Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление изученного материала. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • закрепить приемы умножения на 1, на нуль; решение задач различных видов;
  • способствовать развитию воображения, логического мышления, речи; пробуждать у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического применения;
  • содействовать воспитанию прилежания, чувства коллективизма.

Литература:

  1. Т.Ю. Целоусова, О.В. Казакова «Поурочные разработки по математике в 1 классе».
  2. Н.Г. Уткина «Дидактические материалы к урокам математики в 1-4 классах».
  3. Книга для учителя «Я иду на урок. Математика в начальной школе».
  4. Журнал «Практика в образовании», 2008, № 4.
  5. https://urok.1sept.ru/articles/519524/
  6. http://yandex.ru/yandsearch?text=картинки

Оборудование:

  • карта путешествий
  • учебник
  • карточки
  • журнал путешествий (тетрадь)

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.

У. – Сегодня у нас необычный урок математики. Приглашаю Вас в морское путешествие.

II. Актуализация знаний.

В. – Что нам надо взять с собой в путешествие?

О. – Карту, компас, бинокль, теплые вещи, лекарства, друзей и т.д., хорошее настроение.

У. - Это все верно. А еще что, ведь путешествие у нас математическое?

О. – Знания, полученные ранее на уроках математики, смекалку, выносливость…

У. – Верно. Мы будем делать записи в журнале-путешествий, этим журналом будет ваша тетрадь.

У. – А теперь коротко о маршруте - от берега устных вычислений мы попадем в море примеров, затем побываем на озадаченном острове, где нас ждет встреча с литературным героем; посетим геометрический полуостров; обогнув Скалу Любознательных наш путь лежит домой!

III. Устный счет.

Берег устных вычислений

У. - Отправляемся в путь.

1. Математический диктант

(У доски ученик)

  • 6 уменьши на 2 (4)
  • 8 увеличь на 1 (9)
  • От 10 отнять 3 (7)
  • К 5 прибавить 5 (10)
  • 1 сл. 3 второе 2. Найди сумму (5)
  • 8 минус 2 (6)

Самопроверка.

У. – А теперь читаем верные ответы, а вы исправляете, если что-то написали не так.

У. – Оцените свою работу сами. Кто не допустил ни одной ошибки раскрасьте первый смайлик, у кого есть недочеты в работе (одна–две ошибки) – второй; у кого больше – третий.

В. – Так какие знания нам пригодятся в путешествии?

О. – Умения считать в пределах 10. Знать компоненты сложения. Смекалка.

IV. Закрепление изученного материала.

«Море примеров»

У. – И вот наш кораблик попадает с Море примеров.

В. – Как вы думаете, что нас ждет в Море примеров?

О. – Мы будем решать примеры;  т.е. работать с выражениями.

Звук моря, крик чаек.

У. – Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда? (Кто запечатал нам послание в этой бутылке).

Посмотрим, что же в нашей.

Самостоятельная работа

У. – Откройте учебники, на стр. 100, № 4.

У. – Прочитайте задание к этому номеру?

В. – Так, в каком примеры из каждой пары будет ответ больше?

(Учащиеся рассуждают.)

У. – Выполните самостоятельно.

Проверка

У. – Прочитаем ответы, какие получились.
(Учащиеся читают ответы)
В. – Подтвердились ли наши рассуждения? (да)
У. - Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.

Физкультурная пауза (для глаз)

Зарядка по Аветисову Э.С.

У. – Ну, вот наши глазки отдохнули, а теперь возьмем бинокли и посмотрим, что там впереди.

О. – Остров!

V. Решение задач.

Озадаченный остров

В. – Как вы думаете, а что нас ждет на острове с таким названием?

О. – Будем решать задачи!

У. – Верно.

В. - А кто знает, что такое остров?

О. – Остров это часть суши со всех сторон окруженная водой. Связи с внешним миром на острове нет.

В. – Посмотрите, а кто это нас встречает на этом острове?

О. – Это Робинзон Крузо.

В. – Может кто-то помнит автора этого романа?

О. - Даниэл Дефо, этот роман называется «Робинзон Крузо».

У. – Верно. Робинзон Крузо разрешит нам пополнить запасы питьевой воды, даст продукты, если мы решим задачу.

Откройте с. 101 № 9.

