Тип урока: урок «открытия» нового знания (в основе технология проблемно-диалогового обучения и системно-деятельностный подход).
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, формулировка выводов, обобщение, проектная деятельность, синтаксический разбор, работа с учебником.
Формы организации познавательной деятельности учеников:
- индивидуальные,
- фронтальные,
- групповые.
Технологии: проблемно-диалоговая, проектная, блочная, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2014.
Цель урока: создать условия для формирования умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
- Развивающие:
- формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
- развитие творческих способностей, развитие чувства языка.
- Воспитательные:
- воспитание уважения к предмету;
- воспитание любви к слову на примере материала урока.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, таблица №78, презентация, книга Цыбулько «Готовимся к устному собеседованию по русскому языку».
Ход урока
1. Организационный момент
(за доской 2 человека - по карточкам)
2. Подготовка к ОГЭ
Чтение текста задания № 1 варианта №6 (на подготовку 2 мин.).
Чтение текста вслух 1 учеником.
(Остальные карандашом делают пометы в словах текста, где допущены ошибки, затем называют такие слова, исправляя неверное произнесение)
Вместе с детьми выставляем баллы по критериям, к этому виду задания, что позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
СЛАЙД №1
Масля.ое пятно, урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, информацио…ая программа, имени…ый пирог, сваре…ый суп, кова…ая мастером чугу…ая решётка, чита…ый по радио рассказ, немаза…ая телега, подпис…ый документ, вяз…ый жилет.
СЛАЙД №2 ВЗАИМОПРОВЕРКА
Масляное пятно, ураганный ветер, деревянная игрушка, информационная программа, именинный пирог, сваренный суп, кованая мастером чугунная решётка, читанный по радио рассказ, немазаная телега, подписанный документ, вязаный жилет.
Критерии оценивания для учащихся:
- «5» - ошибок нет,
- «4» - 1 ошибка,
- «3» - 2 ошибки.
- Поставьте оценки на полях тетради
3. Актуализация знаний о сложном предложении
1). Расскажите друг другу, какое предложение называется сложным?
- Какие виды сложных предложений вам известны?
Приведите примеры.
Критерии оценивания для учащихся:
- «5» - воспроизведён весь опорный конспект,
- «0» - были ошибки.
СЛАЙД №3
2). Составьте предложения и выполните их синтаксический разбор:
- 1 ряд – ССП,
- 2 ряд – СПП,
- 3 ряд – БСП.
(запись схем на доске)
3). Проверка синтаксического разбора «сильными» учащимися у «слабых».
У «сильных» проверяет учитель.
Критерии оценивания:
- «5» - нет ошибок,
- «4» - 1 ошибка,
- «3» - 2 ошибки.
(отметки - на полях)
4). Определение темы и целей урока.
Учитель сначала посредством подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и вопрос для исследования. У школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.
Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.
СЛАЙД №4
- Запишите предложение, расставив знаки препинания:
Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
- Какое это предложение?
- Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Какой знак поставили между его частями? Можем ли сразу ответить на этот вопрос?
- Вы сначала как думали? А как на самом деле?
СЛАЙД № 5 - Сформулируйте тему урока.
СЛАЙД № 6 (Двоеточие в бессоюзном сложном предложении)
- Какие цели и задачи будем решать на уроке?
5). Чтение информации для наблюдения по учебнику.
- Когда между частями БСП ставится двоеточие?
- Сравните ваши знания с информацией в таблице «Бессоюзное сложное предложение» о постановке двоеточия.
Расставьте знаки в БСП.
СЛАЙД №7
Я должен помнить: печаль пройдёт.
Природа была чудная: светило солнце дул лёгкий ветерок.
Он поднял глаза над садом: сияло небо.
Мария не вернётся обратно: уж очень она обиделась.
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД № 8
5. Проблемная ситуация
Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Расставьте знаки препинания.
Санаторий опустел отдыхающие разъехалась.
- Какие знаки расставили?
- Почему поставили разные знаки препинания?
- От чего это зависит?
СЛАЙД № 9
6. Работа с учебником
- Прочитайте правила постановки двоеточия в предложении.
Сделайте маркировку текста.
- Что было известным?
- Что оказалось новым?
УПРАЖНЕНИЕ № 195
- 1 вариант: 1, 2, 3 предложения.
- 2 вариант: 4. 5, 6 предложения.
- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
(Опорный сигнал создается по ходу урока и служит средством самостоятельного выражения знания учениками.)
- Соотнесите примеры упражнения с ПРАВИЛОМ постановки двоеточия.
Формулируют правило. (Открытие нового знания.)
(Фронтальная проверка.)
Учитель сам оценивает и называет, кому и какую отметку поставить на полях тетради.
Работа в группах:
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПО ТЕМЕ «Двоеточие в БСП».
Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы.
- 1 группа составляет кластер,
- 2 группа - таблицу,
- 3 группа - схему.
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (выходят все члены группы)
7. Сжатое мини-изложение. (Подготовка к ОГЭ)
А) Чтение мини-текста дважды учителем.
Б) Самостоятельная работа учащихся.
(определение микротем, ключевых слов, применение приёмов сжатия)
В) Проверка написанного:
– Сколько микротем в тексте?
8. Оценивание
«Дерево успеха».
Дети рисуют на нём свою позицию, с учётом преобладающей отметки, учитель выставляет в дневник и в журнал, проверив у некоторых домашнее упражнение (собираются тетради)
9. Итог урока
– Какая была проблема (вопрос, тема, план?)
– Выполнили ли план?
– Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?
– Как оцениваете свою работу?
Д/З: упражнение № 196 или № 197 (по выбору учащихся), опорный конспект «Бессоюзное сложное предложение».