Актуальные формы и методы работы в экологическом воспитании детей в ДОУ – это то, что сейчас действительно необходимо нам, педагогам, то, что приносит удовлетворение и нам и детям как от процесса, так и от результата обучения.
Мы используем различные сферы методической работы среди педагогов. Одной из них является экологическое воспитание дошкольников. Основной целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры всех участников экологического процесса (детей, родителей, педагогов). Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что представляет взаимодействие всех участников образовательного процесса.
На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей – установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов. Детские годы – самые важные и, как они пройдут, зависит от родителей и нас, педагогов.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподнесет комплекс экологических знаний в доступной и увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения, направленного на развитие личности ребенка, учитывая интерес и возрастные особенности. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
Рузский городской округ по праву считается одним из экологически благополучных районов Московской области. Город Руза – самый чистый город Подмосковья, а детский сад находится в зеленой зоне: он окружен деревьями и зелеными насаждениями.
Непосредственно вблизи находится водоем (пруд), что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы.
Все педагоги нашего детского сада стремятся формировать у детей положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы, дают экологические знания, учат детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну). По-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатством. Природа – великий учитель.
В своей работе мы используем следующие формы и методы работы.
Формы и методы работы с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Элементарная поисковая деятельность детей.
- Проектная деятельность.
- Организация целевых прогулок и экскурсий.
- Проведение туристических походов.
- Организация акций.
- Внедрение здоровье сберегающих технологий.
- Организация экологических игр.
- Экологические развлечения, КВНы и праздники.
- Создание мини-музеев.
- Экологические конкурсы.
Формы и методы работы с родителями:
- Организация семинаров-практикумов.
- Участие в образовательной деятельности.
- Организация экскурсий.
- Участие в туристических походах.
- Организация субботников, экологических десантов.
- Участие в акциях.
- Подготовка экологических праздников, КВНов, развлечений и участие в них.
- Проведение анкетирования.
- Организация родительских собраний.
- Изготовление дидактических пособий.
- Участие в проектной деятельности.
- Организация предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда – это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
Для более глубокого изучения экологии мы активно используем в образовательном процессе музейную практику. Мини-музей стал одной из ведущих форм работы с детьми и родителями. Появилась возможность показать детям разнообразие и красоту растений, их значение в жизни человека, воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Мини-музей мы наполнили иллюстрациями, наглядными пособиями, картинами, муляжами, дидактическими играми, макетами, моделями, комнатными растениями, художественной литературой о природе.
Одним из компонентов нашего мини-музея стала познавательно-исследовательская деятельность детей. Дети берут на себя роли «ученых-испытателей», которые изучают различные природные объекты. Ребята проводят эксперименты («Вода в жизни растений», «Дышат ли растения», «Свет в жизни растений», «Чудесный полив») и делают свои научные выводы.
В этом им помогает наш уголок экспериментирования.
Также в группе есть свой живой уголок с комнатными растениями. В течение года дети имеют возможность подходить к зеленым растениям, рассматривать их, ухаживать и вести за ними длительное наблюдение, отмечать изменения, происходящие с ними, а также делать выводы.
А в теплый период года на участке высаживаем цветущие растения на клумбах, за которыми дети охотно ухаживают и наблюдают. В течение всего года ведем наблюдения за живой и неживой природой, не забываем подкармливать птиц и животных.
Результаты проведённой экологической работы с детьми очевидны. В 2016 году воспитанница ДОУ стала победителем Всероссийского экспресс-конкурсе «Покормите птиц зимой». Также при поддержке воспитателей воспитанница ДОУ заняла 2 место в фотоконкурсе, организованном Комитетом лесного хозяйства Московской области, «Как мы сажаем деревья» в номинации «Наш лес глазами детей». В 2017 году родители и воспитанники в составе команды «Руза Эко Фэмили» заняли 3 место в экологическом квесте #ЧистоРузскиеИгры. Также в 2017 году воспитанница ДОУ стала победителем в III Всероссийской познавательной олимпиаде для детей дошкольного возраста «Окружающий мир».
Важная интересная форма работа с детьми – организация прогулок на пруд, к фонтану, в парк, на луг, в лес. Такая форма работы позволяет детям наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, наблюдая за яркими красочными явлениями (цветением, листопадом, первыми заморозками, снегопадом, грозой, радугой). Дети задают вопросы, рассуждают и постепенно подходят к пониманию, могут объяснить, почему замерзли лужи, почему тает снег.
Во время туристических походов совместно с родителями дети учатся преодолевать препятствия, трудности, а также проводят свою кропотливую исследовательскую работу: собирают лекарственные травы, знакомятся с ядовитыми и опасными растениями, которые нельзя трогать.
