Цель: актуализация и расширение знаний младших школьников о путях сохранения своего здоровья, воспитание осознанной потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения.
- Расширение знаний о значении полноценного питания для формирования детского организма.
- Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас.
- Подвести учащихся к мысли, сто самое главное в жизни - это здоровье, что именно они ответственные за состояние своего организма.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, аудиозапись для физкультминутки.
Ход урока
1. Организационный момент и мотивация к деятельности
С первым осенним днем природа радует не только золотыми листьями, но и первым звонком, ведь именно с этого дня начинается увлекательная, хоть и длинная, и порой непростая, дорога в страну знаний. Чудесный, удивительный путь предстоит проделать и вам, поэтому запаситесь терпением. Получать знания интересно только тогда, когда ты этого действительно хочешь. Я не буду желать вам отличных оценок, ведь суть отражается далеко не в них, а в том, насколько хорошо вы будете понимать и запоминать то, чему вас учат. Самые сложные экзамены ждут вас не в школе, а в жизни, поэтому просто наслаждайтесь учебой в это беззаботное время!
Ещё один день и первый звонок
Вас позовёт опять на урок.
Школьные двери вновь распахнутся,
Ну, а сегодня – праздничный час!
С праздником я поздравляю всех нас!
Встретились снова друзья и подруги,
Наверное, много расскажут друг другу:
О том, как за лето все повзрослели,
Выросли, сил набрались, загорели.
О том, что увидели, где побывали
И что с кем случилось, пока отдыхали.
Вот и закончилось лето! Мы снова встретились в нашей школе и в нашем классе. Я очень рада видеть вас отдохнувшими, выросшими, повзрослевшими!
2. Психологизация
- А вы соскучились по школе? Улыбнитесь так широко и лучезарно, насколько соскучились по школе. Хотели идти в школу? Поделитесь своим настроением с нами на данный момент и раскрасьте половинку кленового листика в соответствующий цвет:
- если настроение замечательное и вы с удовольствием пришли в школу, - зеленым;
- если не очень хотелось сегодня с нами встречаться, идти в класс, - желтым;
- если вы совсем не хотели переступать порог школы сегодня, не хотели встретиться с одноклассниками, с учителями, - красным.
Покажите настроение. Очень надеюсь, что к концу нашего общения сегодня настроение у некоторых улучшится.
3. Выявление темы урока
- И сначала мне хочется сделать вам подарок. Я хочу предложить вам составить цветок, но этот цветок непростой. Это цветик-семицветик, который может выполнить 1 ваше желание.
- Возьмите в руки его лепестки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках. (счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.)
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток. (Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот лепесток.)
- Ваши желания и мнения разные (прикрепить к доске).
Давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни? (Здоровье) Почему?
- Кто догадался и сможет назвать тему урока? (Здоровье)
(Слайд)
Приветствую всех, кто время нашел.
На урок здоровья охотно пришел.
Кто хочет прожить без врачей и таблеток.
Кто бодрый, веселый - их любим за это!
- Что такое здоровье? Прочитайте мнения некоторых людей , посовещайтесь в парах и выберите верное утверждение. (Слайд на доске)
- Здоровье – это отсутствие у человека болезней.
- Здоровье – это постоянно хороший аппетит и румянец на щеках.
- Здоровье – это систематические занятия спортом и хорошая физическая подготовка.
- Здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.
Прочитайте девиз урока: «Никто не позаботится обо мне лучше, чем я сам». (Слайд)
- Объясните смысл. (Каждый сам должен заботиться о себе, о здоровье)
4. Выявление проблемы и постановка цели
- Кто сможет расшифровать такую запись (аббревиатуру) ЗОЖ? (Слайд)
- Что это значит? (следить за здоровьем, правильно вести себя, чтобы не навредить своему организму)
- Какие составляющие входят в это понятие? Сегодня на уроке мы это выясним. (Слайд)
- Цель: выяснить составляющие ЗОЖ.
- А для начала проведем небольшой тест под названием «твое здоровье». Если согласны, ставьте «+» , если нет, то «–»
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
- 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
- 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
- 7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
5. Работа по теме урока
Разминка
- Начнем урок с разминки. «Блиц-опрос»
1. Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (чистота)
2. Каких людей называют моржами? (купающихся зимой в проруби)
3. Кто в четвертом выпуске мультфильма "Ну, погоди!" играл в спортивную игру "Городки"? (бегемот )
4. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
5. В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калории)
6. Защитные силы организма. (иммунитет)
7. Какое вещество содержится в моркови, придавая ей оранжевый цвет? (каротин)
8. В каких продуктах содержится много кальция? Почему он необходим?
