УМК: «Школа России», 1 класс.
Педагогическая цель:
- создать условия для ознакомления с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- развитие навыков счёта; умения решать составные задачи.
Планируемые результаты (предметные): знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
- Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
- Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
- Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические способности.
Литература.
- В.В. Волина «Праздник числа», занимательный материал;
- Г.А. Зайцева «Математика 1 класс», поурочные планы;
- М.И. Моро «Математика в 1 классе», разработки уроков;
- А.П. Тонких «Веселые задачки».
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Сценарий урока
I. Оргмомент.
У. – Проверьте готовность к уроку.
II. Актуализация знаний.
В. – Вы любите сказки? А бывали ли вы в математической сказке?
У. – Давайте отправимся в сказку, но сказку не простую, волшебную, где еще лучше подружимся с царицей наук – математикой.
В. – А как начинаются все сказки?
О. – С жили-были..
У. – Жила-была девочка Маша. Отправилась Маша в лес с подружками за грибами, ягодами, да и заблудилась. Села Маша на травку и плачет. Вдруг откуда не возьмись, появился старичок – Лесовичок.
- Что ты, Маша, плачешь?
- Как же мне не плакать, заблудилась я, отстала от подружек.
- Ну, стоит ли горевать. Я тебе помогу. Вот тебе клубочек волшебный, он тебя к дому и выведет. Но только условие одно, лес-то мой не простой, математический. Выполнишь все задания правильно, и прямо к дому придешь. Ударил Лесовичок в колокольчики и исчез.
А Маша, недолго думая, бросила клубочек и заспешила за ним. Вот клубочек покатился, покатился и остановился. Смотрит Маша, а впереди небольшая полянка «Посчитай-ка». Поможем Маше.
В. – Как вы думаете, что мы будем делать с Машей на этой полянке?
О. – Устно считать.
III. Устный счёт.
- «Помоги ёжику».
- «Числа разговаривают»
- 4 =
- 5 =
Физкультминутка для глаз.
IV. Изучение нового материала.
У. – Выполнив задания, Маша побежала дальше за клубком.
И вот Маша очутилась в Лесной школе. И сразу же попала на урок математики.
У. - Учитель Михайло Потапович предложил Маше …
В. – Что мог предложить Маше учитель?
О. - Поучиться с лесными зверушками, узнать что-то новое…
У. – Верно, а вот что вы сейчас сами и скажите, чему будет Маша учиться с лесными зверушками.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа с наборным полотном.
На наборное полотно выставляются, например, 7 кругов синих и 4 красных.
В. - Что мы видим на доске?
В. – Сколько кружков синих? А красных?
О. – 7 и 4.
В. – Какое выражение на сложение мы можем составить?
О. – 7 + 4
У. – Верно.
В. – Как мы можем прочитать это выражение?
О. – (учащиеся читают разными способами – сумма, 1 сл, 2 сл., к ..прибавить.., 7 увеличить на 4.
У. – Вычислите.
О. - Получилось 11.
У. – Докажите.
О. - Я рассуждал так, буду прибавлять по частям
- сначала дополню 7 до 10;
- значит число 4 надо представить в виде двух удобных слагаемых 3 и 1
- 7 + 3 + 1= 11.
В. - Так чему Маша и вы будете учиться?
О. – Прибавлять с переходом через 10.
2. Знакомство с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1) (Слайды на вычисление с переходом через 10). (дети у доски по очереди)
У. – Посмотрите на экран. Давайте вычислим следующие суммы.
- 9 + 2 =
- 8 + 4 =
- 7 + 5 =
- 8 + 6 =
(Учащиеся комментируют свои вычисления)
2) Самостоятельная работа «Научи друга»
У. – Выполните вычисления в парах любой один столбик, объясняя прием сложения друг другу.
|
8 + 5 = |
|
9 + 4 = |
|
7 + 6 = |
Самопроверка.
У. – Проверь себя. (На экране правильные ответы).
В. – Какой вывод сделаем?
Вывод: Первое слагаемое надо дополнить до 1 десятка, поэтому надо второе слагаемое представим в виде суммы удобных слагаемых.
Физкультминутка.
Динамичная физкультминутка.
У. – Великолепно справившись с заданиями, давайте поторопимся отправиться в путь с Машей. И вот волшебный клубок выкатился на спортивную лужайку.
В. – А вы знаете, что такое спортивные кольца? Турник?
Верно, на этих спортивных снарядах заниматься могут не только спортсмены, но и со всем не подготовленные люди. Укрепляет мышцы спины, груди, качает пресс. Вы будете стройными, подтянутыми, и с красивой осанкой.
В. – Предположите, а какое задание мы будем выполнять на спортивной лужайке?
О. – Решать задачи.
V. Работа над задачами (задание 3, с. 64 учебника).
– Что в задаче известно? О чём в задаче спрашивается? (Схему)
Запись:
На кольцах – 10 б.
На турнике – ? на 1 б. меньше.
В. – Какая это задача – простая или составная? (Простая, так как она решается одним действием.) Какой вопрос нужно задать, чтобы задача стала составной? (Сколько баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике?)
У. – А теперь измените так вопрос, чтобы эта задача решалась в два действия.
У. – Проанализируем задачу.
У. – Запишите решение с пояснением и ответ задачи.
Решают в парах задачу 3 с последующей фронтальной проверкой.
У. - Ну помогли Машеньки, отправляемся дальше.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Слайд с геометрическим материалом.
– Как называется линия, изображённая на чертеже (задание 5, с. 65 учебника)? (Ломаная.) Сколько в этой ломаной звеньев? (3.)
– Измерьте каждое звено ломаной и начертите такую же ломаную.
Самостоятельная работа.
– Как узнать длину всей ломаной? (Сложить длины всех звеньев ломаной.)
У. – И вот клубочек вывел Машеньку к последнему заданию.
VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности, логического мышления.
В заключение урока выполняется задание 7 на смекалку (с. 65 учебника).
Решение: на 1-м рисунке нужно вставить картинку 2 (зелёную машину), на 2-м рисунке – картинку 3 (зелёный треугольник).
VIII. Итог урока.
У. – И вот Машенька дома.
В. – Кто ее будет встречать?
В. – Как вы думаете, что расскажет Машенька своим родителям о своем приключении?
В. – Скажите, а научилась ли чему-то Машенька?
В. – С каким правилом сложения она познакомилась?
В. - Какое задание ей понравилось больше всего? Чем? Какое задание вызвало у вас и у Машеньки затруднения?
У. – Мы не зря потрудились на уроке. Все эти знания нам пригодятся в дальнейшем.