Тема: "Каменный уголь". 6-й класс

Разделы: Биология, География, Коррекционная педагогика

Класс: 6


Класс: 6.

Тип: комбинированный.

Цель:

  • создание условий для формирования  знаний о каменном угле,
  • его происхождении, свойствах, способах добычи, применении;
  • повторить знания о горючих полезных ископаемых.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить и закрепить знания о торфе;
  • познакомить обучающихся с каменным углем, его видами, свойствами, применением;
  • дать сведения об особенностях антрацита, обыкновенного и бурого угля.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать внимание  на основе упражнения;
  • развивать познавательные способности;
  • учить давать полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником, картой.

Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать у обучающихся бережное отношение к природным ресурсам.

Формируемые компетенции: коммуникативная, информационная.

Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, физическая карта, образцы каменного угля, перчатки, стаканы с водой, полотенце.

Технологическая карта урока


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.

Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке.

1. Упражение на внимание.
Слайд 1 (пустой)

Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Долгожданный дан звонок.
Начинаем мы урок,
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

- Сядет тот, кто ответит:

Какой сегодня день недели? (понедельник)
Какой день недели был вчера? (воскресенье)
Какой день недели будет завтра? (вторник)
Какое сегодня число? (20)
Назовите 6 день недели. (суббота)
Назовите месяц. (Февраль)
Назовите первый месяц весны. (март)

Подготовка уч-ся к уроку.
Занимают свои рабочие места.

2

Повторение предыдущего материала.

Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал.

1. Беседа по вопросам.

Урок начнем с повторения.
- Что такое полезные ископаемые? (природные богатства, которые люди добывают из глубин или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.)
- С каким полезным ископаемым мы познакомились на прошлом уроке?
- Из чего состоит торф? (он состоит из остатков полусгнивших болотных растений).
- Где образуется торф? (на болотах).
- Что получают из торфа и где используют? (плиты для утепления стен, подстилку для скота, удобрение, как удобрение, получают керосин).
- К какой группе полезных ископаемых мы можем отнести торф? (к полезным ископаемым, которые используются в строительстве? или к горючим?

Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.

3

Постановка целей и задач урока.

Цель: организовать познавательную деятельность уч-ся

1. Создаёт эмоциональный настрой для изучения новой темы.
Сегодня мы продолжим знакомство с горючими полезными ископаемыми. Тема сегодняшнего урока у меня зашифрована, чтобы узнать тему урока, вам необходимо расставить числа от большего к  меньшему. Слайд 2
2. Повторить правописание слов; назвать часть речи, род слова УГОЛЬ.
3. Сообщает цели и задачи урока. Что нам надо сегодня узнать на уроке?

Уч-ся слушают учителя.
Расставляют числа. 
Называют тему урока и задачи.

 

4

Объяснение нового материала.

Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе.

1. Работа в тетради.

Запишите число, тему урока. Слайд 3

 

Записывают дату

1. Работа в тетради.

2. Сообщение обучающегося.

Слайд 4 (пустой)

2. Образование каменного угля. Сообщение Шишова Станислава.
(Вспомните, что образуется в результате горения дерева? (демонстрирую кусочек древесного  угля). Каменный уголь отличается от древесного, он более твёрдый, как камень. (демонстрирую образец каменного угля). Как же в природе образовался каменный уголь? Об этом вам расскажет Шишов Стас.

Сообщение Шишова Владислава.
3. Рассказ учителя.

3. Рассказ учителя.

Залежи каменного угля, как и другие полезные ископаемые, находят геологи. А добывают уголь – шахтеры. Это тяжелая, опасная, но интересная работа. Каменный уголь добывают в зависимости от его залегания в карьерах или шахтах. (СЛАЙД 5)

Слайд 6 (пустой)

Слушают рассказ учителя.
4. Практическая работа.

3. Практическая работа «Свойства угля».

