Класс: 6.
Тип: комбинированный.
Цель:
- создание условий для формирования знаний о каменном угле,
- его происхождении, свойствах, способах добычи, применении;
- повторить знания о горючих полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания о торфе;
- познакомить обучающихся с каменным углем, его видами, свойствами, применением;
- дать сведения об особенностях антрацита, обыкновенного и бурого угля.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание на основе упражнения;
- развивать познавательные способности;
- учить давать полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником, картой.
Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать у обучающихся бережное отношение к природным ресурсам.
Формируемые компетенции: коммуникативная, информационная.
Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, физическая карта, образцы каменного угля, перчатки, стаканы с водой, полотенце.
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный момент. Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке. 1. Упражение на внимание. |
Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Долгожданный дан звонок. - Сядет тот, кто ответит: Какой сегодня день недели? (понедельник) |
Подготовка уч-ся к уроку. |
2 |
Повторение предыдущего материала. Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал. 1. Беседа по вопросам. |
Урок начнем с повторения. |
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом. |
3 |
Постановка целей и задач урока. Цель: организовать познавательную деятельность уч-ся |
1. Создаёт эмоциональный настрой для изучения новой темы. |
Уч-ся слушают учителя.
|
4 |
Объяснение нового материала. Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе. |
1. Работа в тетради. Запишите число, тему урока. Слайд 3 |
Записывают дату |
1. Работа в тетради. 2. Сообщение обучающегося. |
Слайд 4 (пустой) 2. Образование каменного угля. Сообщение Шишова Станислава. |
Сообщение Шишова Владислава. | |
3. Рассказ учителя. | 3. Рассказ учителя. Залежи каменного угля, как и другие полезные ископаемые, находят геологи. А добывают уголь – шахтеры. Это тяжелая, опасная, но интересная работа. Каменный уголь добывают в зависимости от его залегания в карьерах или шахтах. (СЛАЙД 5) Слайд 6 (пустой) |
Слушают рассказ учителя. | |
4. Практическая работа. | 3. Практическая работа «Свойства угля». Перед вами, ребята, лежат образцы угля. Сейчас мы с вами определим некоторые свойства каменного угля с помощью опытов. Проведем практическую работу по новому плану, т.е. я дополнила несколько пунктов. Все результаты мы будем записывать в таблицу. (раздать таблицы, вклеить в тетрадь) План. |
Выполняют практическую работу по плану под руководством учителя. По ходу заполняют таблицу. |
|
8. Использование. Стр.137, начинаем со второго абзаца) | Читают об использовании каменного угля. | ||
5. Ситуативная задача. | Самое главное свойство каменного угля – его горение, но продемонстрировать это сейчас невозможно, от спички он не загорится. Для этого нужны дрова, печка, поддувало. Это свойство и использует человек. Он отапливает им своё помещение. Используют уголь в деревнях, где есть печи, здесь у нас на дачах, но без присмотра нельзя оставлять горящую печь. Как вы думаете почему? Давайте представим себе такую ситуацию: Вы уснули, проснулись от того, что в комнате много дыма и нечем дышать – ваши действия? (продемонстрировать) Слайд 7 Вспомнить телефоны: 112, 742001 Служба МЧС. Слайд 8 (пустой) |
Ответы обучающихся. Обучающиеся повторяют правила техники безопасности при пожаре, называют телефоны экстренных служб. |
|
6. Определение видов угля. | Итак, мы с вами узнали о некоторых свойствах каменного угля. Но в природе существует три вида угля. У вас на партах лежат три образца каменного угля. С помощью текста учебника, вы ответите мне, как называются ваши образцы каменного угля. Начнем чтение с третьего абзаца текста на стр. 134. | Учащиеся самостоятельно читают текст. | |
5 |
Закрепление и повторение изученного материала. 1. Работа с образцами каменного угля.
2. Ситуативная задача.
3. Блиц-опрос. |
Сейчас мы поработаем группами. Вы должны друг с другом посоветоваться и давать ответы. Представим, что вы геологи. На месте залегания каменного угля, вы обнаружили три вида каменного угля. Первым отложите на стол – антрацит, вторым – обыкновенный уголь, третьим – бурый уголь. Слайд 10 (пустой) |
Работают группами.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. |
6 |
Подведение итогов урока и оценка. Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся. |
Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика. |
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом. |
7 |
Рефлексия. Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке. |
СЛАЙД 11 |
Высказывают своё мнение об уроке. |
8 |
Домашнее задание. |
Стр. 133-137, читать. 1, 2 группа отвечает на вопросы учебника. |
Записывают задание в дневник. |