Цели:
- закрепить приемы умножения на 1, на нуль; решение задач различных видов;
- способствовать развитию воображения, логического мышления, речи; пробуждать у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического применения;
- содействовать воспитанию прилежания, чувства коллективизма.
Литература:
- Т.Ю. Целоусова, О.В. Казакова «Поурочные разработки по математике в 1 классе».
- Н.Г. Уткина «Дидактические материалы к урокам математики в 1-4 классах».
- Книга для учителя «Я иду на урок. Математика в начальной школе».
- Журнал «Практика в образовании», 2008, № 4.
- https://urok.1sept.ru/articles/519524/
- http://yandex.ru/yandsearch?text=картинки
Оборудование:
- карта путешествий
- учебник
- карточки
- журнал путешествий (тетрадь)
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
У. – Сегодня у нас необычный урок математики. Приглашаю Вас в морское путешествие.
II. Актуализация знаний.
В. – Что нам надо взять с собой в путешествие?
О. – Карту, компас, бинокль, теплые вещи, лекарства, друзей и т.д., хорошее настроение.
У. - Это все верно. А еще что, ведь путешествие у нас математическое?
О. – Знания, полученные ранее на уроках математики, смекалку, выносливость…
У. – Верно. Мы будем делать записи в журнале-путешествий, этим журналом будет ваша тетрадь.
У. – А теперь коротко о маршруте - от берега устных вычислений мы попадем в море примеров, затем побываем на озадаченном острове, где нас ждет встреча с литературным героем; посетим геометрический полуостров; обогнув Скалу Любознательных наш путь лежит домой!
III. Устный счет.
Берег устных вычислений
У. - Отправляемся в путь.
1. Математический диктант
(У доски ученик)
- 6 уменьши на 2 (4)
- 8 увеличь на 1 (9)
- От 10 отнять 3 (7)
- К 5 прибавить 5 (10)
- 1 сл. 3 второе 2. Найди сумму (5)
- 8 минус 2 (6)
Самопроверка.
У. – А теперь читаем верные ответы, а вы исправляете, если что-то написали не так.
У. – Оцените свою работу сами. Кто не допустил ни одной ошибки раскрасьте первый смайлик, у кого есть недочеты в работе (одна–две ошибки) – второй; у кого больше – третий.
В. – Так какие знания нам пригодятся в путешествии?
О. – Умения считать в пределах 10. Знать компоненты сложения. Смекалка.
IV. Закрепление изученного материала.
«Море примеров»
У. – И вот наш кораблик попадает с Море примеров.
В. – Как вы думаете, что нас ждет в Море примеров?
О. – Мы будем решать примеры; т.е. работать с выражениями.
Звук моря, крик чаек.
У. – Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда? (Кто запечатал нам послание в этой бутылке).
Посмотрим, что же в нашей.
Самостоятельная работа
У. – Откройте учебники, на стр. 100, № 4.
У. – Прочитайте задание к этому номеру?
В. – Так, в каком примеры из каждой пары будет ответ больше?
(Учащиеся рассуждают.)
У. – Выполните самостоятельно.
Проверка
У. – Прочитаем ответы, какие получились.
(Учащиеся читают ответы)
В. – Подтвердились ли наши рассуждения? (да)
У. - Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.
Физкультурная пауза (для глаз)
Зарядка по Аветисову Э.С.
У. – Ну, вот наши глазки отдохнули, а теперь возьмем бинокли и посмотрим, что там впереди.
О. – Остров!
V. Решение задач.
Озадаченный остров
В. – Как вы думаете, а что нас ждет на острове с таким названием?
О. – Будем решать задачи!
У. – Верно.
В. - А кто знает, что такое остров?
О. – Остров это часть суши со всех сторон окруженная водой. Связи с внешним миром на острове нет.
В. – Посмотрите, а кто это нас встречает на этом острове?
О. – Это Робинзон Крузо.
В. – Может кто-то помнит автора этого романа?
О. - Даниэл Дефо, этот роман называется «Робинзон Крузо».
У. – Верно. Робинзон Крузо разрешит нам пополнить запасы питьевой воды, даст продукты, если мы решим задачу.
Откройте с. 101 № 9.
Работа у доски
У. – Прочитайте условие задачи.
