Цель: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий».
Задачи:
- активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая»;
- дать детям первоначальные навыки экспериментирования;
- учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь;
- вызвать доброжелательное отношение к героям.
Оборудование и материалы: письмо, кооробка с камешками и ватой. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами.
У воспитателя для опыта: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, ложка.
У каждого ребенка на столе: тарелочка с камешком и ватой, баночка с водой, ложка.
Ход занятия
Воспитатель с детьми входят в группу. На столе лежит конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это?
Дети: Это письмо.
Воспитатель: Кто же прислал нам его?
(Дети садятся на стульчики. Воспитатель открывает письмо.)
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто же прислал нам письмо (распечатывает письмо).
Письмо:
«Дорогие ребята! Волк сломал наши домики и теперь нам негде жить. Остались мы опять без домика. Сидим в лесу на пенечке около елочек грустные, замерзли. Пробегала мимо нас лисичка и посоветовала построить новый домик из ваты. А зайчик тоже пожалел нас и посоветовал построить новый домик из камешков. Просим вас исследовать камешки и вату и рассказать, из чего лучше построить новый дом.
Три поросенка».
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, от кого пришла письмо?
Ответы дети: От трех поросят.
Воспитатель: Что случилось?
Ответы дети: Волк сломал их домики.
Воспитатель: Что они просят у нас?
Ответы дети: Просят исследовать камешки и вату, чтобы построить дом (новые домики).
Воспитатель: Поможем поросятам?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Вы не устали? Давайте отдохнем!
Физкультминутка:
Три поросенка идут по дорожке, (дети шагают на месте)
Быстро бегут их короткие ножки. (бег на месте)
Видят вокруг одну красоту, (повороты)
Бабочек ловят они налету. (прыжки)
Вдруг волка силуэт мелькнул в кустах (изображают волка)
Братья присели и спрятались Ах! Ах! (приседают)
Обвели вокруг пальца волка опять! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в ученых. Ну, а теперь занимайте свои места, начнем наш эксперимент для того, чтобы понять, из чего же лучше построить домик.
Воспитатель: Давайте начнем исследование с камней. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Попробуйте его разломить. Ломается?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Какой он? Он очень твердый, крепкий.
Воспитатель: Попробуйте подуть на него. Улетел?
Ответы детей: Нет. Он тяжелый, и не летает.
Воспитатель: Так скажите, какой он?
Ответы детей: (твердый, тяжелый, крепкий).
Воспитатель: Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее. Потрогайте ее, сожмите, какая она?
Ответы детей: (мягкая, белая).
Воспитатель: Попробуйте оторвать кусочек и подуть на неё. Летает?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная.
Воспитатель: Сейчас мы будем проводить опыт с камнями и ватой. Положите камень на тарелку, наберите в ложку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камешка стекла на тарелку.
Воспитатель: А теперь положите на тарелку вату и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? Потрогайте её пальчиком, она вся промокла и стала мокрой.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: какой же камень?
Ответы детей: твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды.
Воспитатель: А вата.
Ответы детей: мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.
Воспитатель: Ну вот, опыт мы с вами провели, осталось сделать вывод. Выходите из-за столов и подходите ко мне. Ребята, мы с вами рассмотрели свойства камней и ваты. И теперь давайте еще раз скажем поросятам из чего же ему лучше построить домик: из камней или из ваты?
Ответы детей: камней.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Потому что они твердые, крепкие, и дом будет крепкий.
Воспитатель: А из ваты?
Ответы детей: Нет, если пойдет дождь, то домик намокнет, потому что вата впитывает воду, если подует сильный ветер – он улетит, потому что вата легкая.
Воспитатель: Поросята благодарит вас за помощь, теперь они знают, из чего построит себе домик, конечно, из камней! Они приготовил для вас сюрприз. Они передали нам чудесный мешочек. Давайте поиграем с вами в интересную игру. В мешочке лежат твердые и мягкие предметы, вы должны на ощупь их определить.
Молодцы, все справились с заданием!