился сын третьей женщины в рассказе «Сыновья»? Молча помог маме нести тяжелые ведра с водой.
14. В рассказе «Печенье» братья что-то сделали не так. Какой поступок не украсил мальчиков?
Печенье поделили только для себя, забыв про маму и бабушку.
15. Почему у девочки Лены листья на деревьях были синими?
У нее не было зеленого карандаша, а подруга не дала зеленый карандаш Итог.
Молодцы, хорошо знаете произведения В.Осеевой.
Все ребята показали себя вежливыми и добрыми. И за это Фея решила всем подарить частичку своего доброго сердца.