Задачи:
- учить характеризовать звуки;
- развивать умение давать им характеристику;
- создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного, беглого чтения; учить правильно определять тему и главную мысль текста, ставить вопросы по содержанию и отвечать на них;
- развивать фонематический слух, память, речь, логическое мышление;
- оценивать себя и своих товарищей.
Формируемые УУД:
- умение различать звуки, обозначенные буквами Г и г;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- работать с различными источниками информации;
- добывать информацию из текста.
Оборудование: предметные картинки с изображение мультипликационных героев, карточки со словами, шарики с заданиями, светофор, карточки со звуками (цветовые), интерактивная доска – отрывок из мультфильма «Смешарики».
Ход урока
1. Организационный момент
Мы чувствуем с вами дыхание зимы. Побудем немножко снежинками: красивыми и легкими. Давайте закроем глаза и покружим по улице, полетим на крыши домов, на шапки прохожих, приземлимся и откроем глазки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и давайте улыбнемся нашим героям.
2. Включение в учебную деятельность
Сегодня к нам на урок пришли герои любимого мультфильма. Кто это? (Нюша и Бараш) (Изображения героев на доске) А из какого мультфильма? (Смешарики) (Показ отрывка из мультфильма, когда Бараш посвящал Нюше свои стихи) Они пришли не просто так , они хотят поиграть с вами. Поиграем? Нюша и Бараш тоже ходят в школу, только в мультипликационную. Они приготовили нам кучу сюрпризов и заданий. Давайте посмотрим , что в конверте?
3. Актуализация знаний
О! Это загадки.
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь, а зовется птица … (грач)Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)
Лодки по морю плывут, люди веслами …(гребут)
- А кто из вас заметил, с какого звука начинаются все отгадки? (звук Г)
- Как вы думаете, почему Нюша и Бараш подготовили именно такие загадки? (Потому что мы будем изучать этот звук и букву). А вчера с какой буквой мы познакомились?
4. Работа по теме
а) Работа над развитием фонематического слуха.
Давайте посмотрим, с чем еще пришли герои. Бараш составил игру – «последний слог». Поиграем?
Рассказать я вам могу, что я видел на лугу. (Последний слог – (Гу!) хором)
Два зайчонка – знайте все – плыли в лодке по росе. (Се)
Я за ними, но они быстро спрятались в тени. (Ни)
А потом пришла овца и кричала на скворца. (Ца)
(По очереди записываем эти слоги на доске.)
- Какое слово у нас получилось?
- Давайте разделим его на слоги.
- Сколько слогов в слове?
- Какой ударный?
- Назовите первый слог.
- Какой первый звук?
- Охарактеризуйте. Какой гласный звук в этом слоге?
- Как называем такой слог? (слияние) (аналогичная работа с оставшимися слогами)
- А теперь выложите звуковую схему этого слова. (один человек у доски)
- Оцените работу своего товарища. (светофорчиком)
- А теперь оцените свою работу. Молодцы!
Нашим мультгероям очень понравилось, как быстро и правильно вы справились с заданием. А теперь покажем им, что мы можем не только хорошо работать, но и отдыхать.
5. Физкультминутка
Гриша шел, шел, шел…
Гриша гриб нашел.
Раз грибок, два грибок.
Полезай-ка в кузовок. (сопровождаем движениями)
б) Работа по развитию орфографической зоркости.
А теперь наши герои хотят устроить вам соревнование.
Задание по рядам. Защищать свой ряд будут смельчаки от каждого.
Капитаны команд у доски, остальные в парах на местах.
- 1-й ряд ищет слова, которые начинаются на Г,
- 2-й ряд ищет слова с буквой Г в середине,
- 3-й ряд – в конце.
(Эти слова на карточках вперемешку расположены на доске, рядом с Нюшей и Барашем) Что получилось?
- груша, гости, гном;
- бегун, вагон, сигнал;
- берег, снег, друг
Оцените сигнальными карточками работу соперников.
Молодцы, все команды правильно выполнили задание, значит, победила дружба.
- Ребята, а кто заметил, чем отличаются звуки третьего столбика от остальных?
- Давайте произнесем, что мы слышим? (звук К).
- Какой это звук? (согласный, глухой, парный)
- Слышим звук К, а пишем букву Г. Запомнили.
- Какие еще парные звуки мы с вами знаем?
- А с какой буквой мы сегодня чаще встречались?
- Какие звуки она обозначает?
6. Работа с учебником
А наши герои хотят узнать умеем ли мы читать?
Стр.122 (Чтение по цепочке текста «Подарки к празднику»)
Почему некоторые слова в середине предложения написаны с заглавной буквы? Что приготовили дети в подарок? Посмотрите на центр страницы, где чьи рисунки? (Подтверждение своих ответов находят в тексте)
7*. Работа над развитием речи (дополнительное задание)
А теперь поработаем со словами, которые принесли герои мультфильма и поможем им составить предложения. (гриб, Галя, гусли, Гоша)
- Ребята, а почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с большой?
(Галя собирает грибы. Гоша играет на гуслях.)
- Как распространить предложения? (варианты)
Молодцы! Нюша и Бараш теперь знают, как составлять и распространять предложения. Наши герои рады, что побывали в гостях на нашем уроке. Они не просто играли с нами, а наблюдали, запоминали, изучали. Давайте напомним им чему мы сегодня научились.
8. Итог урока
- Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились?
- Какой буквой он обозначается?
- Какие слоги можно составить?
- По какой схеме мы сегодня с вами работали? (звук, буква, слог, слово, предложение)
- Оцените сигнальной карточкой, кому понравился урок.
- Вы все такие молодцы. И наши герои в знак благодарности дарят вам сундучок знаний. А что там, мы узнаем с вами на следующем уроке.