Класс: 7.
Цель урока: Расширить и углубить знания об особо охраняемых природных территориях.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить ООПТ Республики Марий Эл;
- Формировать целостное представление об особенностях природы ООПТ.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития;
- Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность перед будущими поколениями за сохранение уникальной природы родного края;
- Воспитывать социально-ответственное поведение.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстрированный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
Оборудование: компьютер, карта Марий Эл, иллюстрации, изображения объектов охраны природы.
I. Организационный момент
Распределение учащихся по группам. Эмоциональный настрой.
Учитель биологии (1 слайд)
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, коллеги. Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, урок биологии и ИКН МЭ. На уроке нам понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Сегодня вы будете работать в группах. Как источники информации, можно использовать учебники, карты, информационные листы, иллюстрации.
Актуализация знаний. Постановка темы урока. (2 слайд)
1. Ребята, вы изучаете географию, биологию, ИКН. Если мы попытаемся объединить эти предметы, то какой материал вы изучаете? (Ответы учащихся)
2. Как формировалась природа на Земле? (Ответы учащихся)
3. Что произошло с появлением человека? (Ответы учащихся)
4. Какие изменения произошли в природе в результате деятельности человека? (Ответы учащихся)
Уже многие виды растений и животных исчезли с лица Земли. Значит может наступить время, когда будущие поколения людей не увидят того, что мы видим с вами сегодня: еловые леса, березовые рощи, гвоздики, ландыши, лебедей, лосей. Возникает вопрос: Что же делать? (Ответы учащихся). Так какова тема нашего урока? (Особо охраняемые природные территории РМЭ) (3 слайд)
(4 слайд) Цель урока.
II. Новый материал
Учитель ИКН (5 слайд)
Марийский край – это удивительная по красоте и разнообразию природа. Взгляните на карту республики.
Республика Марий Эл – это один из самых экологически чистых районов России. Территория республики расположена на границе степной и лесостепной зон. 57% территории – это смешанные леса.
(6 слайд) Марийский край – это сказочные пейзажи, гавань тишины, место, где богатый растительный мир, а так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и богатством.
(7 слайд) Своими пейзажами Марий Эл напоминает природу Альп. Здесь также есть множество рек, озер и заповедных лесов.
У вас на партах лежат словари Сергея Ивановича Ожегова, найдите, что означает слово «заповедный».
- Завещать сделать или исполнить что-нибудь как заповедь Сыновьям беречь родную землю.
- Сделать заповедным озеро, лесное урочище
Сегодня мы понимаем слово «заповедный», как создать особо охраняемую территорию.
Учитель биологии (8 слайд)
По причинам воздействия человека многие виды животных и растений стали редкими, а некоторые полностью исчезли. Достоверно известно, что с 1900 г. полностью исчезло с лица Земли около 400 видов растений, 470 видов животных. Растения и животных, которые находятся на грани исчезновения, заносят в Красную Книгу. Она основана Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 г. Для сохранения всего природного комплекса и биологического разнообразия создаются ООПТ, где в установленном законом порядке полностью запрещена или ограниченна хозяйственная деятельность человека.
Учитель ИКН (9 слайд)
ООПТ называются территории, природные комплексы которых имеют большое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
(10 слайд) В РМЭ по состоянию на январь 2015 года природно-заповедный фонд Республики Марий Эл включает 55 особо охраняемых природных объектов (ООПТ), в том числе:
- 2 ООПТ федерального значения:
- Государственный природный заповедник «Большая Кокшага»;
- Национальный парк «Марий Чодра»;
- 49 ООПТ регионального (республиканского) значения:
- 9 государственных природных заказников;
- 39 памятников природы;
- 1 ботанический сад;
Учитель биологии (11 слайд)
Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний, мы с вами отправляемся в экспедицию по самым значимым заповедным местам РМЭ. Работать будем по плану, план у вас на столе. Вам необходимо создать мини-проект и защитить его. Все необходимое для работы на столе: ватман, демонстрационный материал, фломастеры.
- 1 группа отправляется по заповеднику Большая Кокшага.
- 2 группа по национальному парку Марий Чодра.
Задания для групп.
- Определение ООПТ (заповедника, национального парка)
- Географическое положение
- Площадь
- Дата основания
- Эмблема
- Растительный мир
- Животный мир
- Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. (для этого необходимо собрать пазл и найти интересные факты)
Учитель ИКН (слайд 13)
III. Закрепление материала
Викторина
- ООПТ, расположена на территории Килемарского и Медведевского районов РМЭ. (Большая Кокшага)
- Птица, занесенная в Красную книгу России. (Черный аист)
- Любимая ягода А.С. Пушкина – реликт ледникового периода. (Морошка приземистая)
- Какой геологический, водный памятник природы расположен у подножья Кленовой горы? (Зеленый ключ)
- В каком году основан заповедник Большая Кокшага? (14 марта 1993 года)
- В каком году основан национальный парк «Марий Чодра»? (2 декабря 1985 года)
- Памятник живой природы на Кленовой горе. (Дуб Пугачева)
Учитель биологии (слайд 14)
IV. Вывод
Вот и закончилось наше путешествие по особо охраняемым природным местам. И мы хотим закончить урок словами: Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь. Природа – это великое чудо нашей планеты. Она бесконечно разнообразна и прекрасна.
Стихотворение о Марийском крае. Читает ученица.
Мой край — укрытая мечта.
И тот, кто сердце здесь оставил,
Себя оставил навсегда.
Укрыты тайной, околдованы,
Зардели гордые леса.
Безмолвны ели-великаны —
Их кроны «держат» небеса.
Листва пошепчется невнятно.
Прольются трели не спеша —
Душа мгновенно замирает —
И им я внемлю чуть дыша.
Поля, как в золоте пылают,
Журчит янтарная река,
И в даль забвения уносит
Мои мечтания она.
Одна ты, Родина, такая!
Прекрасней не сыскать тебя!
Люблю душой и воспеваю
Тебя, марийская земля!
Гимадеева Розалина («Мой край»)