Цели и задачи урока: продолжить работу с творчеством С.Есенина; формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы; развивать навыки выразительного чтения; находить средства выразительности в произведении, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Оборудование:
- Презентация к уроку.
- Отрывок из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковкий.
Сценарий урока
I. Оргмомент.
II. Дыхательная гимнастика.
III. Проверка домашнего задания.
1) Творчество С.Есенина.
- Что нового и интересного узнали о жизни и творчестве поэта?
(Сообщения о творчестве С.Есенина)
2) Главная тема творчества – тема Родины.
- Какова основная тема творчества поэта? В чем это проявляется? Докажите.
IV. Подготовка к восприятию стихотворения.
1) Знакомство с произведением.
- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?
- Лебедь – это величественная птица, почитаема людьми, символ верности, благородства и любви.
2) Виртуальное путешествие в Рязанскую губернию начало 20 века. (Дом-музей С.Есенина)
- Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Показ экспозиции музея и комментирование).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Поэт склонился к листу бумаги, быстро бежит карандаш, оставляя на нем строчки… так рождались произведения у С.Есенина.
V. Работа над произведением.
1) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (можно в записи).
- Послушайте стихотворение, представьте себе картину услышанного.
2) Беседа по прочитанному.
- Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? (Чувство грусти, печали).
- Кто главные герои? Какими их показал поэт? Почему?
- Как их называет автор? Почему так ласково, нежно?
VI. Словарная работа.
1) Чтение произведения учащимися.
- Понаблюдаем за особенностями поэтического слова Есенина. Найдите слова, которые вам непонятны.
2) Работа в парах. Разбор словосочетаний.
- Каждой паре дан определенный отрывок. Найдите в нем слова, которые непонятны, постарайтесь объяснить их смысл.
3) Работа с толковыми словарями. (Школьный толковый словарь на каждой парте).
- Если вам непонятен смысл того или иного слова, где мы можем о нем узнать?
- Верно. В словарях С.Ожигова и В.Даля можно найти все нам непонятны слова.
Физкультминутка.
VII. Разбор произведения по частям. (Работа в группах).
1) Первая часть.
- Какой литературный жанр напоминает нам это стихотворение?
- Напевность, мелодичность нам говорит о чем?
- Стихи С.Сенина нам напоминают песни. А ведь поэтом написано много стихов, на которые позже была наложена музыка и они стали известными произведениями.
2) Работа с иллюстрацией к первой части.
- Найди строки, которые ей соответствуют. Как поэт описывает лебедушку? Как онй ей любуется?
- Как называет автор детей лебедушки? Почему? Какой прием применяет поэт?
- Олицетворение в этом стихотворении проходит красной нитью… он наделяет своим героям те качества, которые открывают нам характер, настроение, даже поведение героя.
- Найдите олицетворение.
- Зорюшка рассыпалась, сосны наряжали, камыши шепталися, перешептывались лилии, цветы улыбались.
- Зачем автор использует олицетворение?
3) Аналогичная работа ведется в группах и по остальным частям стихотворения.
VIII. Обобщение по произведению.
1) Составление портрета главных героев. Работа в группах.
- 1 группа – составляет портрет главной героини и ее детей.
- 2 группа – составляет портрет орла.
- Проверка совместной работы.
- Почему Лебедушка пожертвовала собой? Кто так еще может пожертвовать ради своих детей?
IX. Дидактическая игра «Если б я был волшебник»
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, что мы волшебники, чтобы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии).
Домашнее задание: стр. 124, вопрос 4.
X. Рефлексия. Итог урока.
- Чему учит нас это произведение?
- Кто символизирует в этом лирическом стихотворении добро? Зло?
- Зло совершил орел. В мире животных это закономерно. Но страшно то, что если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.
- Закончить наш урок словами из известного стихотворения:
Друзья, учитесь верности у лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувства невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
Список использованной литературы.
- Есенин С.А. Лебедушка. Махаон. - 2014.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 4 класс. Просвещение. – 2013.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Вако. - 2015.
Интернет-ресурсы.
- https://doc4web.ru
- https://istihi.ru/esenin
- http://www.foru.ru