"Лапта" в разделе спортивных и подвижных игр

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Каждый учитель физической культуры при изучении в школе какой-либо спортивной игры сталкивается с рядом проблем. В частности с такими:

В классах занимаются по 25-30 детей. Но, скажем, в волейбол играют (в обеих командах) 12 человек, в баскетбол — 10. Ясно, что участвовать в играх cpaзy всем классом невозможно. Поэтому, чтобы организовать двухстороннюю игру, учитель вынужден делить класс на 3-4 команды, а при таком варианте снижается моторная плотность урока. Мальчики и девочки до X класса учатся вместе. Стало быть, на уроках  физической культуры приходится разделять учащихся в классе еще и по половому признаку. Занятия по волейболу и баскетболу, требуют определенных климатических условий. В холодную погоду эти игры проводят в залах. Где уж тут говорить о закаливании. Для проведения названных игр требуется определенный инвентарь. Причем эффективность обучения находится в прямой зависимости от его качества и количества. Обзавестись же таким инвентарем совсем не просто.

Эти проблемы подтолкнули меня на поиски всепогодной игры, которая не потребует дорогого инвентаря, особых условий, позволит проводить ее одновременно всем классом. Палочкой-выручалочкой явилась русская лапта. В зале эта игра не теряет своей прелести. Скажу больше, своеобразный отскок мяча от стен зала делает ее еще более эмоциональной. Около 5 лет культивирую я лапту. Играем и на уроках, и после них.

В современной лапте каждый игрок должен уметь точно и своевременно сделать передачу и поймать мяч в самых неожиданных ситуациях, мгновенно изменить направление бега или сделать бросок  без предварительной подготовки. Всё это требует от игрока такого искусного владения мячом, которое прежде было уделом, пожалуй, только цирковых артистов.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И.Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. Так, П.Ф.Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.

С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.

Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.

Лапта, подвижные игры с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к спортивным играм. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, развивая координационные способности, чувство мяча. Перебежки в лапте аналогичны ускорениям.

Основное преимущество заключается в том, что осваивание и совершенствование двигательных действий осуществляем на протяжении всего учебного года, используя их многократное повторение вплоть до полного усвоения. А хорошо усвоенный материал учащиеся могут широко применять в самостоятельных играх на досуге.

Я убедился на практике, что игра в лапту соответствует психологическим особенностям детей, повышает содержание учебной деятельности, формирует потребность в систематических занятиях спортом. При игре в лапту исключается механистичность выполнения движений, ученики привыкают мыслить, осваивать технические приемы в нестандартных ситуациях, что очень помогает при освоении более сложных игр, в частности баскетбола и волейбола.

Подводя некоторые итоги, я заметил, что изменилось в лучшую сторону отношение учеников к своему физическому состоянию, появилась приверженность к здоровому образу жизни. Возросла способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые дви­жения, успешно действовать в измененных условиях, возникающих внезапно. Таким образом, апробация данной методики на базе нашей школы показала ее эффективность.

Что касается развития определенных физических качеств на занятиях лаптой, то в первую очередь нужно назвать развитие ловкости и быстроты. Это достигается при использовании таких элементов лапты, как бег на скорость, бег с ускорением, различные прыжки и т.п. Результаты показали, что при регулярном применении элементов лапты и самой игры на уроках физической культуры быстрота движений возрастает тем скорее, чем чаще применяются эти упражнения на уроках.

Лапта является одной из спортивных игр, имеющих древние корни. Она ничуть не уступает ныне распространённым играм ни в развитии физических качеств, ни в азарте, ни в зрелищности. А в ряде случаев даже превосходит их. Лапта не требует дорогостоящего оборудования. Она доступна для мальчиков и девочек разного возраста. Требует проявления смелости. Лапта имеет военно-прикладное значение, развивает и совершенствует многие навыки: имитация ударов, метание на дальность и в цель, умение уворачиваться, падения, глазомер, умение действовать быстро и точно в условиях ограниченного времени, ориентироваться в пространстве при перемещениях, распределять силы и др.

Безусловно, перспективы развития любого вида спорта диктуют необходимость решения возникающих научно-методических задач. В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта, необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы в этом виде обусловливается отсутствием на сегодняшний день научно обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.

Тенденция развития русской лапты на современном этапе ставит перед специалистами задачи по разработке методики подготовки игроков, обладающих высоким индивидуальным мастерством. В школьных условиях этого можно добиться методом опережающего обучения. В то же время этот метод, по моему мнению, должен перекликаться с истоками русских народных игр. Сейчас повсеместно идет возвращение к истокам своей народной культуры, вот и я решил обратиться к русским народным играм как средству, через которое возможно обучение игре в баскетбол. По опросу школьников, самой любимой народной игрой является лапта.

Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок. Упоминания о лапте есть уже в древних русских летописях. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!

Так неужели наше поколение окажется первым, кто не сумеет передать дальше эстафету поколений?! Нет, надо сберечь без потерь наше национальное достояние.