Перед вами, ребята, лежат образцы угля. Сейчас мы  с вами определим  некоторые свойства каменного угля с помощью опытов. Проведем практическую работу по новому плану, т.е. я дополнила несколько пунктов. Все результаты мы будем записывать в таблицу. (раздать таблицы, вклеить в тетрадь)

План.
1. Название.
2. Цвет.
3. В каком состоянии находится уголь (жидкое, газообразное, твердое). Попробовать разломать руками кусок угля.
4. Запах.
5. Легче или тяжелее воды. (2 стакана с водой)
6. Растворяется или не растворяется в воде.
7. Как обозначается на карте.
Посмотрите, сколько чёрненьких квадратиков на территории нашей страны.

 

Выполняют практическую работу по плану под руководством учителя.

По ходу заполняют таблицу.

  8. Использование. Стр.137, начинаем со второго абзаца) Читают об использовании каменного угля.
5. Ситуативная задача. Самое главное свойство каменного угля – его горение, но продемонстрировать это сейчас невозможно, от спички он не загорится. Для этого нужны дрова, печка, поддувало. Это свойство и использует человек. Он отапливает им своё помещение. Используют уголь в деревнях, где есть печи, здесь у нас на дачах, но без присмотра нельзя оставлять горящую печь.
Как вы думаете почему?
Давайте представим себе такую ситуацию: Вы уснули, проснулись от того, что в комнате много дыма и нечем дышать – ваши действия? (продемонстрировать)
Слайд 7
Вспомнить телефоны: 112, 742001 Служба МЧС.
Слайд 8 (пустой)

Ответы обучающихся.

Обучающиеся повторяют правила техники безопасности при пожаре, называют телефоны экстренных служб.

6. Определение видов угля. Итак, мы с вами узнали о некоторых свойствах каменного угля. Но в природе существует три вида угля. У вас на партах лежат три образца каменного угля. С помощью текста учебника, вы ответите мне, как называются ваши образцы каменного угля. Начнем чтение с третьего абзаца текста на стр. 134. Учащиеся самостоятельно читают текст.

5

Закрепление и повторение изученного материала.
Цель: закрепить знания и умения.

1. Работа с образцами каменного угля.

 

 

2. Ситуативная задача.

 

 

3. Блиц-опрос.

Сейчас мы поработаем группами. Вы должны друг с другом посоветоваться и давать ответы. Представим, что вы геологи. На месте залегания каменного угля, вы обнаружили три вида каменного угля. Первым отложите на стол – антрацит, вторым – обыкновенный уголь, третьим – бурый уголь.
Чем отличается антрацит от других видов угля? (он блестит). Какой номер вы ему дали? (1)
Какой уголь выделяет совсем мало тепла? Какой номер вы ему дали? (3)
Тот который мало блестит – это какой уголь? (обыкновенный). Какой номер вы ему дали? (2)
Каменный уголь,  в мешках,  продается у нас в магазинах (в строительных, хозяйственных). Я вчера пришла в магазин и растерялась какой уголь мне купить. Помогите мне, пожалуйста. (слайд 9 три мешка угля) почему именно этот вид?

Слайд 10 (пустой)
Почему уголь называют каменным? (он твёрдый, как камень)
Какие виды каменного угля встречаются в природе?
Какой из видов каменного угля относят к самым лучшим? (антрацит)
Почему каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым? (он хорошо горит)
Где добывают уголь?  (в шахтах и карьерах)

Работают группами.

 

 

Ответы учащихся.

 

 

Ответы учащихся.

 

 

Ответы учащихся.

6

Подведение итогов урока и оценка.

Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся.

Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика.
Сегодня, на уроке вы узнали ещё об одном горючем полезном ископаемом – каменном угле. Это природное богатство добывают на многих территориях нашей огромной России.

Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.

7

Рефлексия.

Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке.

СЛАЙД 11
Сегодня я узнал...
Я научился…
Мне было интересно
Мне было трудно…
Мне не понравилось…
Слайд 12 (пустой)

Высказывают своё мнение об уроке.

8

Домашнее задание.

Стр. 133-137, читать. 1, 2 группа отвечает на вопросы учебника.

Записывают задание в дневник.