9. Какой витамин содержится в следующих ягодах: шиповник, чёрная смородина, черника, голубика, земляника, брусника, рябина. (витамин С)
10. Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
11. Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
12. Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).
- Молодцы, немного размялись.
Гигиена.
- Предлагаю разгадать загадки, а отгадки запоминайте.
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен всё выводит.
(Зубная паста)Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам.
(Зубная щётка)Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(Умывальник)Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платочек)Ускользает, как живое, но не выпущу его,
дело ясное вполне - пусть помоет руки мне. (Мыло)Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расчёска)Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое,
Всегда по рукою,
Что это такое?
(Полотенце)
- Как одним словом можно назвать все нами перечисленное? (Слайд с картинками ) (Гигиена.) - табличка
- Верно. Гигиена – одно из условий ЗОЖ. Надо обязательно следить за этим. Ведь недаром говорят «НЕ ДУМАЙ БЫТЬ НАРЯДНЫМ, А ДУМАЙ БЫТЬ (ОПРЯТНЫМ)»
(К доске прикрепляется табличка)
- Работа в парах
– А сейчас предлагаю разгадать шараду.
Корень возьмите из слова «словечко».
Суффикс – как в слове «лисица»
Приставка из слова «подорожник»
Окончание как в слове «школа». (Пословица)
Работа в парах - Предлагаю поработать в парах. Расшифруйте пословицы и объясните их смысл:
18.СЯ | 3.ПОР |
2.С |
4.ТА |
10.ГО |
13.НЬ |
1.КТО |
15.РО |
17.Т |
14.СТО |
5.НЕ |
16.НИ |
9.ТО |
6.БО |
8.СЯ |
7.ИТ |
12.ЛЕЗ |
11.БО |
1. Кто спорта не боится, того болезнь сторонится.
1.В |
5.ТЕ |
8.ОР |
3.РО |
12.УХ |
6.ЛЕ |
10.ЫЙ |
7.ЗД |
2.ЗДО |
9.ОВ |
4.ВОМ |
11.Д |
2. В здоровом теле – здоровый дух.
1.ВОЗ |
5.ЦЕ |
8.ДА |
3.СОЛ |
17.ЗЬ |
11.ЛУ |
7.ВО |
12.Ч |
18.Я |
16.РУ |
9.НА |
6.И |
14.ИЕ |
10.ШИ |
2.ДУХ |
13.Ш |
15.Д |
4.Н |
3. Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья.
1.ДВИ |
3.СЯ |
11.ЛЬ |
5.ШЕ |
12.ШЕ |
8.ВЕ |
2.ГАЙ |
9.ШЬ |
6.ПРО |
4.БОЛЬ |
10.ДО |
7.ЖИ |
4. Двигайся больше - проживешь дольше.
Самопроверка по слайду
(На доске ответы соответствующего цвета – проверка)
Слайд
- Ребята, а какое еще обязательное условие для ЗОЖ? (Спорт) - табличка
Карточку прикрепляем к доске.
Физминутка
- Сделали зарядку и немного поправили свое здоровье.
Работа в группах
- Предлагаю решить анаграмму ИЕТНАПИ (Слайд) (Питание)
- Как, по-вашему, питание можно отнести к одному из условий ЗОЖ? Почему?
- А как правильно питаться, мы с вами повторим, поработав в группах. Выберите из предложенных вариантов те, которые, можно отнести к здоровому питанию.
1 группа
Карточка 1
1. Не переедать, мыть руки перед едой, есть много конфет , не чистить зубы, постоянно есть чипсы и сухарики, соблюдать режим питания, тщательно пережевывать пищу, раздражительность, не употреблять витамины, есть свежие продукты, не мыть руки перед едой.
Карточка 2
Тщательно мыть фрукты и овощи перед едой, ежедневно питаться в одно и то же время с интервалами 3,5 – 4 часа, можно есть в большом количестве чипсы и сухарики, пить соки натуральные, не пить кока-колу и спрайт, обязательно во время обеда съедать первое блюдо, не мыть руки перед едой.
2 группа
Карточка 3
Ведет малоподвижный образ жизни, любит долго спать, употреблять в пищу молочные продукты, курит, раздражительный, бледный, здоровый румянец на щеках, угрюмый, не любит ходить пешком, есть много овощей и фруктов, употреблять в пищу рыбу, не употреблять в больших количествах газированные напитки, не мыть руки перед едой, пить кока-колу и спрайт.
