Ключевые слова: реабилитация, инвалиды, методы реабилитационной работы, компьютерные технологии, проекты.
Для улучшения качества жизни людей с интеллектуальной недостаточностью и психическими расстройствами надо повысить их социальную адаптацию. Наше государство в последние годы стало уделять больше внимания решению проблем инвалидов и граждан пожилого возраста, нуждающихся в повышенной заботе. Инвалидность – это социальное явление, ведь условия окружающего мира созданы под обычных людей и не подходят людям с инвалидностью. И поэтому наша задача создать такие условия, при которых жизнь человека с ограниченными возможностями станет максимально приближенной к нормальной человеческой жизни.
При поступлении граждан из детских домов в ПНИ обозначилась проблема неграмотности. Несмотря на возраст подопечных, воспитатели учреждения занимаются педагогической коррекцией. Это стало важной целью для меня и моих коллег - научить наших инвалидов грамоте и помочь преодолеть комплексы неполноценности, которые многие испытывают в обществе из-за неграмотности. Для чтобы научить ребят писать свою фамилию, педагоги применяют различные приемы в обучении: прописывание, закрашивание, лепка, собирание из палочек и т.д. букв своей фамилии. Некоторые подопечные уже научились писать свое имя и фамилию (необходимо постоянное повторение). Для развития мелкой моторики рук проводятся занятия по сборке пазлов, разукрашивание рисунков, занятия по обучению письму. Особое внимание уделяется произношению звуков (разучивание детских стихов, считалочек, скороговорок). В силу своего заболевания обучаемые обладают слабой памятью, ориентировкой в пространстве и речевым запасом, многие из них считаются необучаемыми. Поэтому работа воспитателя в этой группе отличается повышенной сложностью, индивидуальностью и продолжительностью повторных занятий на закрепление материала. Часто к нам приходят подопечные и говорят: «Я хочу писать, хочу читать!» И мы не можем им отказывать в этом желании, хотя может быть, они систематически и не будет посещать занятия, многие из них необучаемы. У нас нет определенной программы по тому или иному предмету, но считаем своим долгом заниматься этим делом!
Для того чтобы инвалиды чувствовали себя более комфортно, мы - воспитатели, прикладываем все свои усилия, проводя различного рода мероприятия, создаем проекты, используем современные технологии. Исходя из потребностей и желаний подопечных, работа с подопечными проводится по различным направлениям: реабилитационная (в соответствии с индивидуальными планам реабилитации), культурно-массовые мероприятия (кружки по интересам, спортивные секции), участие в работе швейной лечебно-производственной мастерской, благоустройство территории (разбивка клумб, цветников, полив зеленых насаждений, прополка сорной травы и т.д.), работа в «Живом уголке» (уход за кроликами).
Для улучшения реабилитационного процесса с проживающими внедрили новые технологии, которые совершенствуются и активно используются:
- милиотерапия, основной целью, которой является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы инвалидов к «самодеятельности», «самообеспечению», отходу от иждивенческих настроений и гиперопеки;
- мандалотерапия, увлекательная терапия посредством рисунка, которую изображают внутри круга, что помогает подопечным испытывать радость в познании себя;
- информационно-компьютерные технологии.
Далее хочу остановиться на использовании последней технологии.
Обучаться компьютерной грамотности можно в любом возрасте и при любом уровне подготовки (и даже при ее полном отсутствии). Каждый желающий может освоить азы компьютерной грамотности, начать пользоваться компьютером безбоязненно, а затем, шаг за шагом углублять свои навыки.
Воспитатели доступно, занимательно и интересно вводят их в мир компьютера. Инвалидов пожилого возраста мы начали обучать со знакомства внешнего устройства компьютера и назначения частей компьютера, с включения компьютера, знакомства c понятием «рабочий стол, панель задач, папки, файлы», программ Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Подопечные играют в компьютерные развивающие игры, смотрят фильмы, слушают и копируют на флэш - накопитель музыку, освоили выход в Интернет. Они научились набирать текст, изменять цвет, размер шрифта, некоторые из них научились использовать WordArt, вырезать, копировать вставлять рисунки, копировать и вставлять, сканировать документ, даже работать с таблицей и архивировать документ.Обучая работе на компьютере, мы оказываем любую посильную помощь подопечным, рассказываем о преимуществах компьютерной техники и интернета, объясняем, показываем на практике как нужно работать с техникой. Радует то, что люди желают обучаться, вникают, им это интересно, они все чаще и чаще стали посещать наш кабинет. Вся игровая атрибутика доступна в любое время и оказывает положительное воздействие на психическое состояние инвалидов. Несмотря на занятость в работе, всегда найдется пять минуть на дружескую поддержку в любой игре. Инвалиды, проживающие в нашем учреждении, хотят идти в ногу со временем, не отставать от своих сверстников. Многие из них имеют собственные ноутбуки, планшеты, компьютеры, мобильные телефоны с выходом в Интернет.
Особое место в реализации перспективных технологий в нашем интернате занимает включение приемов исследовательской работы. На своих занятиях мы определили потребность и краткую формулировку задачи. Так была создана проблемная ситуация, из которой и появилась тема нашего исследования «Мир вокруг нас». На этом следующем этапе кружковцы вместе с воспитателем выдвигали как можно больше различных гипотез, для того, чтобы найти самый верный путь по решению поставленной задачи.
Затем была создана схема нашей работы над проектом «Мир вокруг нас»
1. Посещение библиотек, Астраханского Кремля, достопримечательности города Астрахани.
2. Эксурсия в краеведческий музей, музей им. Курмангазы, музей г.Нариманов, с.Рассвет.
3. Экскурсия на страусиную ферму «Баба Фрося», «КаспНИРХ».
4. Беседы с сотрудниками интерната.
5. Поиск информации в СМИ и в Интернете.
6. Отчет по проделанной работе (презентация).
Проживающие обсуждали возможные методы исследования, поиска информации, принимали творческие решения, работали по индивидуальным и групповым исследовательским задачам. В результате проведённой работы была создана презентация «Мир вокруг нас».
С удовольствием ребята работали и над другими проектами: «Создание огромных мыльных пузырей», «Воздушные змеи». Для создания этих проектов понадобилось немало усилий, терпения, знаний, которые мы черпали из интернета. Наши подопечные – взрослые люди, но детски умеют радоваться своим успехам, результатам работы!
Метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике, открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Следует отметить, что работа по реабилитации инвалидов с психическими заболеваниями – это огромный, повседневный труд сотрудников нашего учреждения. Мы строим свою работу таким образом, чтобы социальная реабилитация инвалидов способствовала удовлетворению их потребностей во всех сферах жизнедеятельности.