Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровень.
Возраст: 5 лет (старшая группа).
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: формирование у детей первоначальных представлений речевого аппарата и знакомство с органами артикуляции.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний частей лица и артикуляционных органов;
- Отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции;
- Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать умение правильно вести себя на занятиях,
- способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.
Планируемые результаты:
- у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
- дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.
Оборудование: схема артикуляционного аппарата, массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики, зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед:
- Доброе утро, ребята!
(доброе утро)
- Меня зовут ….. Я учитель-логопед и сегодня у нас с вами пройдет наше первое логопедическое занятие. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься?
(дети высказывают свои предположения)
- Мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи!
II. Основная часть
1. Знакомство с органами артикуляции
- Речь наша состоит из звуков. Мы произносим звуки ртом. (дети смотрят на схему артикуляционного аппарата на доске, затем в свои зеркала)
- Нам помогают говорить зубы. Какие зубы бывают? (верхние, нижние, задние, передние)
- Губы. (верхняя и нижняя)
- Щеки. (левая и правая)
- Язык.
2. Артикуляционная гимнастика с картинками
- А теперь давайте подготовим наши губки, зубки, язычок правильно произносить звуки. Для этого нам необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)
- «Иголочка» - под счет до пяти по 3 раза
- «Лопатка» - под счет до пяти по 3 раза
- «Трубочка» - под счет до пяти по 3 раза
- «Улыбочка» - под счет до пяти по 3 раза
- «Заборчик» - под счет до пяти по 3 раза
- «Качели» - 5 раз
- «Часики» - 5 раз
3. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
4. Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении
- Давайте разберем положения органов артикуляции при произнесении звуков:
Звук «И»
- губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены; кончик языка упирается в нижние резцы.
Звук «А»
- рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубами.
Звук «О»
- рот открыт, губы округлены, чуть вытянуты вперед, язык внизу.
Звук «У»
- губы округлены и вытянуты вперед трубочкой
5. Развитие слухового и зрительного внимания
Игра «Определи какой звук»
- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению органов моего артикуляционного аппарата должны будете догадаться, какой это звук.
Игра «Хлопни» (хлопни в ладоши столько раз, сколько раз я произнесу звук)
- 1 ребенок: - И – И – И- (3 хлопка)
- 2 ребенок: - А – А – А – А (4 хлопка)
- 3 ребенок: - О – О – (2 хлопка)
III. Итог занятия
- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Вы очень хорошо поработали, молодцы!