Карточка 4
Употреблять витамины, не употреблять жирную пищу, угрюмый, веселый, курить , на завтрак есть молочные каши, в рацион питания включать творог, не есть мясо и рыбу, пить какао и молоко, не есть свежие фрукты, употреблять в больших количествах газированные напитки, не мыть руки перед едой, пить кока-колу и спрайт.
Задания классу
1. Изобразить человека, у которого:
- Болит зуб
- Болит живот
- Переел (много съел)
- Вкусно поел
2. «Вкусные старты»>: Угадай молочные продукты
1. КЕМ – М + ФИЛ – Л + Р (кефир)
2. СМ + МИ + Е – Т – ИМ + А + Н +А (сметана)
3. Т + ВА + ОР – А + ОГ (творог)
- Какие слова получились?
(Проверка по группам. После этого обобщаем и делаем вывод)
- Итак, какое еще условие для ЗОЖ? (питание) - табличка
Прикрепляем табличку
Режим дня
Вопросы:
- Что такое режим дня? (Распорядок дня)
- Нужен ли он нам в жизни?
- Верно ли указан режим дня? Найдите ошибки. (Слайд)
1 – подъем
2 – завтрак
3 – утренний душ
4 – зарядка
5 – дорога в школу
6 – уроки в школе
7 – обед
8 – выполнение домашнего задания
9 – прогулка
10 – ужин
11 – вечерний туалет
12 – полдник
13 – сон
- Какое еще одно правило ЗОЖ? (Режим дня) - табличка
- Итак, какие составляющие входят в понятие ЗОЖ?
- Вспомните цель урока (Слайд). Достигли мы ее?
Игра-кричалка «Полезно - вредно»
Первое задание выполняем коллективно.
Вы можете отвечать хором словами «полезно», «вредно» на предложенные мной высказывания.
- Читать лежа... (вредно).
- Смотреть на яркий свет... (вредно).
- Промывать глаза по утрам…(полезно).
- Смотреть близко телевизор…(вредно).
Примечание: расстояние от телевизора до глаз должно быть не менее 3 метров, продолжительность просмотра - не более 1,5 часа в день.
- Оберегать глаза от ударов... (полезно).
- Употреблять в пищу морковь, петрушку ...(полезно).
- Тереть глаза грязными руками... (вредно).
- Заниматься физкультурой... (полезно).
Конкурс "Здоровому все здорово”
Американские ученые выяснили, что когда человек смеётся, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. Так что смейтесь на здоровье!
Чья команда заразительнее будет смеяться та и выиграет конкурс!
Конкурс "Сила духа”
Представитель от каждой команды должен быстро надуть шар и его лопнуть.
Найдите верное утверждение. (да-нет)
- Я чищу зубы два раза в день.
- Я грызу ручки и карандаши.
- Я рано просыпаюсь и делаю физзарядку.
- Вечерами я долго сижу перед компыотером.
- Я люблю долго поспать.
- После еды я полощу рот.
- До еды я не мою руки.
- Я часто ем сладкое.
- Я ем фрукты и овощи.
А сейчас все вместе разгадываем кроссворд.
Кроссворд «Здоровье».
1.
Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна ... (Зарядка.)
2.
Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
3.
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет ... (Спорт.)
4.
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
5.
В новой стене,
В круглом окне,
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено. (Прорубь.)
6.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой ... (Велосипед.)
7.
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
8.
Чтоб большим спортсменом стать.
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, ... (Тренировка)
Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье.)
Подведение итогов
Объявляются победители. Команды награждаются грамотами.
6. Итог
- А сейчас предлагаю расшифровать слово «здоровье» по буквам (Слайд)
ЗДОРОВЬЕ - это ...
Закаливание, зарядка
Движение, деятельность, доброта, дружба
Опрятность, организованность
Развитие, разнообразное, рациональное питание
Отдых
Витамины
Ь
Естественность
Дети:
Где бы ни пришлось нам работать и жить
Будем здоровьем своим дорожить.
За силой наших легких следит страна.
Выносливых и ловких нас ждет она.
Закаленный в тренировках, буду сильный, буду ловкий.
Охрана здоровья - большое дело, силы ему отдать нужно смело.
К этой работе любовью горят весь наш класс дружных ребят!
7. Рефлексия
- Поделитесь своим настроением в конце нашего урока. Закрасьте вторую половину листика в соответствующий цвет.
- Спасибо за урок. До завтра.