Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Задачи урока:
- Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.
- Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
- Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование и материалы:
- мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки);
- презентация «Семейные праздники» (региональный компонент);
- карточки с написанными на них буквами.
Предварительная подготовка. За 1 неделю до урока обучающемся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике.
Помощь родителей обязательна) по следующему плану:
- Как называется мой любимый праздник.
- Как моя семья отмечает этот праздник.
- Какие чувства вызывает этот праздник.
- Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: - Давайте поздороваемся-протянем к друг другу ручки и пожелаем удачного дня! Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.
- От чего зависит ваше настроение?
- Когда оно всегда бывает хорошим?
Посмотрите на окошки. Там наши солнышки. Поднимается у нас настроение, когда мы их видим с улицы? Почему?
Ответы учащихся.
2. Актуализация знаний
1) «Мозговой штурм»
Составьте из букв слова
И, К, И, Н, Д, З, А, П, Р
Б, Д, У, Н, И, И, Е, Д, Н
Вступительное слово учителя. Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате - растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция - жить семьей.
3. Работа по теме урока
В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции.
Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место потребность выработать свои собственные традиции, помогающие людям чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй.
Какие традиции существуют в вашей семье? (Учащиеся высказываются, учитель делает записи на доске). Как они влияют на внутрисемейные отношения?
(Ответы учащихся).
Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе.
Учитель: Как называются праздники, на которых, присутствуют только - папа, мама, сына, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка, дядя, тётя, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры.
«Семейные праздники».
Вот примеры некоторых из них:
Это:
- проведение каждого лета в путешествии;
- необычные встречи Нового года;
- празднование Дня рождения;
- совместные поездки за город;
- субботние обеды;
- семейные чтения;
- приём гостей;
- совместное проведение отпуска;
- посещение театра, концертов;
- совместное приготовление подарков;
Ученица читает стихотворение.
Моя семья
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит
И наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
Это наша семейная традиция.
4. Работа с текстом «Как появилась семья?»
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи.
Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
5. Рассказы детей о семейных праздниках
Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”
Я покажу вам русский костюм. В этом костюме раньше можно было выходить на праздники такие как «Масленица».
Ребята делятся своими впечатлениями о Масленице.
6. Работа с карточками
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
- “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
7. Игра «Пословицы разбежались»
Соберите их и объясните смысл.
Работа в группах.
На что и клад |
коли в семье лад |
Родительское слово |
мимо не молвится |
Вся семья вместе |
так и душа на месте |
Отца с матерью почитать |
горя не знать |
Родители трудолюбивы |
и дети не ленивы |
Дом согревает не печь |
а любовь и согласие |
“Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.
- А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г. (сл. 9) (рассказ учителя)
Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.
История их романтичной любви и примерного жития дошла до нас в описаниях древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая написана в XVI веке Ермолаем Эразмом. Она рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях.
По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь «древолазца» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность).
Выводы. Праздник – это …. (Ответы детей)
- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
Праздники
Государственные
- 23 февраля
- 8 марта
- 9 мая
семейные
- день рождения
- свадьба
общественные
- День учителя
- День города
8. Закрепим, выполнив таблицу в парах
Таблица
Смысл праздника | Праздник |
Вспоминаем защитников Родины |
|
Благодарим женщин за их труд и заботу |
|
Празднуем День ангела-хранителя |
|
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее |
|
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах |
|
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью |
9. Итог урока. Рефлексия
- Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.
- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
- Что было для вас интересно на уроке?
- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Оценки за урок.
Домашнее задание. Прочитать в учебнике текст с. 58-59, нарисовать иллюстрацию любимого семейного праздника.