Работа у доски

У. – Прочитайте условие задачи.

О. – Аня и Оля помогали маме лепить пирожки. Аня слепила 2 пирожка, а Оля – столько же.

У. – Прочитайте вопрос этой задачи.

О. - Сколько пирожков всего слепили девочки?

В. – О ком говорится в этой задаче?

О. – О Ане и Оле.

В. - Что делали девочки?

О. – Помогали маме лепить пирожки.

У. – Знаем, сколько пирожков слепила Аня?

О. – Да. 2.

В. – А сколько слепила Оля?

О. – Нет.

В. – А что сказано про пирожки, которые слепила Оля?

О. – Что она слепила столько же.

В. – А столько же это сколько?

О. – Два.

У. - Давайте вспомним, а как мы сможем записать краткую запись задачи.

О. – Словами, с помощью схемы или рисунком.

У. - Давайте условие этой задачи составим с помощью рисунка.

У. – Рисуем кружками пирожки Ани и Оли.

В. – А что спрашивается в задаче?

О. – Сколько пирожков всего слепили девочки?

У. – Верно, покажем на схеме.

У. – Проанализируем задачу:

Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать две величины.

В. – Каких два данных?

О. - Сколько слепила Аня и сколько слепила Оля пирожков.

В. – Знаем, сколько слепила Аня?

О. – Да.2.

В. – Знаем, сколько слепила Оля?

О. – Да. 2.

В. – Можем сразу ответить на вопрос задачи?

О. – Да.

В. - Каким действием?

О. - Действием сложения.

В. – Какое выражение запишем в решении?

Решение:

2 + 2 = 4 (п)

Ответ: 4 п.

У. – Робинзон собрал бананы, дал нам питьевой воды и можем отправляться дальше.

У. – Чтоб наш кораблик быстрее плыл, выполним такую зарядку.

Физкультминутка

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он несет его в волнах
На раздутых парусах

VI. Обобщение ранее полученных знаний.

Геометрический полуостров.

Работе в парах. Взаимопроверка.

В. – А кто знает, что такое полуостров?

О. – Полуостров это часть суши, впадающая в море и окруженная с трех сторон водой.

В. – Предположите. А какое задание мы будем выполнять здесь?

О. – Связанное с геометрическими фигурами.

У. - Верно. Посмотрите, на ваших столах, лежат фигуры.

(На доске фигуры: четырехугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник (одного цвета) и четырехугольник – другого цвета)

В. - Как можно одним словом назвать эти фигуры?

У. - Эту работы выполните в парах с соседом. Определите, какая фигура лишняя? Почему? Убедите соседа в этом.

У. - Молодцы, вы выполнили это задание.

Скала Любознательных

У. – Вот наше путешествие подходит к концу. Но на пути у нас еще Скала Любознательных. Выполним последнее задание.

У. - На это скале живет Белочка. Она готовится к зиме, делает запасы. Давайте ей поможем. Ведь нельзя оставлять братьев наши меньших без нашей помощи.
(На доске числа).

У.  – И последнее задание.

У. – Расположите числа в порядке убывания.

В. – Что у нас получилось?

О. – Цифровой ряд.

В. – Какова закономерность этого числового ряда?

О. – Каждое последующее число уменьшается на один.

VII. Итог урока.

У. –Уже видны родные берега.

У. – Давайте перевернем эти цифры, и увидим, кто нас встречает на берегу.

ШКОЛА «НИКА»

В. – Кто вас всегда встречает, когда возвращаетесь домой из путешествия, поездки?

О. – Мама, папа, бабушка, т.е. ваши близкие.

В. – О чем вы говорите после долгой разлуки?

О. – О путешествии, как провели время, что узнали, где побывали и т.п.

В. – О каком задании из путешествия вы хотели бы рассказать?

В. – Какое было самое легкое? А какое вызвало затруднение?

У. – Спасибо за урок. Мне с вами было интересно путешествовать.

В. – Какое настроение у вас сейчас после нашего путешествия?

У. - Раскрасьте одно из двух солнышек, и мы увидим, кто с каким настроением приехал из путешествия.

(Учащиеся раскрашивают солнышки)

У. – Прикрепите к доске свои солнышки. Пусть они нам сияют всегда и везде, и создают хорошее настроение.