Совместно с родителями проводим экологические десанты, во время которых дети приобретают трудовые навыки. Активными неравнодушными родителями приобретены перчатки, мешки для мусора, защитные жилеты, оснащенные светоотражающим элементом, а также специализированные устройства для бесконтактного сбора мусора (в том числе в труднодоступных местах). Эти устройства позволяют маленьким участникам десанта безопасно для жизни и здоровья осуществлять сбор мусора. Мы вместе с детьми убираем мусор, боремся за чистоту родного города.
Также весной вместе с родителями проводим субботники: белим деревья на участке, убираем сухую листву. Дети очень охотно принимают в них участие.
Одной из форм работы по экологическому воспитанию являются праздники, развлечения, КВНы. Их роль заключается в сильном воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важность их состоит во включенности детей в переживание событий, в осознании экологических проблем, доступных их пониманию. Праздники (в том числе экологические) делают жизнь ребенка в детском саду более яркой, богатой впечатлениями. природе родного края. Так, в течение 2016-2017 учебного года мы провели праздники «День земли», «День рождения леса», «День птиц», «Праздник березки», «Бал цветов», а также экологический КВН.
Игра – это ведущая деятельность детей. Сухомлинский В.А. говорил о ней так: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости». Действительно, игра обогащает и развивает личность, доставляет ребенку радость, поэтому общение с природой, происходящее на ее фоне, особенно эффективно. Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые первые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям и многообразию. Это
- творческие игры (сюжетно-ролевые, театральные, строительные),
- игры с правилами (дидактические, словесные, подвижные),
- тематические (игры на тему «Живая и неживая природа»),
- игры по направленности действий (сенсорно-моторные),
- предметные игры с перевоплощением (социальные и соревновательные)
Проведение экологических акций и участие в них способствует формированию у детей навыков коммуникативного общения.
Так, в рамках работы по экологическому воспитанию семьи воспитанников были привлечены к участию в областной экологической акции «Покорми птиц», которая проходила в зимний период 2015-2016 гг. В 2016 и 2017 гг. сотрудники нашего детского сада с воспитанниками и родителями) приняли участие в экологической акции «Наш лес. Посади свое дерево», организованной Правительством Московской области. В 2017 году воспитанники ДОУ приняли участие в эколого-патриотической акции «Лес Победы».
Особое внимание мы уделяем проектной деятельности. Ведь это средство активизации познавательного и творческого развития ребенка, формирования определенных личностных качеств. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических знаний, где происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия. В нашем детском саду мы реализуем с детьми такие проекты, как «Деревья нашего участка», «Мы сажаем огород», «Экологическая тропа», «Наши маленькие друзья – насекомые», «Экология – детям».
Также у нас есть большой совместный командный общественный проект инициативных и неравнодушных родителей, детей и педагогов «Руза Эко Фэмили». Реализация данного проекта началась в мае 2015 года. Проект был разработан в рамках Губернаторской программы "Экология Подмосковья". В 2017 году он реализовывался в рамках Года экологии в России. Проект сопряжен с брендом Рузского городского округа "Руза заповедная", подчеркивающим, что "Руза - жемчужина Подмосковья", которую необходимо сохранить в первозданном виде. Долгосрочный, целевой. Цель данного проекта: формирование экологической культуры семей Московской области. Проект «Руза Эко Фэмили» направлен на привлечение внимания семей Рузского округа к формированию экологической культуры в Московской области, повышение уровня экологической культуры в обществе, развитию экологического семейного мышления и инициатив в сфере охраны окружающей среды, гармонизации взаимодействия семьи и природы.
За 2015-2017 годы участниками проекта ликвидировано 16 стихийных помоек в лесных и прибрежных зонах Рузского округа. За весь период существования проекта семьи-участницы приняли участие в восьми субботниках не только на территории детского сада, но и на территории Рузского городского округа.
В ручном режиме проведен мониторинг стихийных свалок в прибрежных и лесных зонах Рузского округа. Составлена «мусорная» карта. Разработан план ликвидации выявленных загрязнений.
В 2017 году наш проект стал победителем Премии Губернатора «Наше Подмосковье» в категории «Команда» (направление «Зеленый регион»). Мы получили премию 2 степени. Это большая трудоемкая работа по защите нашего любимого округа от свалок и мусора. Проект действующий и мы продолжаем над ним работать. Также надеемся на дальнейшее сотрудничество со всеми жителями нашего города.
Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволяет подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю и каждый может сохранить и преумножить ее красоту. Человек – это часть природы, самое разумное существо, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы и всего живого на земле.