О. – Аня и Оля помогали маме лепить пирожки. Аня слепила 2 пирожка, а Оля – столько же.
У. – Прочитайте вопрос этой задачи.
О. - Сколько пирожков всего слепили девочки?
В. – О ком говорится в этой задаче?
О. – О Ане и Оле.
В. - Что делали девочки?
О. – Помогали маме лепить пирожки.
У. – Знаем, сколько пирожков слепила Аня?
О. – Да. 2.
В. – А сколько слепила Оля?
О. – Нет.
В. – А что сказано про пирожки, которые слепила Оля?
О. – Что она слепила столько же.
В. – А столько же это сколько?
О. – Два.
У. - Давайте вспомним, а как мы сможем записать краткую запись задачи.
О. – Словами, с помощью схемы или рисунком.
У. - Давайте условие этой задачи составим с помощью рисунка.
У. – Рисуем кружками пирожки Ани и Оли.
В. – А что спрашивается в задаче?
О. – Сколько пирожков всего слепили девочки?
У. – Верно, покажем на схеме.
У. – Проанализируем задачу:
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать две величины.
В. – Каких два данных?
О. - Сколько слепила Аня и сколько слепила Оля пирожков.
В. – Знаем, сколько слепила Аня?
О. – Да.2.
В. – Знаем, сколько слепила Оля?
О. – Да. 2.
В. – Можем сразу ответить на вопрос задачи?
О. – Да.
В. - Каким действием?
О. - Действием сложения.
В. – Какое выражение запишем в решении?
Решение:
2 + 2 = 4 (п)
Ответ: 4 п.
У. – Робинзон собрал бананы, дал нам питьевой воды и можем отправляться дальше.
У. – Чтоб наш кораблик быстрее плыл, выполним такую зарядку.
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он несет его в волнах
На раздутых парусах
VI. Обобщение ранее полученных знаний.
Геометрический полуостров.
Работе в парах. Взаимопроверка.
В. – А кто знает, что такое полуостров?
О. – Полуостров это часть суши, впадающая в море и окруженная с трех сторон водой.
В. – Предположите. А какое задание мы будем выполнять здесь?
О. – Связанное с геометрическими фигурами.
У. - Верно. Посмотрите, на ваших столах, лежат фигуры.
(На доске фигуры: четырехугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник (одного цвета) и четырехугольник – другого цвета)
В. - Как можно одним словом назвать эти фигуры?
У. - Эту работы выполните в парах с соседом. Определите, какая фигура лишняя? Почему? Убедите соседа в этом.
У. - Молодцы, вы выполнили это задание.
Скала Любознательных
У. – Вот наше путешествие подходит к концу. Но на пути у нас еще Скала Любознательных. Выполним последнее задание.
У. - На это скале живет Белочка. Она готовится к зиме, делает запасы. Давайте ей поможем. Ведь нельзя оставлять братьев наши меньших без нашей помощи.
(На доске числа).
У. – И последнее задание.
У. – Расположите числа в порядке убывания.
В. – Что у нас получилось?
О. – Цифровой ряд.
В. – Какова закономерность этого числового ряда?
О. – Каждое последующее число уменьшается на один.
VII. Итог урока.
У. –Уже видны родные берега.
У. – Давайте перевернем эти цифры, и увидим, кто нас встречает на берегу.
ШКОЛА «НИКА»
В. – Кто вас всегда встречает, когда возвращаетесь домой из путешествия, поездки?
О. – Мама, папа, бабушка, т.е. ваши близкие.
В. – О чем вы говорите после долгой разлуки?
О. – О путешествии, как провели время, что узнали, где побывали и т.п.
В. – О каком задании из путешествия вы хотели бы рассказать?
В. – Какое было самое легкое? А какое вызвало затруднение?
У. – Спасибо за урок. Мне с вами было интересно путешествовать.
В. – Какое настроение у вас сейчас после нашего путешествия?
У. - Раскрасьте одно из двух солнышек, и мы увидим, кто с каким настроением приехал из путешествия.
(Учащиеся раскрашивают солнышки)
У. – Прикрепите к доске свои солнышки. Пусть они нам сияют всегда и везде, и создают хорошее настроение.