Открытый урок по математике. Прием сложения однозначных чисел с переходом через 10. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК: «Школа России», 1 класс.

Педагогическая цель:

  • создать условия для ознакомления с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
  • развитие навыков счёта; умения решать составные задачи.

Планируемые результаты (предметные): знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
  • Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические способности.

Литература.

  • В.В. Волина «Праздник числа», занимательный материал;
  • Г.А. Зайцева «Математика 1 класс»,  поурочные планы;
  • М.И. Моро «Математика в 1 классе», разработки уроков;
  • А.П. Тонких «Веселые задачки».

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Сценарий урока

I. Оргмомент.

У. – Проверьте готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

В. – Вы любите сказки? А бывали ли вы в математической сказке?

У. – Давайте отправимся в сказку, но сказку не простую, волшебную, где еще лучше подружимся с царицей наук – математикой.

В. – А как начинаются все сказки?

О. – С жили-были..

У. – Жила-была девочка Маша. Отправилась Маша в лес с подружками за грибами, ягодами, да и заблудилась. Села Маша на травку и плачет. Вдруг откуда не возьмись, появился старичок – Лесовичок.

- Что ты, Маша, плачешь?

- Как же мне не плакать, заблудилась я, отстала от подружек.

- Ну, стоит ли горевать. Я тебе помогу. Вот тебе клубочек волшебный, он тебя к дому и выведет. Но только условие одно, лес-то мой не простой,  математический. Выполнишь все задания правильно, и прямо к дому придешь. Ударил Лесовичок в колокольчики и исчез.

А Маша, недолго думая, бросила клубочек и заспешила за ним. Вот клубочек покатился, покатился и остановился. Смотрит Маша, а впереди небольшая полянка «Посчитай-ка». Поможем Маше.

В. – Как вы думаете, что мы будем делать с Машей на этой полянке?

О. – Устно считать.

III. Устный счёт.

  1. «Помоги ёжику».
  2. «Числа разговаривают»
  • 4 =
  • 5 =

Физкультминутка для глаз.

IV. Изучение нового материала.

У. – Выполнив задания, Маша побежала дальше за клубком.

И вот Маша очутилась в Лесной школе. И сразу же попала на урок математики.

У. - Учитель Михайло Потапович предложил Маше …

В. – Что мог предложить Маше учитель?

О. - Поучиться с лесными зверушками, узнать что-то новое…

У. – Верно, а вот что вы сейчас сами и скажите, чему будет Маша учиться с лесными зверушками.

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Работа с наборным полотном.

На наборное полотно выставляются, например, 7 кругов синих и 4 красных.

В. - Что мы видим на доске?

В. – Сколько кружков синих? А красных?

О. – 7 и 4.

В. – Какое выражение на сложение мы можем составить?

О. – 7 + 4

У. – Верно.

В. – Как мы можем прочитать это выражение?

О. – (учащиеся читают разными способами – сумма, 1 сл, 2 сл., к ..прибавить.., 7 увеличить на 4.

У. – Вычислите.

О. - Получилось 11.

У. – Докажите.

О. - Я рассуждал так, буду прибавлять по частям

- сначала дополню 7 до 10;

- значит число 4 надо представить в виде двух удобных слагаемых 3 и 1

- 7 + 3 + 1= 11.

В. - Так чему Маша и вы будете учиться?

О. – Прибавлять с переходом через 10.

2. Знакомство с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1) (Слайды на вычисление с переходом через 10). (дети у доски по очереди)

У. – Посмотрите на экран. Давайте вычислим следующие суммы.

  • 9 + 2 =
  • 8 + 4 =
  • 7 + 5 =
  • 8 + 6 =

(Учащиеся комментируют свои вычисления)

2) Самостоятельная работа «Научи друга»

У. – Выполните вычисления в парах любой один столбик, объясняя прием сложения друг другу.

  • 7 + 4 =                  

8 + 5  =

  • 6 + 5 =                   

9 + 4 =

  • 8 + 4 =                   

7 + 6 =

Самопроверка.

У. – Проверь себя. (На экране правильные ответы).

В. – Какой вывод сделаем?

Вывод: Первое слагаемое надо дополнить до 1 десятка, поэтому надо второе слагаемое представим в виде суммы удобных слагаемых.

Физкультминутка.

Динамичная физкультминутка.

У. – Великолепно справившись с заданиями, давайте поторопимся отправиться в путь с Машей. И вот волшебный клубок выкатился на спортивную лужайку.

В. – А вы знаете, что такое спортивные кольца? Турник?

Верно, на этих спортивных снарядах заниматься могут не только спортсмены, но и со всем не подготовленные люди. Укрепляет мышцы спины, груди, качает пресс. Вы будете стройными, подтянутыми, и с красивой осанкой.

В. – Предположите, а какое задание мы будем выполнять на спортивной лужайке?

О. – Решать задачи.

V. Работа над задачами (задание 3, с. 64 учебника).

– Что в задаче известно? О чём в задаче спрашивается? (Схему)

Запись:

На кольцах – 10 б.

На турнике – ? на 1 б. меньше.

В. – Какая это задача – простая или составная? (Простая, так как она решается одним действием.) Какой вопрос нужно задать, чтобы задача стала составной? (Сколько баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике?)

У. – А теперь измените так вопрос, чтобы эта задача решалась в два действия.

У. – Проанализируем задачу.

У. – Запишите решение с пояснением и ответ задачи.

Решают в парах задачу 3 с последующей фронтальной проверкой.

У. - Ну помогли Машеньки, отправляемся дальше.

VI. Работа с геометрическим материалом.

Слайд с геометрическим материалом.

– Как называется линия, изображённая на чертеже (задание 5, с. 65 учебника)? (Ломаная.) Сколько в этой ломаной звеньев? (3.)

– Измерьте каждое звено ломаной и начертите такую же ломаную.

Самостоятельная работа.

– Как узнать длину всей ломаной? (Сложить длины всех звеньев ломаной.)

У. – И вот клубочек вывел Машеньку к последнему заданию.

VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности, логического мышления.

В заключение урока выполняется задание 7 на смекалку (с. 65 учебника).

Решение: на 1-м рисунке нужно вставить картинку 2 (зелёную машину), на 2-м рисунке – картинку 3 (зелёный треугольник).

VIII. Итог урока.

У. – И вот Машенька дома.

В. – Кто ее будет встречать?

В. – Как вы думаете, что расскажет Машенька своим родителям о своем приключении?

В. – Скажите, а научилась ли чему-то Машенька?

В. – С каким правилом сложения она  познакомилась?

В. - Какое задание ей понравилось больше всего? Чем? Какое задание вызвало у вас и у Машеньки затруднения?

У. – Мы не зря потрудились на уроке. Все эти знания нам пригодятся в дальнейшем.