Конспект урока по литературному чтению. С.Есенин "Лебедушка". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока: продолжить работу с творчеством С.Есенина; формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы; развивать навыки выразительного чтения; находить средства выразительности в произведении, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку.
  2. Отрывок из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковкий.

Сценарий урока

I. Оргмомент.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Проверка домашнего задания.

1) Творчество С.Есенина.

- Что нового и интересного узнали о жизни и творчестве поэта?

(Сообщения о творчестве С.Есенина)

2) Главная тема творчества – тема Родины.

- Какова основная тема творчества поэта? В чем это проявляется? Докажите.

IV. Подготовка к восприятию стихотворения.

1) Знакомство с произведением.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – это величественная птица, почитаема людьми, символ верности, благородства и любви.

2) Виртуальное путешествие в Рязанскую губернию начало 20 века. (Дом-музей С.Есенина)

- Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Показ экспозиции музея и комментирование).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Поэт склонился к листу бумаги, быстро бежит карандаш, оставляя на нем строчки… так рождались произведения у С.Есенина.

V. Работа над произведением.

1) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (можно в записи).

- Послушайте стихотворение, представьте себе картину услышанного.

2) Беседа по прочитанному.

- Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? (Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои? Какими их показал поэт? Почему?

- Как их называет автор? Почему так ласково, нежно?

VI. Словарная работа.

1) Чтение произведения учащимися.

- Понаблюдаем за особенностями поэтического слова Есенина. Найдите слова, которые вам непонятны.

2) Работа в парах. Разбор словосочетаний.

- Каждой паре дан определенный отрывок. Найдите в нем слова, которые непонятны, постарайтесь объяснить их смысл.

3) Работа с толковыми словарями. (Школьный толковый словарь на каждой парте).

- Если вам непонятен смысл того или иного слова, где мы можем о нем узнать?

- Верно. В словарях С.Ожигова и В.Даля можно найти все нам непонятны слова.

Физкультминутка.

VII. Разбор произведения по частям. (Работа в группах).

1) Первая часть.

- Какой литературный жанр напоминает нам это стихотворение?

- Напевность, мелодичность нам говорит о чем?

- Стихи С.Сенина нам напоминают песни. А ведь поэтом написано много стихов, на которые позже была наложена музыка и они стали известными произведениями.

2) Работа с иллюстрацией к первой части.

- Найди строки, которые ей соответствуют. Как поэт описывает лебедушку? Как онй ей любуется?

- Как называет автор детей лебедушки? Почему? Какой прием применяет поэт?

- Олицетворение в этом стихотворении проходит красной нитью… он наделяет своим героям те качества, которые открывают нам характер, настроение, даже поведение героя.

- Найдите олицетворение.

- Зорюшка рассыпалась, сосны наряжали, камыши шепталися, перешептывались лилии, цветы улыбались.

- Зачем автор использует олицетворение?

3) Аналогичная работа ведется в группах и по остальным частям стихотворения.

VIII. Обобщение по произведению.

1) Составление портрета главных героев. Работа в группах.

  1. 1 группа – составляет портрет главной героини и ее детей.
  2. 2 группа – составляет портрет орла.
  3. Проверка совместной работы.

- Почему Лебедушка пожертвовала собой? Кто так еще может пожертвовать ради своих детей?

IX. Дидактическая игра «Если б я был волшебник»

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, что мы волшебники, чтобы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии).

Домашнее задание: стр. 124, вопрос 4.

X. Рефлексия. Итог урока.

- Чему учит нас это произведение?

- Кто символизирует в этом лирическом стихотворении добро? Зло?

- Зло совершил орел. В мире животных это закономерно. Но страшно то, что если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

- Закончить наш урок словами из известного стихотворения:

Друзья, учитесь верности у лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувства невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

Список использованной литературы.

  1. Есенин С.А. Лебедушка. Махаон. - 2014.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 4 класс. Просвещение. – 2013.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Вако. - 2015.

Интернет-ресурсы.

  • https://doc4web.ru
  • https://istihi.ru/esenin
  • http://www.foru.ru