Конспект подгруппового логопедического занятия «Знакомство с органами артикуляции»

Разделы: Логопедия


Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровень.

Возраст: 5 лет (старшая группа).

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: формирование у детей первоначальных представлений речевого аппарата и знакомство с органами артикуляции.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепление знаний частей лица и артикуляционных органов;
  • Отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции;
  • Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать умение правильно вести себя на занятиях,
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
  • дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.

Оборудование: схема артикуляционного аппарата, массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики, зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед:

- Доброе утро, ребята!

(доброе утро)

- Меня зовут ….. Я учитель-логопед и сегодня у нас с вами пройдет наше первое логопедическое занятие. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься?
(дети высказывают свои предположения)

- Мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи!

II. Основная часть

1. Знакомство с органами артикуляции

- Речь наша состоит из звуков. Мы произносим звуки ртом. (дети смотрят на схему артикуляционного аппарата на доске, затем в свои зеркала)

- Нам помогают говорить зубы. Какие зубы бывают? (верхние, нижние, задние, передние)

- Губы. (верхняя и нижняя)

- Щеки. (левая и правая)

- Язык.

2. Артикуляционная гимнастика с картинками

-  А теперь давайте подготовим наши губки, зубки, язычок правильно произносить звуки. Для этого нам необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Иголочка» - под счет до пяти по 3 раза
  • «Лопатка» - под счет до пяти по 3 раза
  • «Трубочка» - под счет до пяти по 3 раза
  • «Улыбочка» - под счет до пяти по 3 раза
  • «Заборчик» - под счет до пяти по 3 раза
  •  «Качели» - 5 раз
  • «Часики» - 5 раз

3. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

4. Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении

- Давайте разберем положения органов артикуляции при произнесении звуков:

Звук «И»

- губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены; кончик языка упирается в нижние резцы.

Звук «А»

- рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубами.

Звук «О»

- рот открыт, губы округлены, чуть вытянуты вперед, язык внизу.

Звук «У»

- губы округлены и вытянуты вперед трубочкой

5. Развитие слухового и зрительного внимания

Игра «Определи какой звук»

- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению органов моего артикуляционного аппарата должны будете догадаться, какой это звук.

Игра «Хлопни» (хлопни в ладоши столько раз, сколько раз я произнесу звук)

  • 1 ребенок: - И – И – И- (3 хлопка)
  • 2 ребенок: - А – А – А – А (4 хлопка)
  • 3 ребенок: - О – О – (2 хлопка)

III. Итог занятия

- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Вы очень хорошо поработали, молодцы!