Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.
Решаемые проблемы:
- Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
- Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
- Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
- Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
- Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
- Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.
Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.
Личностные:
- Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
- Умение эстетически воспринимать объекты природы
- Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
- Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.
Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.
Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.
Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.
Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.
I. Организационный момент (слайды природы) музыка
Учитель:
Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.
II. Мотивация (включение в учебную деятельность)
Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?
- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?
- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?
П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)
- У меня в руках живой объект, что это за организмы?
П.О.: (Лишайники)
Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?
- Давайте попробуем разобраться?
- А для начала определим тему нашего урока?
П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)
Запись в рабочие листы, на доску!!!
- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)
П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску!!!)
Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.
Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения!!! (доска!!!)
III. Первичное ознакомление
1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)
ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность
- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)
- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)
Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.
П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)
Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)
Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества
В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом
Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз
Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)
Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)
2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)
Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.
– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)
Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)
3. Обращение к доске!!!
Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)
Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.
Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)
Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.
4. Обращение к доске!!! Каково значение лишайников?
Заполнение схемы №4 в рабочих листах.
1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.
2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?
Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.
3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)
4. Лишайники употребляют в пищу.
Библейская легенда
В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Слайд №14
Чем была эта «манна» на самом деле?
5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.
6. слайд №16. Получают краску и лакмус.
Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).
IV. Отработка изученного
Слайд №17
Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)
V. Контроль знаний
Cлайд №18
Какие утверждения верны, поставьте знак «+» или «-».
1.Тело лишайника называется слоевище.
2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.
4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.
5.Лишайники приносят вред природе.
6.Лишайник имеет стебель с листьями.
7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.
9.Лишайниками питаются некоторые животные.
10.Размножаются лишайники спорами.
Ответы:
- 1, 3, 4, 8, 9 -да.
- 2, 5, 6, 7, 10 - нет
Слайд №19
Лишайники - удивительные особи.
Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.
Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.
V. Подведение итогов урока (рефлексия)
Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.
- Ребята, а что сегодня удивило вас?
- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.
Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?
Ну что, согласны?
Это и будет темой вашего домашнего исследования!
Выставление оценок.